Русский язык.
7 класс
Учитель: Касьянова Нинель Александровна
Тема: Н И НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ
Цели:
ХОД УРОКА
Причастие – это часть речи,
причастная глаголу,
в образе прилагательного
В.И. Даль
В стране родного языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
Учитель: Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.
На экране показывается портрет Б.Л.Пастернака и его стихотворение. (Слайд 2)
Учитель: Какова основная мысль стихотворения?
Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.
Учитель: А вы хотели бы «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради и карандаша не обойтись. Проверьте свою готовность к уроку. Открываем тетради и записываем число.
II. Проверка домашнего задания
А. Поиграем в «Верю – не верю» (Слайд 3)
1. Причастия имеют признаки глаголов и прилагательных. ДА? НЕТ?
2. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ?
3. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ?
4. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот – это причастие + главное слово. ДА? НЕТ?
6. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
Самопроверка. Ключ: ДА: 1,2 ,4 ,5; НЕТ: 3, 6(Слайд 4)
- Итак, повторенье – мать ученья.
- Ребята, что такое причастный оборот и в каких случаях он обособляется?
(причастный оборот – причастие с зависимым словом. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он запятыми не выделяется.)
- Почему действительные причастия настоящего времени имеют две пары суффиксов? ( Действительные причастия наст.вр. образуются от глаголов настоящего времени, которые имеют два спряжения, поэтому действительные причастия , образованные от гл.1спр. имеют суффиксы ущ/ющ; от гл. 2спр.- ащ/ящ).
-А как же образуются страдательные причастия настоящего времени? (Страдательные причастия, образованные от гл 1спр имеют суффиксы ем/ом; от гл.2 спр –им)
- Ребята, вспомните, от какой части речи образуются причастия? (от глагола)
- А прилагательные? (чаще всего от имени существительного, иногда от глагола).
- Чем отличаются отглагольные прилагательные и причастия? ( нужно посмотреть на вид глагола, от которого оно образовано. От глаголов совершенного вида образуются причастия, от глаголов несовершенного вида – отглагольные прилагательные).
Б. Работа по орфографии (Слайд 5)
2 человека работают по карточкам, 1 у доски с синтаксическим разбором предложения.
1работает у доски – суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Работа по орфографии:
ТрепещУщий листок( действ.прич., трепетать,1спр.)
дремлЮщий старик (действ.прич., дремать,1спр.)
прерываЕмый гул ( страдат. прич., прерывать, 1спр.)
слышИмый звук, слышать(страд.прич.,2 спр., искл.)
охраняЕмые объекты (страдат. прич. охранять,,1спр.)
видИмое пространство(страд.прич., видеть, 2спр, искл.)
озаряемый луной(страдат.прич., озарять 1спр.)
расстилаЮщийся туман(действ.прич. расстилаться,1спр.)
прячущийся ребенок (действ.прич., прятаться,1спр.)
слышащийся голос (действ.прич., слышаться, 2 спр.)
А. Синтаксическая разминка
1 задание: Начертите схему данного предложения, расставьте знаки препинания, объясните их правописание(Слайд 7).
Осенняя кладовка заполненная стеклянными банками картонными коробками сушёными фруктами бездонными бочками с пчелиным мёдом даёт ощущение необыкновенного порядка и спокойствия.
Б. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
2 задание: распределите слова с выделенными орфограммами в 5 столбиков в зависимости от написания, добавив по одному примеру.
Н+Н | АН ЯН ИН | ОНН ЕНН | ЕНН | ЕН |
Осенняя Картонная бездонная | Пчелиный стеклянный | необыкновенная | Заполненная | сушеными |
– Для каких частей речи применимо данное правило?
– Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Ваши примеры.
– Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах причастий.
Орфографическая задача (проблемная ситуация)
Тушёные картошка, тушённая на слабом огне картошка, потушенная картошка(Слайд 7)
Учитель: Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?
Формулирование темы и цели урока (Слайды 8,9).
IV. Изучение нового материала
Исследовательская работа в группах(распечатка заданий на каждом столе) (Слайд 10)
1 группа.
Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн.
Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, брошенные скворечники,сказанное слово, моченые яблоки, рождённый младенец, стираное бельё.
Ключ:
сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый;
нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное.
2 группа.
Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.
Кошеные травы – скошенные травы
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканый ковёр – вытканный платок
Резаный арбуз – изрезанный арбуз
3 группа.
Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика. Объясните написание н-нн.
Путаный ответ – запутанный учеником ответ
Мощеная площадь – вымощеная плиточником площадь
Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки
Крученые нитки – закрученные бабушкой нитки
4 группа.
Задание: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.
Опубликованная статья
Иллюстрированный журнал
Квалифицированный рабочий
Концентрированный напиток
Военизированная охрана
Бетонированная дорога
Выступления учащихся с результатами исследования.
Учитель: ответьте на вопросы:
Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?
Сколько Н пишется в отглагольном прилагательном? При каком условии?
При каком условии в причастии будем писать НН?
Чем отличается полное причастие от краткой формы?
Опорный конспект (Слайд 11):
Н | НН |
1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить) | 1.Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить) |
2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет) | 2. Есть приставка (растопленное масло) |
3.Нет зависимого слова (топленое масло) | 3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло) |
4. Нет -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- | 4. Есть -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный) |
Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный, жеманный, чеканный, недреманный, считанный, чванный, данный, окаянный.
V. Лингвистическая физминутка (Слайд 12)
Учитель: А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу отыменные прилагательные и причастия. Если слышите причастие – руки вверх – потянулись, отыменное прилагательное – руки в стороны – поворот туловища вправо-влево.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ, ПРИОБРЕТЕННЫЙ, МЫШИНЫЙ, ИЗУЧЕН, СТЕКЛЯННЫЙ, ИСПОРЧЕННЫЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями.)
VI. Словарная работа (Слайд 13)
Закреплять изученную тему мы будем с использованием алгоритма. Запишем это слово в словарики.
АЛГОРИТМ [лат.] – это 1) последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. 2) порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности.
Задание: Составить с записанным словом простое предложение, осложнённое причастным оборотом. После выполнения задания осуществляется выборочная проверка.
VII. Составление алгоритма (Слайд 14)
Учитель вместе с ребятами составляет алгоритм работы над правилом «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
VIII. Закрепление изученного
А. Работа с алгоритмом.
Упражнение №1. Один ученик у доски, остальные в тетради.
Задание: спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор.
Печё..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель, картофель пожаре.., толчё..ый сахар, толчё..ый в ступе сахар.
Б. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1 (Уровень В)
Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему.
Живем мы в цивилизова..ом мире высотных зданий мощё..ых и асфальтирова..ых улиц и площадей автобусов и троллейбусов переполне..ых озабоче..ыми людьми.
Карточка № 2 (Уровень С)
Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему.
На картине писа..ой масля..ми красками были изображе..ы дикови..ые фрукты а на льня..ой скатерти тка..ой шёлком была поставле..а китайская ваза.
IX. Физминутка для глаз (Слайд 15)
X. Самостоятельная работа
Буквенный диктант (Слайд 16)
1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13)неслыха..ый успех, 14)купле..ый карандаш, 15)льви..ая грива, 16)ране..ый в плечо.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
н | нн | нн | нн | н | н | нн | н | нн | н | нн | нн | нн | нн | н | нн |
Поставь себе оценку: «5» – за 16 правильных ответов, «4» – за 13-15, «3» – за 9-12, «2» – за 6-8.
Консервирова..ые грязнули.
Взять несколько вываля..ых в грязи мальчиков добавить к ним одну измаза..ую вареньем девочку посадить их всех в стекля..ую банку плотно закрыть крышкой и поставить в тёмное место чтоб никто никогда не мог их увидеть. Консервирова..ые грязнули приятно украшают любой стол. (Г. Остер)
Консервированные грязнули.
Взять несколько вывалянных в грязи мальчиков, добавить к ним одну измазанную вареньем девочку, посадить их всех в стеклянную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в тёмное место, чтоб никто никогда не мог их увидеть. Консервированные грязнули приятно украшают любой стол.
XI. Рефлексия. Подведение итогов (Слайд 20)
XII. Задание на дом
Учитель дает задание к следующему уроку, разъясняет его содержание (Слайд 21).
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
1) § 23
2) На выбор:
Уровень А: упр. 137
Уровень С: упр 132.
Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов действительных причастий» (7 класс)
Автор: Рогожникова Галина Викторовна
Организация: МБОУ Лосненская СШ
Населенный пункт: Смоленская область, Починковский район, д. Лосня.
Цель урока:
- познакомить учащихся с особенностями правописания суффиксов действительных причастий, правописанием гласных в суффиксах;
- развивать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий.
Оборудование: учебник, ручка, тетрадь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Встанем ровно и красиво:
Прозвенел уже звонок.
Сядем тихо и неслышно
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться:
Все задания выполнять.
Нам, друзья, нельзя лениться-
Надо знания получать!
Добрый день, ребята! Скажите, пожалуйста, с какой частью речи мы работали на прошлых уроках?
(Причастие)
Учитель: Правильно. А кто сможет дать определение причастию?
(ответы детей)
2. Проверка домашней работы.
Учитель: Ребята, сейчас мы напишем словарный диктант, вам нужно подчеркнуть все причастия.
Словарный диктант.
Огненный шар, сожженное полотенце, ветряный день, жизненный принцип, ветряная мельница, испуганный путешественник, полотняные брюки, студеная вода, юный друг, разбуженный зверь.
3. Блиц опрос.
-Какие причастия называются действительными?
-От глаголов, какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
-Назовите суффиксы действительных причастий?
-От чего зависит, какой суффикс писать в слове? Упр. 188 (устно)
(ответы детей действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса –ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-, прошедшего времени –вш-, -ш-)
4. Разминка.
Учитель: Я называю глагол, а вы действительное причастие настоящего времени, четко произнося суффиксы.
Блестеть, сверкать, бегать, носиться, тревожить, волновать, сохранить, хранить, снять, смущать, беспокоиться, дрожать, летать.
Скажите, какие суффиксы участвуют в образовании причастий?
5. Распределительный диктант.
Учитель: (детям раздаю карточки с заданием №1) Запишите словосочетания в 2 столбика
I столбик - действительные причастия настоящего времени образованные от глаголов 1 спряжения;
II столбик- действительные причастия настоящего времени образованные от глаголов II спряжения;
Карточка № 1
Рокоч…щий гул, стел…щийся дым, вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлек…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, та…щий снег, чуть брезж…щий рассвет, хмур…щий брови, кле…щая коробку девочка.
Карточка № 2
Спишите. Выделите суффиксы причастий.
Вид…щий, щебеч…щий, высказыва…щий, стро…щий, колебл…щийся, мо…щий, пиш…щий, бор…щийся.
Составьте с ними предложения или словосочетания.
Учитель: Давайте сделаем вывод. От глаголов какого спряжения и при помощи каких суффиксов, образуются действительные причастия настоящего времени?
От глаголов какого спряжения и при помощи каких суффиксов, образуются действительные причастия прошедшего времени?
Ответы детей ( действительные причастия настоящего времени образованы от глаголов 1 спряжения при помощи суффиксов -ущ-, -ющ-; а от глаголов 2 спряжения при помощи суффиксов –ащ-, ящ- а действительные причастия прошедшего времени образованы от основ неопределенной формы глаголов переходного и непереходного видов при помощи суффиксов – вш-, -ш- )
Учитель: Приведите примеры
Строить- строивший, нести-несший, бежать – бежавший, идти – шедший (прошедшее время);
Тянуть ( 1 спр.)- тянущий, любить ( 2 спр.) – любящий
6. Самостоятельная работа.
Учитель. Для закрепления материала выполните упр. 194.
7. Вспомним.
Учитель: Какие стили речи вы знаете?
(ответы детей: разговорный и книжный, к книжному стилю речи относятся – художественный, публицистический, научный и официально деловой)
Учитель: Какие жанры публицистического стиля вы помните?
(ответы детей: к жанрам публицистического стиля относятся - журналистские (заметка, репортаж, фельетон, интервью, статья. Ораторские (дебаты, речь на митинге, публичное выступление).
8. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению
9. Рефлексия.
Сегодня я на уроке узнал…
Было трудно…..
Я понял…..
У меня получилось…
Учитель: Спасибо за работу на уроке. Наш урок окончен. (отметки за работу на уроке)