Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57745 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Адаптированная рабочая программа основного общего образования по предмету «Русский язык» для 5 класса на 2024-2025 учебный год

Адаптированная рабочая программа позволяет учащимся с ОВЗ осваивать русский язык наравне с другими учениками, с учетом их особенностей и потребностей, адаптировав содержание, методы и формы обучения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

МО «Ленский район» РС(Я)

Адаптированная рабочая программа основного общего образования

по предмету «Русский язык» для 5 класса на 2024-2025 учебный год

Разработчик программы:

учитель русского языка и литературы

первой категории

Ладутько В.И.

2024г.

Пояснительная записка

Изучение учебного предмета «Русский язык» в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно- речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной

деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

-расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

-ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

-использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

-развитие положительных качеств и свойств личности.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует АООПООО.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится в год-136 часов, в неделю- 4 часа.

Содержание учебного предмета.

Специфика программы учебного предмета «Русский язык»

Русский язык является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные разделы учебного предмета «Русский язык».

1.Повторение

Звуки и буквы. Текст Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами «ь», «е», «ё», «ю», «я», «и». Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости- глухости». Разделительный «ь». Ударение. Ударные и безударные гласные. Проверка написания безударных гласных. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Предложение. Понятие предложения. Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Главные члены предложения(подлежащее и сказуемое). Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения.

2.Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слова по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный «ъ».

3.Части речи. Имя существительное, глагол,прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению.

Существительное: общее значение, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные, род, число существительных.

Прилагательное: общее значение прилагательного. Зависимость прилагательного от рода существительного. Окончания прилагательных м.р,, ср.р, ж.р. Изменение прилагательных по родам.

Глагол: общее значение глагола. Изменение глаголов по временам (настоящее, будущее, прошедшее время).

4.Предложение. Понятие предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения.

5. Повторение. (состав слова, существительное, прилагательное, глагол, предложение, текст)

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к осмыслениюи дифференциации картины мира,её временно пространственной организации;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

-производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

-образовывать слова с новым значением с опорой на образец;

-иметь представления о грамматических разрядах слов;

-различать части речи по вопросу и значению$

- пользоваться школьным орфографическим словарем для уточнения написания слова.

Достаточный уровень:

-знать значимые части слова и их дифференцировать по существенным признакам;

- разбирать слова по составу с использованием опорных схем;

- образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

- дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

-определять грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

-пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;

- составлять простые распространенные и предложения с однородными членами по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

- устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

-находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем.

Программа формирования базовых учебных действий

Основная цель реализации программы формирования БУДобучающихся состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

-формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся V-IХ классов

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

-испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

-уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия включают:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушатьсобеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

-использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

-принимать и сохранять цели и задачи типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия представлены умениями:

-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

Оценка предметных результатов обучающихся базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

- полнота ответа;

- умение практически применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью

учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2–3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45–50 слов. Изложения обучающиеся пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1–2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3–4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5–6 орфографическими ошибками.

Оценка «2» - не ставится.

УМК

Программа

АООП обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями (вариант1) МКОУ «С(К) ОШИ VIII вида»

Учебник

Русский язык 5 класс Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Москва, «Просвещение»,2018г.

Рабочая тетрадь

1.Рабочая тетрадь по русскому языку в 5-9 классах, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубоская, МОСКВА, «Просвещение, 2005г.

2.Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова , Москва, «Просвещение»,2004 год

В планировании возможны изменения и дополнения.

Календарно-тематическое планирование

№п\п

Кол-во часов

Темы уроков

Дата проведения

План.

Фактич

1.Повторение(27ч)

Звуки и буквы(12ч)

1

1

Звуки и буквы. Текст

03.09

2

1

Звуки речи: гласные и согласные.

Алфавит.

04.09

3

1

Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы слове.

05.09

4

1

Твердые и мягкие согласные перед е, ё, ю ,я, и.

06.09

5

1

Мягкий знак на конце и в середине слова

10.09

6

1

Текст. Различение текста и нетекста.

11.09

7

1

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

12.09

8

1

Ударные и безударные гласные в слове

13.09

9

1

Текст. Определение темы текста.

Заголовок

17.09

10

1

Звуки и буквы. Закрепление знаний

18.09

11

1

Контрольный диктант

19.09

12

1

Работа над ошибками

20.09

Предложение. Текст. (15ч)

13

1

Выражение в предложении законченной мысли

24.09

14

1

Распространение предложений

25.09

15

1

Порядок слов в предложении

26.09

16

1

Связь слов в предложении

27.09

17

1

Главные члены предложения. Сказуемое.

