Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 6 «Рябинка».
Нравственно-патриотический проект: «Хлеб - всему голова».
Канаева Светлана Николаевна.
Воспитатель высшей категории
МКДОУ детский сад № 6 «Рябинка»
города Вятские Поляны Кировской области.
2025 год
Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через уважительное отношение к хлебу.
Участники проекта: дети старшей (подготовительной) группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации: 15.09.2023г. – 15.09.2024г.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода и солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб всему голова» — гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывают.
По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения.
Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её,
ещё большим грехом – растоптать ногами.
Проблема:
Пора и нам подумать: а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, от того, что он нам сейчас достаётся легко?
И почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Данная проблема у меня вызвала большой интерес, и я решила изучить её, а также показать и объяснить детям, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе: люди каких профессий трудятся над тем, чтобы хлеб «пришёл» к нам на стол, воспитать бережное отношение к хлебу.
Уважительное отношение к хлебу – одна из ступеней духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Наблюдая за отношением моих воспитанников к хлебу, я решила выяснить, а как родители прививают детям любовь к хлебу и, поэтому я провела анкетирование по теме моего исследования «Хлеб - всему голова». Результаты анкетирования выявили следующие противоречия: хлеб во многих семьях перестал быть основным продуктом, ведь мы сейчас живем в продуктовом изобилии; в некоторых семьях покупают хлеб и не съедают его, поэтому возникает необходимость использования остатков хлеба для других блюд или на корм животным. Ведь недаром еще в советские годы в каждой столовой висел лозунг «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб-драгоценность, им не сори (его береги).
Актуальность темы обусловлена еще и тем, что её изучение влияет на бережное отношение к хлебу. Начиная работу по теме исследования, я выдвинула гипотезу: если ребенок будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришел к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде готовой продукции. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Данный педагогический проект адекватен современным целям, задачам, логике развития образования, так как задачи проекта соответствуют ФГОС ДО, который определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой дошкольной образовательной организацией. Соответственно, задачи проекта созвучны задачам образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», которые подробно представлены в содержательном разделе образовательной программы МКДОУ детский сад №6 «Рябинка».
Цель:
Формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Обучающие:
Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Предварительная работа:
Сбор информации:
о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео - материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей представления о ценности хлеба; получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас; донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Предполагаемый результат:
1.Обогащение словаря детей, расширение представлений о многообразии хлебных продуктов.
2.Дети познакомятся с тем, как хлеб попадает к нам на стол, как его выращивают.
3.У детей сформируется бережное отношение к хлебу.
4. Понимание детьми того, что многие в мире нуждаются в хлебе.
5.Активное участие родителей в реализации проекта.
Работа с родителями:
1.Помощь родителей в подборе художественной и познавательной литературы.
2.Помощь родителей в оформлении художественной выставки.
3.Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе.
4.Проведение «Игромастера» «Соедини пословицу», «Доскажи словечко».
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
2.Основной (или этап реализации проекта): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
3.Заключительный: подведение итогов, создание итоговой презентации.
Учитывая особенности детского мышления и возраст детей группы, работу строю, опираясь на наглядность и доступность излагаемого материала. В группе, совместно с родителями, была оформлена небольшая выставка книг и другого иллюстративного материала, знакомящего детей с полем, сельскохозяйственной техникой, видами хлебобулочных изделий. Во время проведения режимных моментов и в совместной образовательной деятельности мы ищем ответы на вопросы: Как люди выращивают хлеб? Почему с большим уважением относятся к нему? Из какой муки испечен черный или белый хлеб?
Вместе с детьми изучаем условия, необходимые для прорастания зерен, рассматриваем и сравниваем колосья пшеницы и ржи, а также зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя.
Пополняю знания детей чтением художественной и познавательной литературы: «Лисичкин хлеб» М. Пришвина, К. Паустовского «Теплый хлеб», стихи Н. Некрасова «Колосья», рассказ «Хлеб», «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинского, познакомились с книгой Г. Елизаветина «Хлеб всему голова», «Крупеничка» Н. Телешова, а также не забываем русские народные сказки, в которых воспевается хлеб: «Маша и медведь», «Колобок», «Как курочка хлеб испекла» и другие.
Для реализации проекта был подобран материал о хлебе: пословицы, поговорки, загадки, стихи, иллюстрации, фотографии, дидактический материал.
Большой упор делаю на знакомство детей с деятельностью тружеников поля: агроном, комбайнер. Рассказываю о том, как с давних времен с уважением относились и к людям, которые пекли хлеб. Пекари занимали многие высокие должности в древних государствах и были в большом почете.
Большую познавательную роль играют беседы: «Как на наш стол хлеб пришел», «Кто такой хлебороб», «Хлеб всему голова!», «Какой бывает хлеб», «Как испечь хлеб в домашних условиях», «Хлеб – наше богатство!».
Для того, чтобы закрепить знания и заинтересовать детей, провожу дидактические игры: «Назови профессию», «Что, где растет», «Что из какой муки испекли?», «От зерна до каравая», «Что сначала, что потом», «Превращения», «Угадай на вкус», «Из чего сварили кашу?», «Как превратить муку в тесто?».
