Использование инновационной технологии «хеппенинг»
для развития детей раннего возраста.
«Детский рисунок, процесс рисования –
это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира,
а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты,
наслаждаются этой красотой».
В.А. Сухомлинский
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.
Потребность в рисовании заложена у ребёнка на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, он изучает его. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, мелом на асфальте, иногда маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе. То есть всем тем, что оставляет видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойству материалами, предметами.
В самом раннем возрасте дети ещё не умеют правильно держать карандаш, кисточку, регулировать «нажим», плохо ориентируются на листе бумаги. Ввиду ряда вышеперечисленных трудностей, дети зачастую оставляют попытки самостоятельного рисования. Конечно, образы, которые получаются у детей в процессе рисования, нельзя полностью соотносить с настоящими образами. Большая или меньшая выразительность таких образов зависит от общего развития художественных способностей детей и от приобретённых навыков. Зачастую рисование в раннем возрасте называют «каракулевым». Именно в такой ситуации задача взрослого - показать детям положительный опыт рисования, в том числе с помощью нетрадиционных материалов. Технология «Хэппенинг» особенно применима в раннем дошкольном возрасте, так как отсутствие сценария и в большей степени импровизация естественно для данного возраста, результат изобразительной деятельности для малышей всегда успешен, что является условием развития и поддержания интереса к рисованию, а также это в большей степени экспериментирование (с материалами и различными веществами), что является потребностью в раннем возрасте.
Хеппенинг особенно актуален при работе с детьми раннего возраста по нескольким причинам:
- во-первых, импровизация и отсутствие четкого сценария естественно для детей раннего возраста;
- во-вторых, результат деятельности заведомо успешен, что усиливает интерес к деятельности;
- в-третьих, хепенинг позволяет экспериментировать с красками, веществами, предметами, что является естественной потребностью детей 2-3 лет;
-в-четвертых, хепенинг направлен на поддержку детских инициатив и формирование познавательных действий воспитанников.
Хеппенинг в работе с детьми 2-3 лет направлен на:
- формирование представлений о свойствах и качествах некоторых веществ, предметов (песок, краски, бумага и др.);
- поддержку и развитие детской творческой и познавательной инициативы; - формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, объем, фактура);
- формирование предпосылок к развитию воображения;
- развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, пространственной ориентировки;
- развитие изобразительных навыков;
- воспитание интереса к творческой и познавательной деятельности;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Хеппенинг применяем в рамках совместной деятельности взрослых и детей и в свободной творческой деятельности.
При организации творческой и познавательной деятельности в форме хеппенинга определенны этапы работы:
1.Подготовка материалов для экспериментирования и творчества.
2.Спонтанное творчество детей - наблюдение за деятельностью детей (поддержка детских инициатив или инициирование деятельности с материалами).
3. Совместное «создание образа» (рассматривая продукт спонтанного творчества, педагог вместе с ребенком «находят» и озвучивают те образы, которые «угадываются» в рисунке). Процесс «оживления» образа осуществляется при помощи дополнения рисунка отдельными элементами (игрушечные глазки), дорисовывания отдельных элементов. При этом образы должны быть понятны ребенку.
Главное отличие хепенинга от использования методов нетрадиционного рисования заключается в том, что педагог не ставит перед ребенком задачу изобразить что-то конкретное (бабочку, цветок или травку), а насыщает среду материалами и дает возможность ребенку в спонтанном рисовании с помощью линий выразить свои эмоции. При этом образы могут возникнуть самые неожиданные, а могут не возникнуть вообще.
Основные виды хеппенинга.
Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Польза от рисования пальчиками и ладошками: хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика, ладони и кулачка в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования:
- осознание ребёнком собственного тела;
- раннее развитие творческих способностей;
- развитие ловкости пальцев и кистей рук (раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы);
- развитие представлений о цвете;
- развитие воображения и образного мышления.
Таким же подвидом являются способы рисования ватными палочками и всевозможными штампами и спонжами.
Положительное влияние на тактильное восприятие имеет и рисование на песке, манной крупе и муке.
Образы, созданные ребенком в такой технике являются его отражением бессознательного, они как и сны, но их еще можно и пощупать.
Не менее интересен и имеет успех у детей способ рисования файл art. Помимо всех положительных моментов, которые так же развивает данный способ рисования у детей, данный способ так же способствует концентрации внимания усидчивость и развивает творческую индивидуальность, и к тому же данный способ называют «негрязное рисование».
Файл-арт - это один из современных и нетрадиционных методов рисования, который становится все более популярным, особенно среди детей. Этот способ подходит для малышей, начиная с раннего возраста, и особенно нравится тем, кто предпочитает избегать грязи и пятен от краски.
Подготовительный этап включает в себя нанесение на бумагу гуаши. Затем листы помещаются в файлы, и заклеиваются скотчем. Начинаем с того, что даем ребенку возможность познакомиться с краской через прикосновение. Пусть он ощутит ее мягкость прямо в пакете. Затем показываем, как из этой краски можно создавать простые фигуры. После этого ребенок уже сам пробует воплотить свои идеи в рисунке. Для работы с краской в пакете можно использовать ватную палочку, линейку или любой другой предмет, который не повредит файл.
Преимущества файл-арта.
1. Чистота: отсутствие необходимости в использовании кистей и краски делает процесс рисования более чистым и удобным.
2. Разнообразие материалов: можно комбинировать различные текстуры и цвета, создавая уникальные произведения.
3. Легкость в использовании: техника проста в освоении, что делает ее доступной для детей и новичков.
4. Развитие мелкой моторики: процесс работы с мелкими деталями помогает развивать координацию движений.
Техники файл-арта.
1. Многоуровневое рисование: используя несколько слоев файлов, можно создавать объемные композиции. Например, разместите один файл поверх другого, добавив элементы на каждый слой.
2. Текстурирование: экспериментируйте с различными текстурами, добавляя в файл кусочки ткани, бумаги или природные материалы (например, листья). Это придаст работе интересный вид.
3. Рисование с помощью трафаретов: используйте трафареты для создания четких форм и контуров. Это отличный способ для детей научиться основам композиции.
4. Цветовые градиенты: Смешивайте цвета прямо на файле с помощью маркеров или красок. Это позволит создать красивые плавные переходы между цветами.
5. Арт-декупаж: вырезайте картинки из журналов или газет и приклеивайте их внутрь файла. Затем добавляйте детали с помощью рисования, создавая коллажи.
Файл-арт — это увлекательный и творческий способ рисования, который позволяет детям выражать свои идеи и чувства без необходимости работать с традиционными художественными материалами. Этот метод не только развивает художественные навыки, но и способствует развитию креативности и воображения.
Таким образом, одна из форм личностно-ориентированной технологии – хеппенинг - обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта. Используя технологию хеппенинг, дети свободнее раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном.



