Картотека словесных игр по лексической теме «Моя мама».
(для детей старшего возраста)
1.Цель: учить подбирать прилагательные к существительному
«Какая мама?» (добрая, нежная, ласковая, любимая, терпеливая…)
«Какой подарок подарим маме?» (большой, красивый, огромный…)
«Какое настроение у мамы?» (весёлое, радостное, печальное …)
2.Цель: развивать внимание, память, связную речь
«Соберем шкатулку для мамы» (первый игрок говорит : для мамы в шкатулку я кладу бусы, второй игрок повторяет предложение и называет свое слово, например: для мамы в шкатулку я кладу бусы, заколку …)
3.Цель: учить подбирать существительные, обозначающие предметы бытового окружения
«Я знаю пять…(женских имен, женских профессий, женская одежда, косметика…)»
4.Цель: совершенствовать умение образовывать однокоренные слова
«Мама - (мамочка- мамуля-мамулечка…)»
«Сумка-…»
«Туфли-…»
5.Цель: упражнять в употреблении глаголов с приставками
«Мама в магазин - зашла.
Мама из магазина - вышла.
Мама улицу - перешла.
Мама спешила на работу. Она из дома - выбежала, дорогу - перебежала, в автобус - забежала…»
6.Цель: подбирать слова, обозначающие действия
«Что делает мама? (шьёт, стирает, готовит, покупает, моет, вяжет, отдыхает, печёт, жарит …)
«Какие полезные дела мы сделаем для мамы?» (выстираем, вымоем, протрём…
7.Цель: учить употреблять в речи предлоги
«Мама гостила у бабушки. Откуда приехала мама ? (от бабушки )
Мама поставила посуду на стол. Откуда взяла мама посуду? (из шкафа )
Мама зашла за дом . Откуда вышла мама ? (из- за дома )
Мама была на работе. Откуда пришла мама ? ( с работы )
8.Цель: согласование существительных и прилагательных с числительными
«Мама купила в магазине»
1 помидор- 5 помидоров
1 апельсин- 5 апельсинов
1 яблоко- 5 яблок
1 банан- 5 бананов
1 огурец- 5 огурцов
1 морковь- 5 морковок…
«Букет»
Мама букет из цветов собирала.
Каждый цветочек она посчитала (один цветок, два цветка…)
Сложила их мама в огромный букет.
Какой же встречается чаще здесь цвет?
Ты каждого цвета цветы посчитай
И больше каких – скорей называй. (один красный цветочек…)
9.Цель: замечать неправильную постановку ударения в слове
«Любопытная мама» - как правильно сказать?
-Много помидоров или помидор ?
-Компот из яблок или яблоков ?
-Купи носок или носков ?
-Всем хватило полотенец или полотенцев ?
-Хочется апельсинов или апельсин ?
-По телефону мы звоним или звоним ?
-Книгу в сумку я кладу или ложу?
-Волосы мы стрижём или стрижем?
10.Цель: знакомство с разными образованиями слов
«Угадай профессию»
-мама учит детей - кем она работает? – учитель
-мама лечит людей – врач
-мама лечит животных – ветеринар…
«Что где хранится?»
-сахар – в сахарнице
-масло – в маслёнке
-соль – в солонке
-хлеб – в хлебнице…
11.Цель: учить определять место звука в слове
«Обед» - блюда начинаются со звука «К»
«Новая квартира» - предметы для новой квартиры со звуком «Р»
«Мамина сумка» - какие продукты мама принесла в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук «М»
«Цепочка слов из цветов для мамы» (астра, аспарагус, сальвия, ясменник, колокольчик, каланхоэ…)
12.Цель: составлять простые предложения, согласовывать слова в предложении
«Придумай предложение о маме из 3 –х, 4 –х слов»
«Расставь слова в предложении»
-мама, стол, на, накрывала
-стол, мама, постелила, на, скатерть
-поставила, стол, вазу, цветами, с, мама, на