Очень увлекательным и занимательным был просмотр познавательного видеоролика «Как растения растут», в котором дети увидели весь процесс роста растения.
На беседах по патриотическому воспитанию, посвященным годам ВОВ, мы рассматривали фотографии, где солдаты обедают в перерывах между боевыми действиями, у детей возник ряд вопросов: «Что ели солдаты в военные годы?», «Отличался ли военный хлеб от хлеба, который едим мы сегодня?», «Был ли хлеб вкусным?», «Из чего его пекли?», «Кто занимался хлебопечением?» и др.
Чтобы разрешить проблему, я предложила родителям своих воспитанников поискать информацию в энциклопедиях, в библиотеке и Интернете по данной теме. Многие родители откликнулись на мою просьбу принять участие в исследовательском проекте.
Дети совместно с родителями в процессе поисково-исследовательской деятельности собрали хороший познавательный материал о хлебе войны: произведения художественной литературы по теме проекта, воспоминания людей о тяжелом, голодном времени, а также рецепты фронтового, блокадного, тылового хлеба. Вот некоторые рецепты военного хлеба:
Хлеб «Ржевский»: Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
«Блокадный» хлеб: В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125г дневная норма святого черного блокадного хлеба.
Не обошли мы тему и детей Донбасса.
В совместной и НОД по художественно-эстетическому воспитанию мои воспитанники раскрашивают картинки «Хлебушек душистый», «Золотые колоски», оформили выставку в технике «Обрывная аппликация», «Батон Батонович», изготавливали хлебобулочные изделия из соленого теста.
Самым незабываемым событием для детей группы была опытно-экспериментальная деятельность по замешиванию теста и выпечки хлебо -булочного изделия – Шарлотки, которую приурочили ко Дню Матери.
В преддверии праздника, посвященного нашим дорогим мамам, в группе была объявлена акция «Рецепт от мамы», где дети вместе с мамой готовят хлебобулочное изделие.
В сюжетно – ролевых играх «Семья», «Магазин» всегда обыгрывается роль хлеба как самого необходимого и важнейшего продукта на нашем столе.
На занятиях по развитию речи я проводила беседы «О тех, кто хлеб растит», «Беседа о хлебе», составляли небольшие рассказы по картинам и репродукциям, разбирали пословицу, созвучной теме проекта «Хлеб всему голова», «Не будет хлеба, не будет и обеда», целью которых являются обогащение знаний о хлебе, воспитание уважения и бережного отношения к хлебу, развитие навыков составления рассказов, применение в речи образных выражений, умения отвечать на поставленный вопрос, умение составлять предложения из двух, трех, четырех слов.
Итогом нашей общей деятельности стало открытое занятие по НОД в рамках наставничества по теме «Хлеб - всему голова», где мои воспитанники показали хорошие знания.
Дети моей группы не только участвуют в познавательном процессе, но и максимально обогащают знания и представления о зерновых культурах, их свойствах; развивают связную речь, творческие способности, поисковую деятельность. В процессе знакомства у детей пополняется активный словарь.
В ходе всех проведённых мероприятий, посвящённых данной теме, у детей расширились и систематизировались знания о хлебе, сформировалось бережное отношение к этому ценному продукту. Я уверена, что каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб и будут бережно к нему относиться.
Хорошим показателем стал факт, как увеличилось число родителей, активно участвующих во всех мероприятиях проекта. Вначале проекта было замечено, что основная часть родителей считает хлеб обыденным продуктом и не уделяет внимание подробному развитию данной темы. Но в итоге, проект помог изменить данную точку зрения. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами.
Критерии и показатели эффективности проектной деятельности:
1. В привлечении всех участников проекта в активную образовательную работу.
2.Родители отмечают важность данного проекта, его ярко выраженную социальную направленность, результативность.
3.Расширились познавательные интересы у детей.
4.У детей сформировалась любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки.
5.Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.
6. Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.
7.Взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Система мероприятий по формированию представлений детей и взрослых о ценности хлеба и совершенствованию их патриотической и экологической воспитанности может вызвать интерес у педагогов дошкольных учреждений города, поэтому на официальном сайте ДОО будет размещена информация коллективной деятельности педагога, воспитанников и родителей группы: мини-проекты, конспекты занятий, дидактических игр, мероприятий с участием родителей, методические рекомендации по реализации проекта. Мною было предложено родителям совместно с детьми изготовить хлебобулочные изделия в домашних условиях и создать фотоальбом «Стряпаем, печём – весело живём».
Создание кулинарной книги «Любимые рецепты нашей семьи».
Познакомить детей со старинными русскими праздниками, обычаями, связанными с хлебом.
Данный проект способствовал и способствует систематизации знаний детей по теме «Хлеб всему голова», привлечению родителей к образовательному процессу.
А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.
Используемая литература:
1.Узорова О., Нефедова Е. «Большая книга загадок». «Планета детства» Москва, 2008.
2.Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2014.
3.Шорыгина Т. А. «Злаки. Какие они?» Москва-Издательство ГНОМ и Д, 2014.
4.Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет,
Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
5.М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра».Детская литература, 1980.
6.А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»,
Москва «Детская литература», 1990.
7.Е.А.Назарова «Трудом взращенный».
8.В.А. Патт «Наш хлеб».



