«Анимационная деятельность как составная часть культурно-досуговой деятельности»
Иванова Надежда Сергеевна
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Минусинский колледж культуры и искусства»
На сегодняшний день в изменяющемся современном обществе в ходе различных политических, социально-экономических и культурных преобразований ярко отражается острая необходимость в новых формах досуга. Таковым преобразованием и инновационным направлением можно считать анимационную деятельность.
Анимация - одно из новых направлений досуговой деятельности. Понятие «анимация» имеет латинское происхождение и означает (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) вдохновение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в деятельность. Сам термин «анимация» впервые появился во Франции в начале ХХ века в связи с введением закона о создании различных объединений и трактовался как деятельность, направленная на возобновление и повышение живого интереса к культуре и художественному творчеству» [2, с. 14].
Все виды и формы свободного времени имеют зависимость от досугового времяпрепровождения. Досуг - это часть повседневной культуры общества и человека. Именно поэтому достаточно четко описывают эпоху в целом, ее большие и малые сообщества и отдельных представителей. Каждый выбирает сам чем занять свое свободное время. Вы можете потратить свое свободное время на посещение спектакля, концерта или чтение книги. [7,с. 6].
Современная анимация определяется как формула «Трех D»: delassiment (расслабление), divertissement (развлечение), development (развитие). Иными словами, целью аниматорской деятельности является сопровождения отдыха человека от физического восстановления (расслабление) через переживание радости и удовольствия (развлечение) к удовлетворению потребностей творческой созидательной деятельности (развитие) [4, с. 16].
Анимационная деятельность рассматривается как средство формирования масштабных и малых Event. Разница между праздниками и буднями заключается не только в наличии или отсутствии работы, суть праздника как самостоятельного, оригинального, исключительного явления заключается также в особом эмоциональном настрое его участников. Атмосфера веселья, творчества, утилитарных игр и других форм деятельности не может быть удалена из праздника, потому что в этом случае он теряет свой смысл. При организации различных анимационных программ важно помнить, что смысл не содержится в самих событиях. Смысл анимации заключается в том «в какие отношения и с кем вступает игрок, какие качества он приобретает, чему учится, чему учится и что открывает в себе, как он реабилитирует себя, самовыражается» и так далее. В большинстве случаев задача игры не мешает импровизации, в ней совмещаются процессы познания, движения и так далее, что позволяет говорить об искусственном характере игровой деятельности [5, с.17].
Социокультурная анимация - это особый вид социокультурной деятельности социальных групп и индивидов, основанный на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культурно-творческих и др.) которые обеспечивают преодоление социального и культурного отчуждения. Социокультурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще называют педагогикой социально-культурной деятельности. Технологии социокультурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивающих индивиду условия для включения в творческую, оздоровительную, образовательную, развлекательную и другие виды социальнокультурной деятельности.
Являясь элементом культурно-досуговой деятельности, анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров и потребителей анимационных услуг в сфере досуга, основанный на сочетании формального лидерства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурнообразовательные, культурно-творческие потребности и интересы участников этого процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной менять окружающую действительность и самого себя в ней [1, с.32].
Анимация имеет характерные черты:
Создание анимационных программ - это необычное занятие, поэтому подготовка высококвалифицированных аниматоров является главной задачей. Аниматор занимается формированием коллективных и индивидуальных программ проведения свободного времени, направляет туристов в различные его виды, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от накопившейся усталости, но и средством избавления от негативных сторон повседневной жизни. Профессиональный аниматор должен обладать такими важными качествами, как высокая коммуникативная культура, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, компетентность, изобретательность, нестандартное мышление, воображение, лидерство.
Таким образом, анимационные программы разрабатываются профессионалами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья и психического состояния. Но все же одна и та же анимационная программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других совсем отрицательные.
Очень важно заранее изучить интересы потребителей, иметь в наличии несколько различных видов программ и мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы потребителей.
Общая анимационная программа разработана таким образом, чтобы спортивные и развлекательные элементы были разнообразны по форме, интересны потребителям, а в организованных мероприятиях участвовало как можно больше людей.
В туристическом терминологическом словаре анимационный сервис определяется как анимация развлекательных, рекреационных и досуговых программ для туристов. Анимация - это деятельность по разработке и реализации специальных программ для проведения свободного времени, организации развлекательных и спортивных мероприятий.
В последнее время все больше туристических компаний стали заниматься организацией анимационных услуг. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке, созданию, формированию и предоставлению развлекательных программ для проведения досуга. Анимационные программы включают конкурсы, спортивные игры, карнавалы, хобби и мероприятия, относящиеся к сфере духовных интересов.
Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики социокультурной анимационной деятельности (в прямом переводе) [3, с. 83]:
Что касается собственно цели социокультурной анимационной деятельности, то ее можно обозначить как «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культурно - досуговой деятельности. При этом основными задачами этой деятельности можно считать:
личности;
Считается, что для решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:
Анализ исследований проблематики современной социально-культурной деятельности показывает, что у нее есть научное и, можно сказать, вполне конкретное методологическое основание [6, с. 34].
Список литература:



