Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Вилюйская детская школа искусств им. М.Н. Жиркова»
Методическая разработка
Тема: «Роль Летних творческих школ в формировании личности ребенка»
Разработчик: Степанова Лидия Юрьевна
Преподаватель класса домры
Вилюйск
2025
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Роль Летних творческих школ в формировании личности ребенка
Виды и формы музыкальных занятий в Летней творческой школе
Летняя творческая школа «Домисолька»
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Музыка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.
Дополнительное образование детей обладают следующими важными особенностями:
Объектом методической разработки является влияние музыки на формирование личности ребенка.
Предметом выступает музыка как средство способствующее формированию личности.
Актуальность данной темы заключается в том, что формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней. Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают. Выбранная мной тема в теории разработана достаточно полно, в практике же имеется большое количество упущений в данном вопросе.
Цель методической разработки заключается в выявлении особенностей влияния музыки на формирование личности ребенка.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать влияние музыки на личность ребенка.
2. Изучить психологические особенности восприятия музыки детьми.
3. Описать виды и формы музыки, влияющие на формирование личности ребенка.
Для получения необходимой информации использовали метод теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Роль Летних творческих школ в формировании личности ребенка.
В августе 2013 года в Якутске по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева, поддержанной Президентом и Правительством Республики, состоялся Международный конгресс «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества», приуроченный к 20-летию Высшей школы музыки РС/Я/. Всего в пленарных заседаниях Конгресса приняли участие 150 человек, в том числе 41 – из улусов Якутии.
В работе Конгресса участвовали крупные российские и зарубежные деятели в области художественной культуры, музыкального искусства и образования (Москва, Новосибирск, Оренбург, Владивосток, Украина, Япония, Южная Корея, Австрия, Франция), представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), руководители и преподаватели высших и средних образовательных учреждений сферы искусства и культуры Якутии (в том числе ВШМ, АГИиК, Якутского музыкального колледжа им М.Н. Жиркова и Якутского колледжа культуры, Якутского педагогического колледжа им. Гоголева), а также Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, руководители Министерства культуры и духовного развития РС/Я/, Министерства образования и науки РС/Я/, преподаватели музыкальных школ (школ искусств) улусов и городов Якутии, руководители муниципальных органов культуры, учителя средних общеобразовательных школ республики и дошкольных учреждений, депутаты Ил Тумэн РС/Я/, представители творческих организаций.
Участникам Конгресса была представлена для обсуждения Концепция проекта «Музыка для всех», разработанная Министерством культуры и духовного развития РС/Я/.
Концепция проекта «Музыка для всех»предполагает воспитание каждого обучающегося Республики Саха (Якутия) компетентным ценителем музыки, обладающим базовыми навыками игры на одном из музыкальных инструментов или хорового пения, способным самостоятельно судить о явлениях музыкальной культуры, опираясь на знание важнейших стилей, национальных школ и выдающихся шедевров музыки.
Концепция «Музыка для всех» имеет основные направления деятельности:
По мнению Д.К. Кирнарской, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук есть десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
В рамках проекта «Музыка для всех» во многих улусах силами преподавателей ДМШ, ДШИ республики проводятся летние творческие школы под общим названием «Пятая четверть». Эти акции стали хорошей платформой для развития творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, формирования социальных компетенций, лидерских качеств. Многие детские школы искусств сочетали полноценный отдых, оздоровление и творческое развитие детей в определенной сфере деятельности.
Основной целью летних творческих школ является создание оптимальных условий для развития творческого потенциала детей, наряду с решением следующих задач:
Лагерь с творческой направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых, так и творческое воспитание, образование детей, осуществляемое в ненавязчиво, доступной форме, в условиях непосредственного общения. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию творческого закона и пониманию роли искусства в жизни творческого человека. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и практических занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями, как в летней творческой школе нашего города.
Летние творческие школы действуют на протяжении 21 дня в один или два сезона с начала июня или с начала июля. Ведется работа по музыкальному, оздоровительно-эстетическому, художественному направлениям.
Основными инструментами для привлечения интереса детей руководители и преподаватели используют музыкальные инструменты, такие как фортепиано, синтезатор, скрипка, русские народные инструменты, духовые и ударные инструменты, якутские народные инструменты.
Виды и формы музыкальных занятий в Летней творческой школе.
Музыкальное воспитание и образование детей школьного возраста осуществляется не только на уроках музыки по программе, но и во внеурочной деятельности летних творческих школ
В летней творческой школе широко используются формы коллективного музицирования – хоровое пение, ансамблевое исполнительство на различных инструментах. Занятия сочетаются с играми, познавательно-культурными мероприятиями и не меньшей популярностью пользуются проведение пленэров для детей обучающихся изобразительному искусству.
Внеурочная деятельность реализуется в беседах о музыке, концертах, посещениях музыкальных представлений, музеев музыкальной культуры, просмотрах видеофильмов-экранизаций опер и балетов, встречах с исполнителями и композиторами. Это способствует развитию музыкального кругозора младших школьников. Тематика музыкальных произведений и содержание искусства в целом становятся основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности
Если обратиться к традициям отечественной педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуществляются учащимися на музыкальных занятиях и за исключением слушания музыки представляют собой разновидности либо исполнительской, либо композиторской деятельности
Основы игры на музыкальных инструментах предполагает дальнейшее развитие навыков и умений сформировавшихся музыкальных способностей детей ранее обучающихся по своим направлениям, так и дает развитию начальных музыкальных навыков вновь начинающим детям. Занятия проходят в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты (фортепиано, баян, балалайка, домра и т.д.). Музыкальное исполнительство обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению целей, воображения.
Инструментальная деятельность детей в учреждениях общеобразовательного типа осуществляется преимущественно в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах.
Инструментальная исполнительская деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя исполнителем, способным к инструментальному музицированию. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.
По сравнению с вокально-хоровой деятельностью, инструментальное музицирование дает возможность детям поэкспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонаций, в том числе с широкими скачками, сопоставлением регистров, с одной и той же интонацией в различном тембровом выражении и т.д. В процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов. По сравнению с игрой на музыкальных инструментах с темперированным строем в вокально-хоровой деятельности палитра возможностей интонирования значительно богаче, что обусловлено внутризонной природой певческого интонирования.
Для применения приобретенных навыков игры на музыкальном инструменте создали занятия по оркестру, привлекая к сотрудничеству исполнителей на различных инструментах. Обучение игре в оркестре способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические знания и навыки. Участвуя в оркестре, ребенок приобретает бесценный опыт работы в слаженном коллективе. Занятия в оркестре – накопление опыта коллективного музицирования.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, что процесс восприятия был активным, творческим. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. При подборе произведения для слушания следует опираться на то. Чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Все это помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.
Слушание музыки обладает поистине неисчерпаемыми возможностями в плане расширения и обогащения интонационно-слухового запаса школьников. При целенаправленном педагогическом руководстве за годы обучения в школе (гимназии, лицее, и др.) дети могут быть подготовлены к слушательскомуобщению как с вокальной, так и с инструментальной музыкой в ее жанрово-стилевом многообразии. Вместе с тем возможность «переноса» опыта общения ребенка с музыкой из одной интонационной сферы в другую зависит от степени близости этих сфер друг к другу. Поэтому, чем богаче слушательский опыт ребенка в сфере общения его с музыкальными образцами различных музыкальных стилей, творческих направлений, школ, с творчеством отдельных композиторов, тем более школьник способен эмоционально откликнуться на звучащую, в том числе и новую для него, музыку, вступить с ней в диалог.
Для формирования слушательской культуры необходимо, чтобы в интонационно-слуховом запасе школьников были представлены образцы народной, классической, современной музыки в их жанрово-стилевом многообразии. При этом крайне важно, чтобы систематическое изучение музыкального искусства осуществлялось с освоения высоких образцов интонационно-образной сферы родной для ребенка музыкальной культуры и постепенного включения в нее образцов музыкальной культуры разных стран и народов.
