УДК 373.2
Ю.О. Занфирова
(студ.3 курса ,44.03.02 “Психолого – педагогическое образование”, профиль “Психология и педагогика дошкольного образования”, Институт детства, ФГБОУ ВО “Новосибирский государственный университет”, Новосибирск)
Развитие мелкой моторики старших дошкольников в ручном труде.
Аннотация: В статье описывается проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и ее решение через разные виды ручного труда. Ручной труд - основа мастерства. Это тот компонент, который необходим для гармоничного развития ребенка.
Ключевые слова: Дошкольный возраст, мелкая моторика, ручной труд, проблема развития, творческие способности.
Дошкольный возраст – очень значимый этап в жизни ребенка. Уровень развития ребенка напрямую зависит от разнообразия его деятельности. Важнейшей задачей педагога является выявление потенциальных возможностей детей и создание благоприятной среды для творчества. Но, к сожалению, бывают ситуации, когда творческие способности ребенка остаются без должного внимания.
Проблема развития мелкой моторики неразрывно связана с проблемой развития интеллекта и творческих способностей детей. При движении пальцев и кистей рук происходит их развитие. Игры, где необходимо участие рук и пальцев, улучшают память, умственные способности, восстанавливают эмоциональный фон, движения становятся более скоординированы, появляется сила и ловкость. Также недоразвитие мелкой моторики негативно сказывается на развитии речи и усвоении навыков письма.
К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой некоторые родители узнают только перед поступлением в школу. С началом учебной деятельности на ребенка ложится большая умственная нагрузка, вдобавок ему приходится учиться держать непослушными пальцами орудие письма. Чтобы избежать этой проблемы необходимо начинать развивать мелкую моторику в раннем дошкольном возрасте.
В связи с этим возникает вопрос, как и с помощью чего можно это делать. Считаю, что большое значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Ручной труд не только развивает руки, но и согласует их с глазами, благоприятно сказывается на развитии мышления, речи, социализации в процессе трудовой деятельности.
Художественный ручной труд – это творческая работа, по итогу которой мы имеем продукт, удовлетворяющий эстетические потребности человека. Воплощая задуманное, ребенок развивает в себе волевые качества, повышается уровень внимания, воображение ребенка становится более богатым.
При обучении детей можно использовать различные материалы, периодически меняя их не только для того, чтобы придать работе новизны, но и для поддержания интереса у воспитанников.
Для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста можно использовать: пальчиковую гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов (шишки, косточки плодово-ягодных культур, желуди, крупы, пробки, шарики, мячи). Работать с бумагой: аппликации, оригами, квиллинг, рисовать в разных техниках. Лепить из пластилина, глины. Со старшими дошкольниками можно использовать 3Д ручку (инструмент для рисования пластиком, позволяющий создавать трехмерные объекты), эта работа требует более скоординированных движений.
Но не стоит забывать, что при планировании занятия по ручному труду необходимо учитывать возрастные, индивидуальные и физические возможности детей. Структура занятия должна отвечать требованиям ФОП.
Научный руководитель –доц. кафедры теории и методики дошкольного образования института детства НГПУ
Р.А.Беляева, ФГБОУ ВО «НГПУ»



