Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик» Пестречинского муниципальго района Республики Татарстан
Всероссийский творческий конкурс для дошкольников, школьников, студентов и педагогов «Вселенная - Чехов»,
посвященный 165-летию со дня рождения А.П. Чехова
Номинация Педагогические проекты
Проект «Чехов с нами»
средняя группа
Подготовила воспитатель
Высшей категории
Федосеева Марина Александровна
с. Пестрецы 2025г
Проект для средней группы «Чехов с нами»
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, информационно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: 24 февраля – 8 марта
Актуальность проекта: Детская книга остаётся одним из главных средств воспитания детей, даже самых маленьких. Еще Корней Чуковский приравнивал хорошую литературу для детей как необходимое питание для души и становлению личности. Приобщая детей к книге, воспитывается интерес к чтению, то есть происходит процесс формирования будущего читателя. Дошкольный возраст период активного становления художественного восприятия, воспитание нравственных качеств, способности слушать, понимать смысл произведения, развитие речи, памяти, развитие умения делать свои выводы. Наша задача также, в данном проекте, это помочь детям через произведения Чехова освоить такие понятия как сострадание, доверие, дружба, чувство привязанности, глубокие переживания не только к людям, но и к животным, развить необходимость узнавать новое.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: краткосрочный
Цель: развить у детей интерес к художественной литературе, создать условия для активного использования прочитанного произведение в деятельности детей, становлении личности.
Задачи: введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта;
закреплять и развивать устойчивый интерес у детей к книге;
воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Новизна и практическая значимость проекта заключается в разработке новых подходов, методов для привлечения интереса и любознательности к художественной литературе. Использование искусственного интеллекта, виртуальных инсценировок диалогов, интерактивного дополнения во время беседы по произведению.
Направление и реализация проекта: знакомство с произведением Чехова, повышение эффективности приобщения детей к книге с малых лет.
Предполагаемый результат:
Дети:
- расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении рассказа;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках;
- развитие творческих способностей через рассказ «Каштанка» в рисовании, лепке, аппликации;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения с взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством художественного слова;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Поэтапная реализация проекта:
Подготовительный этап
1) Подбор методического материала.
2) Подбор игрового материала и создание нового: дидактических, сюжетных игр.
3) Подбор материально-технических ресурсов.
4) Поисковая работа по подбору иллюстраций по произведениям А.П. Чехова.
5) Оформление альбома по данному проекту, а также подобрать материал на тему «Как воспитывать будущего читателя».
6) Планирование работы.
Основной этап
Практический этап
1)Торжественное знакомство с писателем. Освоение доступных знание о жизни и творчестве писателя. Сопровождение знакомства презентацией о писателе. Беседы о творчестве писателя.
2)Пополнение уголка «Библиотека» новыми книгами: «Каштанка», «Белолобый», «Ванька».
3)Выставка иллюстраций к произведениям А.П.Чехова: «Каштанка», «Белолобый», «Ванька».
4)Чтение рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
5)Просмотр мультфильма «Каштанка».
6) Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Составь картинку к рассказу». Игры из детства А.П. Чехова: «Платочек», «Перышко».
6)Закрепление впечатлений о прочитанном произведении на занятиях лепка, рисование. Драматизация эпизодов из рассказа «Каштанка».
7)Просмотр мультфильма и чтение рассказа совместно с родителями дома.
Заключительный этап.
1)Выставка рисунков нарисованных вместе с родителями о более запомнившихся моментов из рассказа, чтобы еще более приблизить и заинтересовать детей художественными произведениями, стимулирование желания познакомиться с новыми произведениями.
2)Викторина совместно с родителями «Я люблю Чехова».
3)Оформление альбома «Чехов и мы», (поместить в альбом картинки о А.П.Чехове, картинки из рассказов, фотографии занятий, театральных моментов).
Итоговое мероприятие
Мероприятие «Чехов, Каштанка и мы».
Цель: Вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от встречи с понравившимся произведением, стимулировать детей к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, викторинах, театрализации.
