Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №209 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Вахитовского района г.Казани
Этнокультурное образование дошкольников
через музейную деятельность
Подготовила
Галимзянова Зухра Фанисовна,
воспитатель первой квалификационной категории
2025 г.
Этнокультурное образование дошкольников
через музейную деятельность
На сегодняшний день одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитания патриотизма, любви к малой Родине. Именно в детстве закладываются такие нравственные качеств, а которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие своего народа.
Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Но часто ли наши дети бывают в музее? Большая часть воспитанников детских садов ни разу не были в музее. Во-первых, не всегда на это есть время. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Именно поэтому мы в нашем детском саду решили создавать собственный музей.
Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Основная цель мини-музея – формирование понимания и уважения к своей и другим культурам, а также развитие этнокультурной идентичности и способности к межкультурному взаимодействию.
Цель достигается при решении следующих задач:
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев могут использоваться различные части групповых и спальных комнат, раздевалок, стены у входа в группу и так далее. В нашем детском саду есть постоянно существующий мини-музей «Татар йорты» в кабинте татарского языка. Здесь представлены бытовые принадлежности, элементы одежды, орудия труда, посуда, вышивка и много-много интересного.
Кроме того есть специально выделенная комната для мини-музея. Один раз в три месяца здесь организуется мини-музей на определенную тему.
Итак, как же создается мини-музей…
Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Создание мини - музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
На подготовительном этапе воспитатели, дети и их родители знакомятся с темой и придумывают название музея, ставят цели и задачи.
Второй практический этап представляет собой создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
Заключительный этап предполагает подведение итогов работы, открытие мини-музея, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Создавая экспозицию, воспитатели, дети и родители участвуют в обсуждении тематики музея, приносят из дома экспонаты, изготовляют их своими руками, пополняя фонд музея. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный наблюдатель, ему нельзя трогать экспонаты, а в мини-музеях не только можно трогать, но и нужно. Ребёнок-соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Экскурсоводом в нашем музее может оказаться и воспитатель, и родитель, и ребёнок. Каждый мини-музей в группе ДОУ – это результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.
Давайте, рассмотрим пару примеров из опыта работы нашего детского сада.
Как говорилось ранее, в нашем детском саду ведется музейная деятельность и темы музея постоянно меняются.
Тема осенних месяцев была посвящена детским садам. Первый детский сад в России был открыт 27 сентября 1863 года. А наш детский сад открыт в 1963 году. Об истории нашего сада рассказали воспитатели, подготовившие доклад, своим коллегам, а позже уже детям. Ребятам была интересна данная тема: они узнали какие раньше были детские сады, познакомились с игрушками Советских времён.
Следующая тема – «Таинственный Космос». Здесь также можно было наблюдать результаты совместного труда детей, родителей и воспитателей. Совместно были изготовлены макеты и подготовлена экскурсия по мини-музею. Экскурсию проводили дети подготовительной группы.
В связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне был организован мини-музей на тему "Спасибо Вам за Великую Победу!". Дети, родители, воспитатели собирали информацию о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ. Оформили выставку с фотографиями «Рәхмәт сезгә бөек җиңү өчен». В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В материалах имеются письма солдат своим близким, справки о ранениях и документы о наградах. Воспитанники приняли непосредственное участие в создании музея. Дети принесли военные и армейские фотографии из семейных архивов. В ходе беседы ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий.
Результатами проведенной работы стало:
Таким образом, мини-музеи – это инструмент, который позволяет зажечь в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.