Занятия по слушанию музыки были организованы ежедневно по плану:
В конце каждой недели подводился итог в виде викторины, где занявшие призовые места дети награждались призами. И в самом конце сезона лагеря провели итоговую викторину, и так же дети занявшие призовые места награждались призами.
Вокально-хоровая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника. Она обладает уникальными возможностями для развития музыкального слуха у детей: пение в нетемперированном строе предполагает как обязательное вслушивание ребенка в певческое звучание, нахождение в нем множества нюансов, присущих только пению и непосредственно отражающих в звуке душевный настрой ребенка.
На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществляется в основном как хоровая, коллективная деятельность, способная вызвать в ребенке чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях.
Следует заметить, что в вокально-хоровой деятельности круг интонаций, доступных учащимся для исполнения, относительно ограничен. Это обусловлено возможностями их певческих голосов: сравнительно небольшим диапазоном, возрастными и индивидуальными особенностями развития, трудностями интонирования в связи с изменениями голоса в процессе мутации и т.д. Однако неизбежное сужение осваиваемого детьми круга интонаций в процессе вокально-хоровой деятельности по сравнению со слушательской деятельностью компенсируется глубиной эмоционально-духовного проникновения ребенка в интонационную сферу.
Хоровое пение – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности и занимает особое место в развитии музыкального воспитания, является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Правильный подбор песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, расширяет их кругозор.
Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности «рассуждать» в ней (термин Д.Б. Кабалевского). И с этой целью проводятся музыкально-ритмические занятия.
Музыкально ритмические занятия помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировки, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности.
На занятиях по ознакомлению с изобразительной деятельностью музыка также нашла широкое применение. Знакомя детей с классической литературой, народным творчеством, педагог в своих занятиях использует музыкальное сопровождение характеризующее образы персонажей сказок, рассказов. Впоследствии, дети изображали свои впечатления от прослушанных произведений в своих рисунках. При использовании музыки к беседам-занятиям дети легче воспринимают содержание и характер музыки. н-р: встреча с отличником культуры РС/Я/ Августиной Платоновной Евсеевой «Волшебный мир хомуса», где она рассказала детям о национальном музыкальном инструменте хомус, также показала свою коллекцию хомусов из разных стран. В конце беседы дети сами сыграли на своих инструментах, показав, чему научились в летней творческой школе.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Некоторые пьесы и музыкальные композиции создают определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить персонажей в рисунке.
Детям очень полюбились занятия по изобразительному искусству. Они узнали много новых изобразительных приемов. Все детские поделки были представлены на выставке.
3 Летняя творческая школа «Домисолька»
Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Лето, в своем роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил и впечатлений; это продолжение освоения мира, его познания, время закреплений знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитании. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить свое здоровье, снять напряжение, развить способности.
Лагерь с творческой направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых, так и творческое воспитание, образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения.
В программу летней творческой школы включены занятия по ознакомлению и освоению первоначальных навыков игры на музыкальных инструментах, по передаче народных культурно-духовных норм и образцов: нравственных, социальных, политических. Вся деятельность состоит из комплекса мероприятий, основанных на русских, якутских народных духовных и культурных традициях, которая помогает обучающимся летней творческой школы реализовать свои природные задатки. Впоследствии все это способствует формированию знаний о народных традициях, творческого опыта в процессе музицирования, а также творческого умения и навыков группового и коллективного труда, нравственных качеств личности.
При создании летней творческой школы учитывались следующие положения:
Формы, методы, приемы учебно-воспитательного процесса: беседы, практикумы, конкурсы, личный пример, убеждение, похвала, поощрение, наглядные и др.
Формы воспитательной работы: мероприятие, игра, дело (КТД: организационные, интеллектуальные, спортивные, развлекательные, художественно-эстетические, трудовые, общественно-полезные и прочее). Работа осуществляется в индивидуальных, групповых, коллективных формах.
Педагогические технологии: в основу организации деятельности положены личностно-ориентированные технологии воспитания: с отдельными участниками, работа в малых группах, работа в коллективе. В работе применяются игровые технологии, здоровье сберегающая, технология подготовки и проведения КТД.
Цели программы:
Задачи:
Основополагающими идеями в работе с детьми в летней творческой школе является сохранение и укрепление народных традиций, поэтому в программу включены следующие мероприятии; работа с природным материалом, изготовление саламы, мастер-классы игры на хомусе, проведение народных обрядов. Также использовались стандартные виды деятельности летних школ: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, пешеходные экскурсии, спортивно-массовые мероприятия, хоровое пение, викторины, презентации и беседы, посещение библиотеки и музеев (краеведческий, музей образования, Дом хомуса), центр досуга, проведение концерта для Центра отделения реабилитации детей-инвалидов (ОРДИ).
Обсуждая проект «Музыка для всех», хотелось бы затронуть важнейшие педагогические проблемы:
Есть выражение: «Кадры решают все». Существующая сегодня система подготовки учителей музыки в АГИИК и Музыкальном колледже не выдерживает критики. Выпускники колледжа в основной массе не идут работать по специальности в школы, количество выпускаемых АГИИК мизерно, а Педагогический колледж не обеспечивает детские сады и начальные классы школ Якутии. Остро стоит вопрос подготовки кадров, особенно – малочисленность преподавателей музыки для детей раннего возраста, где качество и профессионализм преподавателей на сегодня имеет критический характер. Кадровый дефицит преподавателей музыки в детских садах и школах, недостаточные знания теории музыки, владение музыкальными инструментами заставляет нас терять драгоценное время, препятствует достижению соответствующих целей и задач проекта.
Роль семейной среды в музыкальном воспитании детей.
Люди сегодня живут в бешенном ритме – много трудятся, чтобы обеспечить себе комфортное жилье и пропитание, быть не хуже, чем другие, дать образование детям, чтобы они тоже могли работать… Но если задуматься, все это превращается в замкнутый круг, и не остается место самому главному – просвещению, познанию мира и вселенной. Именно в этом заключается смысл жизни и смысл искусства: погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет.
Музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и школьного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной художественности и ценности.
Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия, разрешимость которых возможна путем построения определенной воспитательной системы. Можно выделить основные противоречия между:
- демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы семьи в воспитании детей и внутренней неготовностью к этому родителей;
- существующими богатейшими традициями музыкального воспитания в русских семьях, и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;
- встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов и др.
Разрешение данных противоречий возможно на принципиально новых методологических позициях современной социальной педагогики.
Музыкальное воспитание в семье целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для гуманной адаптации индивида в музыкальной среде, музыкального самодвижения личности. Семья - первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше - примером, поступками, действиями, увлечениями - отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно внимание детей ко всему этому или пускают их «на самотёк». Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке.
Отношение родителей к музыке влияет на развитие ребёнка. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «лёгкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребёнка, обедняет его кругозор.
Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. Это объясняется тем, что влияние музыки на нравственность молодого человека обусловлено взаимосвязью искусства и морали как форм общественного сознания и духовно-практической деятельности личности.
Заключение
В ходе проведенной работы с уверенностью можно утверждать, что музыка играет важную роль в формировании личности ребенка. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.
Важно, чтобы воздействие музыкального искусства начиналось как можно раньше, в детстве. В.А. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». Ведь некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.
В самом общем виде можно сказать, что использование музыки во внеурочной деятельности (летняя творческая школа) помогает педагогу формировать духовно-нравственную, всесторонне развитую личность.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что исследованный методический инструментарий может быть использован для организации работы педагога во внеурочной деятельности.
У большинства детей, регулярно посещающих занятия, отмечаются положительная динамика, доброжелательность, уверенность в своих силах и в раскрытии творческого потенциала.
Как показывает многолетний опыт, что проект «Музыка для всех» дал положительные результаты в формировании личности ребенка. Практика показала, что дети вначале сезона летней творческой школы были застенчивы, скованно держались при выступлении перед публикой, а в конце сезона они преодолели свой страх перед публикой на концертах, на конкурсах, проявляли чувство партнерства, сотрудничества, умели петь самостоятельно, тем самым раскрывают свои творческие способности. Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Когда дети увлечены своим делом, они получают удовольствие, у них уменьшается тревожность, они забывают о своих проблемах. Детское творчество – это показатель духовного становления через искусство.
Занятия в летней творческой школе дали удовлетворительные результаты. Все больше ребят приходят в музыкальную школу осознанно и легче проходят адаптацию к обучению. Самые первые выпускники летней творческой школы успешно окончили музыкальную школу и, продолжив учебу в профессиональном заведении, выбрали профессию, связанную с музыкальным искусством. Кроме того, эти ребята успешно занимаются в вокальной и театральной студии, разносторонне развиты, эрудированны, активны, спортивные. Яркое воплощение будущего здорового поколения - достойный результат нашей работы. Нам взрослым всегда следует помнить, что как бы ребенок не был талантлив, его постоянно нужно развивать.
Список литературы
1.Варламова А.В., Павлова З.Г. Музыкальное искусство и образования в духовном развитии личности и общества [Текст]: сборник статей и материалов Международного конгресса/ Министерство культуры и духовного развития РС/Я/. Высшая школа музыки РС/Я// М.М. Берлянчик, РИО медиа-холдинга, 2015. – 408с.
2. Анохина, Г. В. Музыкальное воспитание во внеурочной деятельности [Текст] / Г. В. Анохина// Начальная школа. - 2014. - №11. - 96 с.
3. Немов, Р. С. Психология [Текст] В 3 т. Т. 1. / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 586 с.
4. Система воспитания В. А. Сухомлинского [Электронный ресурс] // Учебно-методический кабинет. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitanija-suhomlinskogo, свободный. - Загл. с экрана
5. Карманова Е.С. Развитие художественного и музыкального образования: проблемы и перспективы [Текст]: сб. стат. IIIоткр. пед.чт. Вып.3/ Высш. шк. музыки РС/Я/, Центр проекта «Музыка для всех», Булгун.ДШИ/ Е.С. Карманова, Т.М. Рыгунова, отв. ред. М.М. Прокопьева – Якутск: Дани-Алмас, 2018. – 432 с.
6. Кирнарская Д.К. 10 причин обучать ребенка музыке [Текст]/ Д.К. Кирнарская // Музыка для всех. – 2015.- № 3. – с 4-5
7. Казиник М.С. Раззомбировать человека может искусство [Текст]/ М.С.Казиник // Музыка для всех. – 2015.- № 3. – с 6-7
8. Ильина И.В. О проведении семинара-практикума «Музыкальное образование в улусе» в рамках проекта «Музыка для всех» для учителей музыки СОШ и музыкальных руководителей ДОУ Усть-Алданского улуса. [Текст]/ И.В. Ильина // Музыка для всех. – 2019.- № 2(16) – с.29
Приложение
2015-16 | 2016-17 | 2017-18 | 2018-19 | 2019-20 | 2020-21 | 2021-22 | 2022-23 | 2023-24 | |
контингент учащихся, возраст | 43 уч-ся от 6 до 16 лет | 35 уч-ся от 6 до 16 лет | 39 уч-ся от 6 до 14 лет | 24 уч-ся от 9 до 14 лет | 8 уч-ся от 7 до 11 лет | 18 уч-ся от 6 до 11 лет | 19 уч-ся от 6 до 12 лет | 25 уч-ся от 6 до 14 лет | |
преподаватели | 10 | 9 | 8 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | |
специальность | домра балалайка бас-гитара блок-флейта баян фортепиано ударные вокал скрипка хор оркестр теория музыки, слушание музыки | домра балалайка бас-гитара блок-флейта баян фортепиано ударные хор оркестр | домра балалайка бас-гитара блок-флейта фортепиано синтезатор хомус вокал музыкальная грамота хор оркестр | музыкальная грамота хор | дистанционно | дистанционно, Музыкальная грамота Слушание музыки Изобразительное искусство | блок-флейта, музыкальная грамота, музыкальная литература, хор оркестр | музыкальная грамота, слушание музыки, хор, оркестр, хомус, фортепиано | блок-флейта, искусство театра, хор, оркестр музыкальная грамота слушание музыки |



