Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 58973 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Это мой дом"

Цель формирование экологической грамотности учащихся начальной школы, развитие творческого потенциала, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Задачи научить открывать новые знания об окружающем мире, способствовать социальной адаптации учащихся в окружающем мире, формировать интерес к природе родного края.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МАОУ «ОЦ «НЬЮТОН» г. Челябинска »

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Наименование программы: «Это мой дом»

Направление: социальное

Формы организации внеурочной деятельности:

беседы, проекты, практические занятия

Срок реализации: 4 года

Разработала : Ушакова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

высшей категории

г. Челябинск

Аннотация

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Это мой дом» организуется по социальному направлению развития личности.

Рабочая программа разработана с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Южного Урала.

Содержание рабочей программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, любви к родному краю.

Цель: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; развитие творческого потенциала учащихся; воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир природы, на примере, природы родного края. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Интерес к курсу должен пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по окружающему миру, совершенствовать свои знания и любовь к родному краю. Знание это создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

В реализацию курса вовлечены обучающиеся 1–4 классов.

В основе лежат групповые и индивидуальные занятия.

Реализация рабочей программы курса внеурочной деятельности будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными особенностями различными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и т. п.), обогащая предметные результаты по всем учебным предметам начального общего образования:

– формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в творческой, проектной дея-тельности;

– формированию универсальных учебных действий.

Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Форма реализации программы: основная часть времени отведена на теоретические и практические занятия, создание проектов, так как главная цель программы - приобщение детей младшего школьного возраста к познанию культуры и природы родного края.

Сроки реализации программы:

1 класс - 33 часа; 2 класс - 34часа; 3 класс - 34часа; 4 класс - 34часа.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью младшего школьника и общества в целом, в познании родного края, его достопримечательностях и перспективах развития.

I. Планируемые результаты: Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Это мой дом»

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Это мой дом» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

1.1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

В первом классе

у обучающегося будут сформированы:

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– развитие морально-этического сознания;

– получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

– умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимание эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– умение строить высказывание по прочитанным произведениям, выражать своё отношение к героям произведений, к их поступкам;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным, природным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края.

Во втором классе

у обучающегося будут сформированы:

- развитие морально-этического сознания;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, род-ной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), осознавать ответственность человека за общее благополучие;

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

–– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– гражданской позиции;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

В третьем классе

у обучающегося будут сформированы:

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

–основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здо-ровьесберегающего поведения; целостное представление о влиянии энергетики на окружающую среду родного края.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

В четвертом классе

у выпускника будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здо-ровьесберегающего поведения, формирование целостного представления о влиянии энергетики на окружающую среду родного края;

– умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать.

Выпускник получит возможность для формирования: -

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов).

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

1.2.3. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

– сканировать рисунки и тексты.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах (создание простейших роботов);

– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

– моделировать объекты и процессы реального мира.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Это мой дом» рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135.

Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

В рамках социального направления будут осуществляться следующие формы организации: проекты, практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических. раздаточных и занимательных материалов, просмотр и анализ текстов и слайдов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разнообразными словарями, справочниками и другими литературными источниками.

Виды деятельности: беседа, диалог-игра. Индивидуальная работа. Разучивание детских фольклорных песен. Изготовление поделок по результатам изученного материала. Слушание. Беседа. Индивидуальная и групповая работа. Постановка мини-сцен в рамках календарной обрядности, групповая работа, участие в классных часах, рассказы, игры, знакомство с промыслами Южного Урала.

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического.

При изучении первого модуля обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом изучаемой темы, во втором модуле планируются различные мероприятия практической направленности: просмотр кинофильмов и слайдов, викторины, конкурсы, проекты.

Участие в любом модуле программы предусматривает создание краткосрочного или длительного проекта, а также его презентацию в любой выбранной форме. Кроме того, ребята участвуют в написании сочинений, эссе и мини сочинений.

   1 класс (33 часа)

Название темы

Теория (25часов)

Практика(8 часов)

Кол-во часов

Введение

Что такое экология?

1

Мой дом за окном

Где я живу?

Создание коллективного панно «Городская улица».

Изготовление поделок из использованных коробок.

10

Мой дом – моя крепость

Деревенская изба

Безопасность в доме

Свет, тепло, уют

Откуда берётся и куда девается мусор?

Зимние изменения в неживой природе

Зелёные насаждения. Здоровье нашего двора

Я и моё окружение

Что такое семья?

Создание семейного дерева.

Экскурсия в краеведческий музей.

Ведение дневника «Моё дежурство».

12

Моя семья

Семейное дерево

Наши добрые соседи

Я, ты, он, она – вместе целая страна

Я, ты, он, она – вместе целая страна

Моя школа, мой класс

Мои обязанности в школе и дома

Дежурство по школе и по классу

Гигиена моего дома

Гигиена жилища

Изготовление дорожных знаков.

Практическое занятие по созданию маршрутного листа.

Участие в викторине.

10

Знакомство с бытовыми приборами

Правила безопасности при работе бытовых приборов

Что может быть опасным на улице?

Безопасная дорога

Дорожные знаки, их значение.

Правила поведения на дороге, в транспорте.

Виды деятельности: беседа, диалог-игра, викторины, индивидуальная работа, изготовление знаков из бумаги, просмотр слайдов, фильмов.

   2 класс (34 часа)

Название темы

Теория (25 часов)

Практика(9 часов)

Кол-во часов

Вода – источник жизни

Вода в моём доме и в природе

Изготовление поделок из использованных пластиковых бутылок.

11

Чистые и загрязненные источники воды

Зачем человеку нужна вода?

Почему воду надо экономить?

Вода и растения

Вода и животный мир

Экология водоёмов. Искусственные и естественные источники воды.

Водные запасы Челябинской области. Заповедные водоёмы.

Водные процедуры, закаливание

Почему надо чистить зубы и мыть руки.

Солнце и свет в нашей жизни

Солнце, Луна, звёзды – источники света. 

Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.

Рисование плакатов.

Просмотр презентаций и фильмов.

11

Влияние тепла и света на комнатные растения.

Как животные относятся к свету и теплу.

Роль света в жизни человека.

Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз.

Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты.

Экономия света и тепла.

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

Воздух и здоровье

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

4

Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть?

Вред табачного дыма. Проветривание.

Мой край

Растительный и животный мир родного края.

Рисование экологических плакатов.

5

Многообразие растений и животных области.

Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края.

Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком.

Весенние работы

Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.

Подготовка почвы к посеву семян. Изготовление ёмкостей для посадки растений.

Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.

3

Виды деятельности: просмотр слайдов, фильмов, разгадывание загадок, рисование плакатов, индивидуальная работа, наблюдение и уход за растениями.

3 класс (34 часа)

Название темы

Теория (28 часов)

Практика(6часов)

Кол-во часов

Вводное занятие

Челябинская область на карте России

1

Растительный мир нашего края

Растительный мир (общее понятие)

Изготовление коллективного панно «Лесной уголок».

Уход за комнатными растениями.

Охрана растений (создание экологических плакатов)

Практическое занятие по пересадке комнатных растений.

17

Растительный мир (общее понятие)

Характерные признаки растений

Характерные признаки растений

Растения - сорняки

Растения, влияющие на здоровье человека

Комнатные растения.

Лекарственные растения

Лекарственные растения нашего края

Раннецветущие растения

Охрана растений

Растения, занесённые в Красную книгу

Особенности растений Челябинской области

Мир насекомых

Насекомые: виды, места обитания.

Изготовление аппликации «Насекомые»

8

Насекомые-вредители

Ядовитые насекомые

Где и как зимуют  насекомые

Охрана полезных насекомых

Насекомые нашей области

Красная книга области

Рыбы, обитающие в водоёмах Челябинской области

Рыбы, обитающие в реках и  озёрах Челябинской области

Рисование плакатов «Аквариумные рыбки».

8

Рыбы, обитающие в реках и  озёрах Челябинской области

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

Прудовые хозяйства Челябинской области

Охрана рыбных хозяйств

Зачётное занятие

Виды деятельности: знакомство с творчеством писателей, поэтов и художников Южного Урала, слушание, беседа. Приобретение начальных навыков в проведении опытов, просмотр слайдов. Индивидуальная и групповая работа. Разучивание игр, участие в викторинах.

4 класс (34 часа)

Название темы

Теория (23 часов)

Практика(11часов)

Кол-во часов

Вводное занятие

Челябинская область на карте России

1

Птицы

Необыкновенные птицы

Изготовление птиц из природных материалов

Изготовление скворечников из использованных пластиковых бутылок и пакетов.

Охрана птиц (создание экологических плакатов)

16

Птицы Челябинской области

Кочующие, оседлые, перелётные птицы

Кочующие, оседлые, перелётные птицы

Зимующие птицы Челябинской области

Хищники

Хищники

Водоплавающие птицы

Водоплавающие птицы

Птицы леса и открытых пространств

Птицы, занесённые в Красную книгу

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края

Животный мир (общее понятие)

Охрана животных (создание экологических плакатов)

Создание макета «Жизнь зверей зимой».

Создание макета «Жизнь зверей летом».

Рисование домашних животных

17

Переселение животных

Звери, обитающие на территории нашей области

Жизнь зверей зимой

Жизнь зверей летом

Роль животных в жизни человека

Охрана животных. Животные, занесённые в Красную книгу области

Животные, занесённые в Красную книгу области

Домашние животные

Мои домашние любимцы

Зачётное занятие

Виды деятельности: беседа, просмотр фильмов, прогулки по лесным массивам родного края; постановка мини-сцен по произведениям писателей и поэтов, групповая работа, беседы, участие в классных часах, рассказы, игры.

III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности курса внеурочной деятельности «Это мой дом»

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Содержание курса внеурочной деятельности

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1 класс

Введение (1 ч)

Мой дом за окном (10ч)

Я и моё окружение (12 ч)

Гигиена моего дома. (10 ч.)

Наблюдают социальную природную среду (улица, район, город).

Рассказывают о семье, труде людей родного города, его достопримечательностях.

Различают природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Принимают ценность семейной жизни.

Называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи.

Оценивают взаимоотношения людей

в различных социальных группах

(семья, общество, сверстники) с позиции развития этических чувств,

Различают старинные предметы быта и транспорта.

Характеризуют предметы быта

и технические изобретения с учетом

их временной принадлежности.

Устанавливают аналогии между сов-

ременными и древними предметами

быта человека, ныне живущими

и вымершими животными.

Наблюдают за суждениями, сравнивают правильные и ошибочные суждения.

Учатся составлять краткие сообщения, собирают материал.

2класс

Вода – источник жизни (11 ч)

Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)

Воздух и здоровье (3 ч)

Мой край (10 ч)

Исследуют в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Различают растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризуют особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних (на примере своей местности)

Учатся группировать ( классифицировать)

объекты природы по признакам: домашние – дикие животные, культурные – дикорастущие растения.

Устанавливают связи между живой

и неживой природой, между природой и человеком.

Используют полученные знания

для объяснения бережного отношения человека к природе.

Знакомятся с правилами природоохранного и безопасного поведения в природе.

Практикуются выполнять задания по темам: мини-сочинение по теме, устное описание увиденного.

Учатся планировать сообщение об увиденном.

3 класс

Вводное занятие (1 ч)

Растительный мир (17 ч)  

Насекомые нашего края (8 ч)

Рыбы, обитающие в водоёмах Челябинской области (8 ч)

Определяют особенности нашей планеты, способствовавшие возникновению на ней жизни.

Устанавливают аналогии между живой и неживой природой, между растениями и животными.

Подводят объекты природы под

понятие «растение».

Определяют условия, необходимые для жизни растений и животных.

Устанавливают взаимоотношения

растений и животных в природе.

Осваивают правила ухода за рыбками в

аквариуме.

Узнают о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Учатся наблюдать и экспериментировать.

Учатся проводить исследования с помощью новейших информационных технологий.

Учатся делать обобщения и выводы.

Учатся планировать сообщение о своем исследовании, готовить текст выступления.

Тренируются задавать вопросы. Практикуются слушать вопрос, отвечать на него.

Представляют результаты собственных изысканий и проводят предварительную защиту собственных работ. Анализируют полученные материалы.

Представляют результаты собственных изысканий и проводят предварительную защиту собственных работ. Анализируют полученные материалы.

Готовят текст доклада. Готовятся к ответам на вопросы.

4 класс

Птицы (15 ч)

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края (19 ч)

Учатся различать группы млекопитающих

(зверей) и птиц.

Знакомятся с правилами ухода за птицами и животными дома и в живом уголке.

Устанавливают причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.

Проводят несложные наблюдения в окружающей среде, ставят опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы.

Оформляют результаты исследовательской работы.

Учатся давать определения понятиям, высказывать суждения, делать обобщения, классифицировать, структурировать тексты.

Совершенствуют владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Тренируются в использовании методов наблюдения в ходе изучения доступных объектов.

Практикуются в проведении наблюдений и экспериментов.

Тренируются в умении задавать вопросы. Развивают умение слушать вопрос и отвечать на него.

Развивают умение высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Упражняются ставить проблемы, определять цели и задачи исследования.

Анализируют полученные материалы. Определяют основные понятия. Структурируют материалы. Готовят текст доклада. Готовятся к ответам на вопросы. Разрабатывают и выполняют рисунки, чертежи, схемы, графики, макеты, модели и т.п

Приложение к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности

«Это мой дом»

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

Тематика

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

по плану

факт

Что такое экология?

1

1

Где я живу?

1

1

Мой дом – моя крепость

1

1

Деревенская изба

2

1

1

5.

Безопасность в доме

1

1

6.

Свет, тепло, уют

1

1

7.

Откуда берётся и куда девается мусор?

2

1

1

8.

Зимние изменения в неживой природе

1

1

9.

Зелёные насаждения. Здоровье нашего двора

1

1

10.

Что такое семья?

