Публикации за Ноябрь 2015 года

Дата публикации Автор материала
Название материала
30.11.2015
Подгорная Наталья Антоновна Развитие и поощрение интереса к истории Отечества и родного края.

Роль школьного краеведения в познавательной деятельности учащихся.

Краеведение сегодня прочно вошло в жизнь школы и стало одним из эффективных средств познавательной и учебно-воспитательной деятельности учащихся, оно «возбуждает интерес и воспитывает уважение к нашим истокам. Его воздействие велико и на разум наш и на душу!...»

Школьное краеведение включает не только приобретение учащимися готовых знаний на уроках или из учебных пособий, интернета, но и самостоятельную работу, поисково- исследовательскую под руководством учителя. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и ученика в положение исследователей. Поэтому обязательной ее частью является участие в поисково-исследовательской деятельности как учеников, так и учителя. При этом я преследую две цели: научную – исследование краеведческого объекта и, педагогическую – приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе.

Отмечу, что историко-краеведческая тематика ученических исследований имеет рад особенностей. Во-первых, краеведческие объекты или темы мало изучены. Особенно истории сел. небольших городов, школ, зданий, повседневная жизнь людей, их национального костюма, традиций и т.д., что создает большие возможности для успешной исследовательской деятельности работы как учителя, так и учащихся.

Во-вторых, ученик в своей работе учится раскрывать дидактическую взаимосвязь местного и общеисторического материала. Что всегда вызывает у школьников повышенный интерес к изучаемому материалу.

Например, ученица 9 класса нашей школы объектом своего исследования выбрала изучение русского народного костюма Острогожского района, Воронежской области конца 18, начала 19 века. Она встречалась со сторожилами сел, слушала рассказы бабушек о костюмах. Узнавала такие факты, о которых даже не знала. Некоторые жители показывали старые фотографии своих родственников в костюмах того времени, доставали из сундука дорогие им реликвии. Вместе с ней мы посещали краеведческий музей имени И.Крамского в городе Острогожске. В музее русскому народному костюму Острогожского района посвящена целая экспозиция.

И в завершение своей исследовательской работы мы воссоздали костюм русской женщины прошлого времени , используя конечно современные ткани. Костюм вызвал такой интерес у младших школьников, что Анастасия проводила экскурсии об ознакомлении с народным костюмом, рассказывала, из каких тканей какая деталь шилась, какая вышивка должна быть на рубахе. Что служило оберегом, а что украшением. Значение каждой детали в костюме. Костюмы каждого села отличались немного друг от друга. Проект дал нам новый материал для размышления о судьбах и жизни наших односельчан, родных, в различные эпохи. С этой работой мы участвовали в областном конкурсе, где заняли призовое место.

Самое главное в краеведческой работе – самостоятельная работа детей. У них возникает чувство сопричастности к истории Отечества. Школьник ощущает себя объектом истории, непосредственным участником событий.

В – четвертых, в своей краеведческой работе учащиеся встречают широкую поддержку среди населения, которым не безразлична даже мелкая деталь уходящей эпохи, местных общественных организаций.

Немаловажное значение для ученических исследований имеет доступность и близость историко-краеведческих источников.

Определяя краеведческую тематику ученических исследований, я исхожу из следующего: предлагаю несколько тем на выбор, которые более специфические для нашего села, учитываю интересы школьников, их уровень развития.

Проводя краеведческую работу со школьниками, убеждаюсь, что школьные краеведческие исследования пробуждают познавательный интерес учащихся, потребность в знаниях, повышают интерес к учению, делают его смысл более понятным для детей и являются сферой применения знаний, приобретают жизненность и действенный характер. Кроме того, здесь достигаются воспитательные и образовательные задачи. Воспитывается патриотизм, обучение умению работать с источниками информации.

Литература

З.Я. Королькова. Современные подходы к дошкольному и начальному образованию. Воронеж 2009

Н.А.Подгорная



Организатор - Всероссийское СМИ "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Время Знаний

Россия, 2015 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.