Задачи:
Формирование полученных знаний, формирование умения видеть историю вокруг себя;
Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности; развивать умения интерактивного дополнения во время беседы по произведению, системного мышления, познавательной активности.
Воспитывать умения работать в группе, включаться в беседы и обсуждения при выполнении заданий.
Ход мероприятия.
Под вальс Чайковского дети и родители заходят в зал и рассаживаться.
Педагог: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - так говорил великий А.П. Чехов. Сегодня мы с вами собрались поговорить о творчестве писателя. (Педагог рассказывает о жизни Чехова, его произведениях).
Дети рассказывают стихотворение М. Борисовой – Иппокреной «Домик Чехова»)
Домик Чехова
Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.
В маленьких комнатках дух удивительный, -
В них так свежа, так жива старина!
Здесь собирались вечерями длинными, -
Шутки, остроты и Библии глас.
Были те годы Антоши счастливыми, -
Столько добра в них, невинных проказ.
Ветры Судьбы ткут узорами странными…
На перекрестках случайных дорог,
Чудился домик с зелёными ставнями, –
Тихий, желанный, родной Таганрог.
Домик, тропинка, в цветах подоконники,
Низкая дверь, невысокий порог.
Тянутся в дом восхищённо поклонники,
В дом, куда сам он вернуться не смог.
Педагог: вот и мы так же тянемся к прекрасному, художественное слово открывает перед нами дороги знаний. К знаниям, миру в котором когда то жил великий писатель А.П.Чехов. Предлагаю поиграть в любимые игры А.П. Чехова «Платочек», «Перышко». Дети, меняясь с родителями играют.
Викторина по рассказу А.П.Чехова.
Как звали главную героиню рассказа? Кем она была?
Какого цвета была Каштанка?
С кем подружилась Каштанка в новом доме?
Где впервые она показала свой талант?
Какую кличку дал Каштанке новый хозяин?
В кого превратился хозяин во время выступления?
Чем закончилась история Каштанки?
Игра – соревнование «Портрет Каштанки».
Педагог: Сейчас предлагаю игру соревнование, чья команда быстро нарисует «Каштанку». Команды строятся, поочередно добегают до интерактивной доски, выбирают деталь, подставляют, возвращаются на место, следующий бежит, добавляет, до тех пор, пока не закончат портрет Каштанки. (На интерактивной доске в зоне выбора находятся детали всех персонажей рассказа, при выполнении задания необходимо выбрать только главную героиню).
Педагог: Молодцы, здорово у нас получилось. А.П.Чехов любил петь, танцевать, а также ходить в своем городе Таганроге в театр, в цирк. А, вы любите цирк? Мы с вами читали и смотрели мультфильм по рассказу «Каштанка». Предлагаю стать артистами цирка. Сейчас дети и родители, каждой команды, выйдут, выберут нужные костюмы и попробуют сыграть момент из рассказа.
Инсценировка.
На столе лежат костюмы: гусь, Каштанка, кот, свинка, и другие. Дети и родители одевают костюмы, обговаривают, что будут показывать. Затем показывают.
Педагог: Молодцы, здорово получилось. А, сейчас предлагаю вам окунуться в мир рассказа. Как вы думаете, что могло бы быть с Каштанкой, если бы она, убежав из дома, не встретила циркача? Подумайте и скажите, а как сложилась бы судьба Каштанки, если бы она не встретила своих бывших хозяев? (Дети и родители предлагают разные варианты дальнейших событий, придумывают свои рассказы, обсуждают ).
Педагог: Сейчас, мы с вами зачитаем отрывок из рассказа. Я буду читать, пропуская слова, строчки, а вы дополнять в соответствии с рассказом.
В заключении мероприятия смотрят отрывок из мультфильма, как счастливая Каштанка бежит со старыми хозяевами домой.
Педагог: нам пора заканчивать наше мероприятие, но я думаю, мы с вами дальше будем знакомиться с увлекательными произведениями А.П.Чехова, как вы считаете? Вам было интересно? Вы поделитесь полученными знаниями с друзьями, родственниками?