Использование ИКТ в образовательном процессе
Современные информационные технологии - это, прежде всего, использование интернета для поиска информации и работы с ней.
Применение всевозможных электронных учебников, справочников, энциклопедий и репетиторов, авторские дидактические электронные продукты учителей (презентации, электронные таблицы, флэш-ролики и т.п. к уроку или группе уроков).
Очевидно, что эти формы информационных технологий имеют свои объективные ограничения.
Так, широкое обращение к интернету на уроке ограничено возможностью его пользования.
В самом идеальном случае это накладывает на учителя дополнительную обязанность по контролю над эффективностью внедрения его на уроке учениками.
Это ограничение приводит к тому, что работа ученика в интернете по поиску, обработке и переработке полученной учебной информации переходит из стен школы в его дом.
Другой формой интеграции информационных технологий является внедрение учителем разнообразных готовых электронных учебников, справочников, энциклопедий и репетиторов в свою деятельность.
Очевидно, что такая форма обучения является перспективной, так как в идеале позволяет «оживить» урок, сделать его более интересным и познавательным для ученика.
Конечно, компьютер не может, да и не должен полностью заменять реальный химический эксперимент на уроках и работу учащихся с приборами «в живую».
Никакая красивая картинка на экране монитора не заменит химический эксперимент, произведенный своими руками.
Поэтому и эта форма имеет свои минусы.
Прежде всего, это несоответствие между содержанием электронного учебника и планированием урока.
В этом случае учителю приходится заранее знакомиться с материалом электронного учебника и выбирать из него необходимый материал.
На самом уроке учителю приходится тратить время на неоднократное повторение классу, где искать тот или иной материал, а также помогать ученику найти его.
Последней из рассматриваемых форм является авторская разработка различных электронных дидактических пособий.
По своему содержанию такая форма близка к идеальной, так как, во-первых, не ограничивает творчество учителя, а во-вторых, позволяет максимально приблизить дидактическую разработку к содержанию конкретного урока.
Эта форма может быть использована учителем при условии владения им компьютерными технологиями. Единственным, но существенным, ограничением здесь является желание самого учителя потратить свое личное время на такую разработку.
Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала.
При оформлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти.
Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (молекулы, строение атома, строение кристаллических решеток), процессы (механизмы реакций, ход реакций, растворение веществ, явление гибридизации и т.д.).
Компьютерные презентации на уроках позволяют сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее.
Презентация вписывается в структуру урока, сопровождая лекцию. Применение слайд-фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами.
При подготовке слайд-фильма к уроку можно обращаться к электронным учебникам, информации сети интернет.
На слайдах размещают необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.
В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещают контрольные вопросы.
Их учитель предлагает по завершении лекции. Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то учитель, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращает тот слайд, где есть сведения для правильного ответа.
Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для школьников.
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках химии дает возможность:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса, зачастую скрытого в реальном мире;
- проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального химического эксперимента;
- организовать управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала;
- наладить межпредметную связь между химией и информатикой.
Задействование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению.
Список литературы:



