Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Животные в зимний период» | |||||
Возрастная группа: 4-5 лет | |||||
Цель: Создать условия для расширения представления детей о жизни диких животных зимой. | |||||
Задачи: Образовательные: - Обогащать и конкретизировать представления детей о жизни животных в зимний период; - Учить понимать познавательную задачу, применять освоенные представления для ее решения; - Формировать представления о том, как можно заботиться зимой о животных; - Учить формулировать ответы на вопросы, пояснять их; Развивающие: - Развивать речь детей, обогащать словарный запас. - Развивать мелкую моторику рук. - Развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность, память. Воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к природе. - Воспитывать интерес к результатам своей деятельности. | |||||
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» «Речевое развитие». | |||||
Оборудование: рисунок Светы и Димы, карточки с изображением различных животных, детские книги о животных, заготовки для аппликаций, клей, салфетки. | |||||
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Формы, методы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Организационный этап - 1 мин | Организация направленного внимания, создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад. | Предлагаю всем детям встать в круг и поприветствовать друг друга: - Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Собираются и встают в круг, проговаривают с воспитателем приветствие, берутся за руки и улыбаются. | Форма: подгрупповая Метод: словесный – совместная речевая деятельность, художественное слово. Коммуникативная деятельность. | Дети ориентированы на сотрудничество, успокоились и имеют доброжелательный настрой. |
Мотивационно-побудительный(процесс вовлечения в деятельность, игровая мотивация) - 1,5мин | Обеспечение мотивации к предстоящей деятельности – помощи Свете и Диме. | Воспитатель: - Ребята, мне сегодня звонили Света и Дима, и сообщили, что они прислали нам картинку, которую нарисовал Дима на тему: «Как разные животные встречают зиму в лесу». Но Свете кажется, что не все животные так встречают зиму и она просит у нас с вами помощи, помочь ей с Димой разобраться как встречают зиму животные в лесу. - Ребята, вы хотите помочь Диме и Свете узнать как различные животные живут зимой? - А сможете помочь? | Дети с любопытством рассматривают письмо. Ребята внимательно с интересом рассматривают нарисованную Димой картину. -Да, мы очень хотим помочь Свете и Диме! - Да! Сможем! ( начинают задумываться как же помочь Диме и Свете разобраться в данной ситуации) | Создание проблемной ситуации, требующей решения. Коммуникативная деятельность. | Дети заинтерисованны решением данной проблемы, проявляют интерес и желание помочь Свете и Диме. |
Актуализация, (начало выполнения действий по задачам НОД) - 3 мин | Актуализация знаний детей о диких и домашних животных, зимующих птицах, и особенностях подготовки их к зиме. Учить формулировать ответы на вопросы, пояснять их. | - Ребята давайте присядем на стульчики и внимательно рассмотрим картинку, которую нарисовал Дима. - Какие животные на ней нарисованы? - А всех этих животных можно встретить в лесу зимой? - Почему не всех? - Каких можно? Почему? - А каких нельзя, почему? - Можно ли встретить зимой в лесу медведя? - А зайца, лису, белку? | - На картине нарисованы: медведь, барсук, белка, снегирь, ласточка, лиса, заяц, корова. - Нет, не всех этих животных можно встретить в лесу. - Некоторые животные домашние, их не встретишь в лесу, например корова, она живет на ферме. - Дикие животные это медведь, заяц, лиса, барсук, белка, они живут в лесу. - Медведь зимой впадает в спячку и его в лесу не встретить. - Да, этих животных можно встретить в лесу. | Активная беседа с рассматриванием картины. Задаю вопросы, стимулирующие процесс мышления, поддерживаю инициативу. Наводящими и проблемными вопросами актуализирую знания воспитанников. Организовываю их высказывания на поиск возможного решения проблемы. | Проявляют речевую активность, эмоционально высказываются, способны решать интеллектуальные задачи (ситуации, проблемы). |
Затруднение в ситуации (пробное действие, выявление места и причины затруднения) – 2мин | Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения. | - А барсука, ласточку, снегиря можно встретить зимой в лесу? - Ребята а вы знаете как эти животные и птицы готовятся к зиме и живут зимой в лесу? - Ребята, а что нужно сделать если чего то не знаешь, но хочешь узнать? | - можно, - нельзя. (дети предлагают разные варианты ответов, пытаясь обосновать свой ответ) - Нет, мы незнаем как они живут зимой. - Спросить у мамы, или у взрослого, который знает. - Посмотреть в книжке. | - Подводящий диалог с целью фиксации затруднения. Выдерживается пауза для самостоятельного выявления и фиксации в речи причины и места затруднения | Дети поняли и признали место затруднения в возникшей ситуации. |
Открытие нового знания(либо расширение, закрепление имеющихся представлений) - 4мин | Формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Обогатить и конкретизировать представления детей о жизни животных в зимний период. | - Давайте я вам почитаю как некоторые животные готовятся к зиме и как живут зимой в лесу, а далее мы рассмотрим с вами картинки с этими животными? (далее детям читается информация и показываются картинки с обсуждаемыми животными) - Барсука зимой в лесу не встретить, так как он впадает в зимнюю спячку и всю зиму спит у себя в норе, - ласточка относится к перелетным птицам и осенью она улетает в теплые края на юг, поэтому зимой в нашем лесу ее не встретить, - снегири относятся к зимующим птицам, зимой их можно встретить в лесу, из-за снега им не всегда легко найти себе корм, поэтому их зимой нужно подкармливать как и всех зимующих у нас птиц. | - Да, давайте. Дети внимательно слушают рассказы о том как некоторые животные готовятся к зиме и живут зимой в лесу, открывают для себя новые знания. Ребята с интересом рассматривают картинки с этими животными о их жизни зимой в лесу. | Создание ситуации в которой дети с интересом и желанием открывают для себя новые знания. | Дети проявили любопытство, заинтересованность в усвоении новых знаний о том как некоторые животные готовятся к зиме и живут зимой в лесу. |
Динамическая пауза - 1,5 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | - Ребята вы устали?, - предлагаю вам отдохнуть. Предлагаю детям встать в круг, проговариваю слова и выполняю действия согласно теста: Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки) Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга) Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить) На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх) Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс) На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте) А затем вприсядку, (Делать приседания) Чтоб не мёрзли лапки. Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте) Он подпрыгнул десять раз | - Да Дети встали в круг, проговаривают слова и повторяют действия за воспитателем. | Игровые приемы. | Дети получили физическую и эмоциональную разрядку. |
Практическая работа(включение нового знания в систему знаний ребенка) - 5 мин | Формировать умения детей самостоятельно применять усвоенные знания. Формировать представление о том, как можно заботиться зимой о животных. | - Ребята, а вы заметили что животным очень тяжело жить зимой в лесу? - А давайте, сделаем специальные знаки-подсказки для всех людей, которые будут всем подсказывать как надо помогать животным пережить зиму. - Например, знак с изображением подушки – он будет напоминать о том, что не нужно беспокоить животных, погрузившихся в зимний сон. Изображение каких животных можно наклеить на этот знак? - Знак с изображением кормушки послужит подсказкой о том, что необходимо подкармливать животных зимой. Фигурками каких животных и птиц его можно дополнить? - Знак с изображением тишины в лесу напомнит, что необходимо в лесу вести себя тихо. Каких животных можно наклеить на этот знак? Перед тем как, каждый из вас приступит к своей работе, давайте приготовим ваши пальчики: Рвет с сосновых веток шишки. Лапками сжимает ловко И несет в свою кладовку. («Бегают» пальчиками по столу. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках. Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках. «Бегают» пальчиками по столу.) - Теперь каждый из вас возьмет свои знаки и приклеит на них нужных животных. - Давайте получившиеся знаки расположим на одной доске. - Ребята, теперь мы с вами знаем как зимой живут животные в лесу? - Давайте сейчас расскажем Свете и Диме как животные живут зимой в лесу, кого из них там можно встретить а кого нельзя, и что не правильно нарисовал Дима на картине.? | - Да, им тяжело пережить зиму. - Давайте сделаем такие знаки. Ребята рассматривают заготовки для знаков, стараются догадаться, о каких животных будет напоминать каждый из них. - Медведя, барсука - Снегиря, белки - Зайца, лисы. Дети показывают свои ручки и настраиваются на пальчиковую игру. Все ребята повторяют действия за воспитателем и проговаривают с ним слова. Каждый ребенок приступает к выполнению практической работы. Прикрепляют магнитами получившиеся работы на одну доску, любуются полученным результатом. - Да - Дима нарисовал на картинке некоторых домашних животных, перелетных птиц, а их в лесу зимой не встретить. - Некоторые животные впадают зимой в спячку, поэтому их тоже зимой в лесу не встретить и их не нужно беспокоить. - А некоторых животных и птиц зимой надо подкармливать. | Рассматривание и обсуждение возможных вариантов знаков-подсказок. Предоставляется возможность детям высказать, что они думают, и как можно изготовить данные знаки. Самостоятельное выполнение задания, после общего обсуждения. Взаимопомощь друзьям. | Дети сформировали знания о том, как можно помогать животным пережить зиму. Сформировали умение самостоятельно применять усвоенные знания. Дети радуются своему успеху и успеху других детей. С интересом рассматривают работы свои и сверстников. Выражают эмоции посредствам слов, действий и мимики. |
Заключительный этап. Рефлексия. - 2 мин | Формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь. | - Дети а чем мы сегодня занимались? - Ребята, а вам понравилась помогать Свете и Диме? - Как вам это удалось? - Что было самым интересным? - Ребята вы все молодцы, я очень рада что вы помогли Свете и Диме, узнали как на самом деле живут животные зимой в лесу и в какой помощи от нас они нуждаются, огромное вам всем спасибо. | - Помогали Свете и Диме. - Да, понравилось. - Попросили помощи взрослого. И вместе узнали как на самом деле зимуют животные в лесу - Делать знаки – подсказки. Дети радуются своему успеху. | Беседа с обсуждением условий, которые позволили добиться этой цели. Похвала за помощь Диме и Свете узнать новые знания. | Дети проявляют чувство восхищения результатами своей деятельности и сверстников. Усвоили все поставленные задачи. Были сформированы элементарные навыки самооценки. |