01.10

18

1

Главные члены предложения. Подлежащее

0210

19

1

Второстепенные члены предложения

03.10

20

1

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

04.10

21

1

Наблюдение за знаками препинания в конце предложения

08.10

22

1

Вопросительные предложения

09.10

23

1

Восклицательные предложения

10.10

24

1

Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения

11.10

25

1

Предложение. Закрепление знаний

15.10

26

1

Контрольный диктант

16.10

27

1

Работа над ошибками

17.10

2.Состав слова. Текст.(27ч)

28

1

Корень и однокоренные слова

18.10

29

1

Общее и различия в значении однокоренных слов

22.10

30

1

Включение однокоренных слов в предложения

23.10

31

1

Окончание- изменяемая часть слова

24.10

32

1

Установление связи между словами с помощью окончания

25.10

33

1

Приставка как часть слова

05.11

34

1

Изменение значения слова в зависимости от приставки

06.11

35

1

Изменение значения слова в зависимости от приставки

07.11

36

1

Приставка и предлог

08.11

37

1

Приставка и предлог

12.11

38

1

Суффикс как часть слова

13.11

39

1

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

14.11

40

1

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

15.11

41

1

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

19.11

42

1

Слово-корень с ударной гласной

20.11

43

1

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

21.11

44

1

Проверка безударных гласных в корне слова

22.11

45

1

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне

26.11

46

1

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов

27.11

47

1

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

28.11

48

1

Проверяемые гласные и согласные в корне слова

29.11

49

1

Непроверяемые написания в корне

03.12

50

1

Составление текста с озаглавливанием

04.12

51

1

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

05.12

52

1

Состав слова. Закрепление знаний

06.12

53

1

Состав слова. Закрепление знаний

10.12

54

1

Проверочная работа

11.12

3.Части речи. Текст.(62ч)

55

1

Названия предметов, признаков, действий

12.12

56

1

Понятие о частях речи. Существительное

13.12

57

1

Глагол

17.12

58

1

Прилагательное

18.12

59

1

Различение частей речи по вопросам и значению

19.12

60

1

Употребление частей речи в предложении и тексте

20.12

61

1

Проверочная работа по теме «Части речи»

24.12

62

1

Работа над ошибками

25.12

Имя существительное(22ч)

63

1

Значение существительного в речи

26.12

64

1

Одушевленные и неодушевленные существительные

27.12

65

1

Одушевленные и неодушевленные существительные

14.01

66

1

Существительные собственные и нарицательные

15.01

67

1

Существительные собственные и нарицательные

16.01

68

1

Правописание имен собственных

17.01

69

1

Правописание имен собственных

21.01

70

1

Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных и нарицательных

22.01

71

1

Текст. Тема и основная мысль текста.

23.01

72

1

Понятие о единственном и множественном числе

24.01

73

1

Употребление существительных в единственном и множественном числе

28.01

74

1

Изменение существительных по числам

29.01

75

1

Изменение существительных по числам

30.01

76

1

Знакомство с понятием рода

31.01

77

1

Существительные мужского рода

04.02

78

1

Существительные женского рода

05.02

79

1

Существительные среднего рода

06.02

80

1

Самостоятельная работа по теме «Род существительных

07.02

81

1

Различение существительных по родам

11.02

82

1

Существительное. Закрепление знаний

12.02

83

1

Контрольный диктант

13.02

84

1

Работа над ошибками

14.02

Прилагательное(18ч)

85

1 Значение прилагательных в речи

18.02

86

1

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

19.02

87

1

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

20.02

88

1

Деловое письмо. Записка

21.02

89

1

Окончания прилагательных мужского рода

25.02

90

1

Окончания прилагательных женского рода

26.02

91

1

Окончания прилагательных среднего рода

27.02

92

1

Окончания прилагательных мужского, женского, среднего рода

28.02

93

1

Окончания прилагательных мужского, женского, среднего рода

04.03

94

1

Проверочная работа по теме «Род прилагательного»

05.03

95

Работа над ошибками

06.03

96

1

Изменение прилагательных по родам

07.03

97

1

Изменение прилагательных по родам

11.03

98

1

Прилагательное .Закрепление знаний

12.03

99

1

Прилагательное .Закрепление знаний

13.03

100

1

Контрольный диктант

14.03

101

1

Работа над ошибками

18.03

102

1

Письменный пересказ текста 19.03

1

Глагол (14ч)

103

1

Значение глаголов в речи

20.03

104

Различение действий, обозначаемых глаголами

21.03

105

1

Настоящее время глаголов

01.04

106

1

Настоящее время глаголов

02.04

107

1

Прошедшее время глаголов

03.04

108

1

Прошедшее время глаголов

04.04

109

1

Будущее время глагола

08.04

110

1

Будущее время глагола

09.04

111

1

Различение глаголов по временам

10.04

112

1

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

11.04

113

1

Глагол. Закрепление знаний

15.04

114

1

Глагол. Закрепление знаний

16.04

115

1

Контрольный диктант

17.04

116

1

Работа над ошибками

18.04

4.Предложение. Текст.(14ч)

117

1

Главные члены предложения

22.04

118

1

Сказуемое

23.04

119

1

Подлежащее

24.04

120

1

Деловое письмо. Письмо

25.04

121

1

Второстепенные члены предложения

29.04

122

1

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным

30.04

123

1

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным

06.05

124

1

Различение распространенных и нераспространенных членов предложения

07.05

125

1

Распространение предложений

08.05

126

1

Знакомство с однородными членами

13.05

127

1

Дополнения предложения однородными членами

14.05

128

1

Предложение. Закрепление знаний

15.05

129

1

Контрольный диктант

16.05

130

1

Работа над ошибками

20.05

5.Повторение(6ч)

131

1

Повторение пройденного. Состав слова

21.05

132

1

Повторение пройденного. Существительное. Прилагательное

22.05

133

1

Прилагательное

23.05

134

1

Повторение пройденного. Глагол.

27.05

135

1

Повторение пройденного. Предложение. Текст

28.05

136

1

Заключительный урок

29.05

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.07.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области