1

1

11.

Моя семья

1

1

12.

Семейное дерево

2

1

1

13.

Наши добрые соседи

1

1

14.

Я, ты, он, она – вместе целая страна

1

1

15.

Я, ты, он, она – вместе целая страна

2

1

1

16.

Моя школа, мой класс

1

1

17.

Мои обязанности в школе и дома

1

1

18.

Дежурство по школе и по классу

2

1

1

19.

Гигиена жилища

1

1

20.

Знакомство с бытовыми приборами

1

1

21.

Правила безопасности при работе бытовых приборов

2

1

1

22.

Что может быть опасным на улице?

2

1

1

23.

Безопасная дорога

1

1

24.

Дорожные знаки, их значение.

2

1

1

25.

Правила поведения на дороге, в транспорте.

1

1

33

25

8

2 год обучения

Тематика

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

по плану

факт

Вода в моём доме и в природе

1

1

Чистые и загрязненные источники воды

1

1

Зачем человеку нужна вода?

1

1

Почему воду надо экономить?

1

1

Вода и растения

1

1

6.

Вода и животный мир

1

1

7.

Экология водоёмов. Искусственные и естественные источники воды.

2

1

1

8.

Водные запасы Челябинской области. Заповедные водоёмы.

1

1

9.

Водные процедуры, закаливание

1

1

10.

Почему надо чистить зубы и мыть руки.

1

1

11.

Солнце, Луна, звёзды – источники света. 

1

1

12.

Влияние тепла и света на комнатные растения.

2

1

1

13.

Как животные относятся к свету и теплу.

1

1

14.

Роль света в жизни человека.

1

1

15.

Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз.

1

1

16.

Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты.

2

1

1

17.

Экономия света и тепла.

1

1

18.

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

2

1

1

19.

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

1

1

20.

Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть?

2

1

1

21.

Вред табачного дыма. Проветривание.

1

1

22.

Растительный и животный мир родного края.

1

1

23.

Многообразие растений и животных области.

1

1

24.

Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края.

1

1

25.

Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком.

2

1

1

26.

Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.

3

3

34

25

9

3 год обучения

Тематика

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

по плану

факт

Челябинская область на карте России

1

1

Растительный мир (общее понятие)

1

1

Растительный мир (общее понятие)

2

1

1

Характерные признаки растений

1

1

5.

Характерные признаки растений

1

1

6.

Растения - сорняки

1

1

7.

Растения, влияющие на здоровье человека

1

1

8.

Комнатные растения.

2

1

1

9.

Лекарственные растения

1

1

10.

Лекарственные растения нашего края

1

1

11.

Раннецветущие растения

1

1

12.

Охрана растений

2

1

1

13.

Растения, занесённые в Красную книгу

1

1

14.

Особенности растений Челябинской области

2

1

1

15.

Насекомые: виды, места обитания.

1

1

16.

Насекомые-вредители

1

1

17.

Ядовитые насекомые

1

1

18.

Где и как зимуют  насекомые

1

1

19.

Охрана полезных насекомых

1

1

20.

Насекомые нашей области

2

1

1

21.

Красная книга области

1

1

22.

Рыбы, обитающие в реках и  озёрах Челябинской области

1

1

23.

Рыбы, обитающие в реках и  озёрах Челябинской области

1

1

24.

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

1

25.

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

1

26.

Прудовые хозяйства Челябинской области

2

1

1

27.

Охрана рыбных хозяйств

1

1

28.

Зачётное занятие

1

1

34

28

6

4 год обучения

Тематика

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

по плану

факт

Челябинская область на карте России

1

1

Необыкновенные птицы

2

1

1

Птицы Челябинской области

1

1

4.

Кочующие, оседлые, перелётные птицы

2

1

1

5.

Кочующие, оседлые, перелётные птицы

1

1

6.

Зимующие птицы Челябинской области

2

1

1

7.

Хищники

1

1

8.

Хищники

1

1

9.

Водоплавающие птицы

2

1

1

10.

Водоплавающие птицы

1

1

11.

Птицы леса и открытых пространств

1

1

12.

Птицы, занесённые в Красную книгу

2

1

1

13.

Животный мир (общее понятие)

1

1

14.

Переселение животных

1

1

15.

Звери, обитающие на территории нашей области

2

1

1

16.

Жизнь зверей зимой

2

1

1

17.

Жизнь зверей летом

3

1

2

18.

Роль животных в жизни человека

2

1

1

19.

Охрана животных. Животные, занесённые в Красную книгу области

1

1

20.

Животные, занесённые в Красную книгу области

1

1

21.

Домашние животные

2

1

1

22.

Мои домашние любимцы

1

1

23.

Зачётное занятие

1

1

34

23

11

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.11.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области