Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9(имени В.И. Новикова) г. Куса»
(МБОУ СОШ№9)
Тема «Кем я стану, когда вырасту?»
Тип проекта: исследовательский
Выполнила: Ягафарова Алиса,
обучающаяся 7В класса
Наставник: учитель технологии
Нечаева Татьяна Васильевна
Куса,2025
Содержание
Введение31. Теоретическая часть 1.1. Что такое «профессия»? 5 1.2.В мире профессий6 1.3. Как выбрать профессию? 9 1.4.Классификация профессий по Климову Е.А101.5. Тест по профориентации Е.А. Климова11 2. Практическая часть 2.1. Анкетирование по теме проекта 13 2.2. Продукт-пакет рекомендаций 14 Заключение 15 Список литературы 16 Приложение 17
2
Введение
Актуальность
В силу своего возраста я пока не могу дать точный ответ на вопрос «Кем я хочу стать в будущем».
Определиться с выбором профессии не так легко, как может показаться на первый взгляд.
Самое трудное для меня – это понять, с чем именно я бы хотела связать свою жизнь.
Ведь я понимаю, что моя будущая профессия – это то, чему я буду посвящать основную часть своего времени.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. И тогда я решил провести свое исследование, которое поможет мне определить - какие профессии наиболее интересны мне? Что необходимо уметь и какие знания я должна получить, чтобы быть хорошим специалистом в выбранной профессии?
Этот выбор будет очень сложным, потому что в мире существует около 50 тысяч профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Последнее время я стала задумываться о выборе своей профессии. Стала задаваться вопросом, а будет ли востребовано то, что я выберу? Как выбрать такую профессию, чтобы она была не только интересной, но и нужной?
Цель проекта: расширить знания о мире профессий, попытаться для себя решить, какая подходит мне больше
Задачи:
- дать определение понятия «профессия»;
- познакомиться с различными профессиями и их особенностями;
- обобщить результаты исследования и сделать выводы.
- понять, какой профессией я бы хотела овладеть.
3
Гипотеза: Чем больше возможностей мы рассматриваем при выборе профессии, тем правильнее сделаем выбор
Объект исследования: выбор профессии Предмет исследования: процесс выбора профессии
Методы:
1. Подбор и изучение литературных источников по теме;
2. Анкетирование;
3. Самоанализ;
4. Анализ полученных данных.
4
1.Теоретическая часть
1.1. Что такое «профессия»?
По словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, профессия – это «основной род занятий, трудовой деятельности».
Профессия в Энциклопедическом словаре: профессия – (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом),род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
По словарю Ушакова, профессия, ж. (латин. professio). Род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования.
Другими словами можно сказать, что профессия – это основной род трудовых занятий человека, требующий специальной подготовки. Профессия – это дело, которым ты занимаешься определенное время с большим интересом, познавая и совершенствуя все новое.
Каждый человек должен избрать профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует способностям и наклонностям. Только тогда профессия по душе, когда есть у человека интерес к тому делу, которое он делает, тогда только может он получать радость в своем труде и принести пользу стране.
5
1.2. В мире профессий
Профессий очень много, одни устаревают и выходят из обращения, а другие, в связи с тем, что мир не стоит на месте, появляются.
Устаревшие профессии Существует немало забытых профессий, которые в далеком прошлом были весьма востребованы- печники, каретники, кузнецы, водовозы, фонарщики, трубочисты. 100 или 200 лет назад без них невозможно было представить жизнь города или села.
Современный мир стремительно меняется. Появляются новые технологии, механизмы, станки и машины. Многие специальности становятся менее востребованными или полностью исчезают.
Например: Телефонистка Распространенная и востребованная профессия, которая существовала до изобретения автоматических телефонных станций (АТС). В то время на линии дежурили девушки-телефонистки, которые и соединяли абонентов между собой.
Кондуктор в общественном транспорте. Уже сейчас в некоторых крупных городах России вводятся автоматизированные системы контроля за оплатой проезда, в ближайшие несколько лет кондукторы исчезнут совсем.
Почтальон. Так как документооборот, а также средства массовой информации все больше уходят в цифровое пространство, в доставке корреспонденции на дом необходимость отпадет в течение ближайших 10 лет.
Важно! Некоторые современные профессии также относятся к исчезающим. Кассиров и водителей вскоре заменит интеллектуальная техника. Ненужными станут бухгалтеры, операторы банков, рабочие-сборщики. Пока неясно, насколько быстро это произойдет, но развитие компьютерных технологий происходит достаточно быстро.
Профессии будущего Исследователи считают, в ближайшем будущем в мире будут необходимы следующие профессии: производители биомеханических протезов, наномедики, фермеры, которые занимаются генетически модифицированными продуктами, нейрохирурги.
6
Современные профессии в различных областях знаний.
Появились новые современные профессии, о которых прежде человек и не слышал. Но и сейчас, услышав названия некоторых из них, остаётся лишь гадать, что должен делать человек в той или иной области деятельности. Главным образом это коснулось мира компьютерных и информационных технологий, сферы потребления. Появились интересные современные профессии.
Бренд-менеджер – специалист по продвижению на рынок какой-либо марки товара или услуг. Андеррайтер – специалист по страхованию, как правило, штатный сотрудник страховой компании. Пейджмейкер – специалист-художник в издательствах или рекламном бизнесе, трансформирующий рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывающий художественную концепцию рекламной программы, иллюстрирующий как художественные, так и рекламные тексты.
Современные педагогические профессии. Изменения коснулись и такой сферы как педагогика. Педагогическую сферу в современном обществе представляют учителя, преподаватели, лекторы, воспитатели. Появились новые профессии – тьюторы, коучи. Коуч занимается личностным развитием ученика, мотивирует, вдохновляет
Тьютор обучает по индивидуальной программе.
Современные творческие профессии. Кризис рынка труда затронул и творческую сферу деятельности. Недостатка в артистах не имеется, хотя именно профессиональных порой не хватает. Сфера творчества проявляется и в других профессиях, кроме артистической (например, редактор, журналист, дизайнер, флорист, режиссёр монтажа, копирайтер, веб-дизайнер).
Копирайтер – специалист по авторским правам, его рекламной деятельности, человек с творческой натурой, способный сочинять оригинальные тексты, музыкальные заставки и более крупные произведения разного стиля, характера и метража.
7
Современные технические профессии. На рынке труда ощущается перенасыщение гуманитарными профессиями и острый недостаток технических. Особенно это касается рабочих профессий, которые на сегодня не считаются престижными. Среди инженерных специальностей имеет место недостаточное количество программистов, проектировщиков, конструкторов, энергетиков и теплотехников.
В области компьютерных технологий появились новые названия: веб-мастер – специалист по обслуживанию и модификации сайтов; IT-специалист занимается информационными технологиями, компьютерным обеспечением
У меня возникло еще больше вопросов? Если уже сегодня появилось так много новых профессий, что же будет через 10-20 лет? Что будет, когда я вырасту, и мне нужно будет сделать свой выбор? На кого мне учиться сегодня, чтобы стать востребованным специалистом в будущем?
8
1.3. Как выбрать профессию?
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо учесть три момента:
1. каковы ваши интересы и склонности ( «хочу»); хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа
2. каковы ваши профессиональные качества: здоровье, квалификация, способности («могу»); могу – это все, что мне по силам, по способностям
3. какие профессии пользуются спросом у работодателей ( «надо») надо – это все, что нужно для общества, страны
Если вы сумеете совместить «хочу», «могу», «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Осознанный выбор – это выбор при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в профессии в данный момент (надо).
Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:
интересна и привлекательна для вас;
соответствует вашим способностям;
пользуется спросом на рынке труда.
9
1.4. Классификация профессий по Климову Е.А.
Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии делят на пять групп. Чаще всего используется классификация профессий по Климову Е.А. Профессии подразделяются на 5 типов:
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. Примеры этих профессий (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист, доярка, флорист).
2. Человек-техника. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье. Примеры (пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари)
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. Примеры (учитель, врач, журналист, продавец).
4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Примеры (бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах).
5. Человек- художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Примеры (артист, художник, музыкант, скульптор).
10
1.5.Тест по профориентации Е.А. Климова
1.Профессия, которая мне интересна, или кем я планирую стать в будущем.
Я провела самоанализ и попробовала расписать свои интересы, что я люблю делать больше всего, чем мне нравиться заниматься
Что же из этого всего вышло? Я творческая натура, потому что очень люблю рисовать, придумывать что – то, лепить. Пока я хочу быть флористом.
2.Тест позволяет определить уровень мотивации человека к различным видам
деятельности (приложение 2).
Я определила, что мне подходит типчеловек – художественный образ
Человек–Художественный образ — все творческие специальности.
Объектом трудаэтих специальностей служат: художественные образы, способы их построения, их роли, элементы и особенности.
Профессии данного типа связаны с:
созданием, преобразованием, проектированием, моделированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, режиссер, модельер, дизайнер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, парикмахер, кондитер и др.);
воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства в
единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир,
реставратор, оформитель, флорист, закройщик, гравер, столяр краснодеревщик и др.);
воспроизведением, копированием, размножением художественных
произведений в массовом производстве (мастер по росписи, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник и др.)
Профессионально важные качества: яркое воображение, образное мышление,
склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности,
развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).
Вывод: я могу стать флористом, художником, декоратором
11
Так что же, нужно учесть при выборе профессии? Прежде всего, хорошенько обдумать, чего ты хочешь от профессии. В какой сфере деятельности тебе было интересно работать, какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата. И конечно, же обязательно учесть свои способности. Еще одна важная вещь – тесты на профориентацию. В таких тестах есть вопросы по множеству предметов. Они помогут оценить твои интересы и черты характера, а иногда и уровень интеллекта. Не плохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда ты закончишь учебу.
12
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование по теме проекта
Я провела анкетирование среди одноклассников. В опросе участвовало18 человек. Вопросы: 1.Какая профессия тебе нравится? Девочки: психолог, кондитер, тренер, ландшафтный дизайнер, архитектор, фотограф, флорист, ветеринар, дизайнер одежды, художник, парикмахер, доктор Мальчики: программист, режиссер, пожарный
2.О какой профессии ты бы хотел знать подробнее?
Девочки: психолог, ветеринар, дизайнер домов, архитектура ,тренер, дизайнер
Мальчики: строитель, электрик, военный, доктор, ветеринар, художник, доктор
3.Знаешь ли ты профессии своих родителей?
Знают- 15 человек, не знают -3 человека
4.Зачем человеку нужно быть образованным?
Девочки: чтобы хорошо зарабатывать, чтобы деньги получать, чтобы найти работу, чтобы обеспечивать себя и свою семью
Мальчики: чтобы быть умным и иметь хорошее , чтобы не быть некому не нужным, чтобы справится с трудностями, чтобы все говорили- какой ты молодец, хорошая зарплата
На основе анализа анкетирования, я увидела, что девочки относятся к выбору профессии серьёзнее, чем мальчики. Все хотят знать более подробно о профессиях, которые их заинтересовали.
13
2.2.Изготовление продукта
Я подготовила пакет рекомендаций, тесты, которые помогут в выборе профессии ученикам 7 класса
1.Формула выбора профессии
2.Определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой
3.Тест по профориентации Е.А. Климова
4.Методика «Профиль»( модификация методики А.Голомщтова)
14
Заключение
В ходе выполнения своей проектной работы я узнала, что профессию нужно выбирать по интересам, по способностям. Для этого я проходила тесты, изучала литературу.
В процессе моего исследования я выяснила, что выбор профессии - это очень важное и ответственное дело. Это период, когда человек решает, какой будет его дальнейшая жизнь. Именно от этого выбора она во многом зависит. И подходить к этому вопросу необходимо очень серьёзно.
Чтобы достичь своей мечты, необходимо выработать определённый план действий. В первую очередь нужно по максимуму добывать знания, которые необходимы для освоения той или иной профессии. Именно знания помогут разобраться, правильный ли выбор ты делаешь.
15
Список литературы
https://razvivashka.online/poznavatelnoe/ischezayuschie-professii
https://gb.ru/blog/kak-vybrat-professiyu/Как выбрать профессию
16
Приложение 1
Анкетирование учащихся по теме «Кем я стану, когда вырасту?»
Вопросы:
1.Какая профессия тебе нравится?
2.О какой профессии ты бы хотел знать подробнее?
3.Знаешь ли ты профессия своих родителей?
4.Зачем человеку нужно быть образованным ?
17
Приложение 2
Тест по профориентации Е.А. Климова
Тест позволяет определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности.Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1 а. Ухаживать за животными | 1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2 а. Помогать больным | 2 б. Составлять таблицы, схемы, программы |
З а. Следить за качеством книжных | 3 б. Следить за состоянием, развитием |
4 а. Обрабатывать материалы (дерево, | 4 б. Доводить Товары до потребителя, |
5 а. Обсуждать научно-популярные книги, | 5 б. Обсуждать художественные книги (или |
6 а. Выращивать молодняк (животных | 6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7 а. Копировать рисунки, изображения | 7 б. Управлять каким-либо грузовым |
инструменты) | подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8 а. Сообщать, разъяснять людям нужные | 8 б. Оформлять выставки, витрины (или |
9 а. Ремонтировать вещи, изделия | 9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, |
10 а. Лечить животных | 10 б. Выполнять вычисления, расчеты |
11 а. Выводить новые сорта растений | 11 б. Конструировать, проектировать новые |
12 а. Разбирать споры, ссоры между | 12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13 а. Наблюдать, изучать работу кружков | 13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14 а. Обслуживать, налаживать | 14 б. Оказывать людям медицинскую помощь |
15 а. Составлять точные описания-отчеты | 15 6. Художественно описывать, изображать |
16 а. Делать лабораторные анализы в | 16 б. Принимать, осматривать больных, |
17 а. Красить или расписывать стены | 17 б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18 а. Организовать культпоходы | 18 б. Играть на сцене, принимать участие в |
19 а. Изготовлять по чертежам детали, | 19 б. Заниматься черчением, копировать |
20 а. Вести борьбу с болезнями растений, | 20 б. Работать на клавишных машинах |
Ключ к тесту:
Человек-природа — 1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а
Человек-техника — 1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а
Человек-человек — 2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а
Человек- знаковая система — 2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б
Человек- художественный образ — 3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б
19