Анализ структуры предложения на логопедических занятиях
Цель: Развитие анализа структуры предложения и синтез слов в предложении.
Задачи:
Анализ структуры предложения предполагает
- умение определять количество,
- последовательность,
- место слов в предложении.
С целью формирования и развития этого умения, обучающиеся будут выполнять следующие задания:
1. Определить границы предложения в тексте.
2. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.
3. Придумать предложение с определённым количеством слов.
4. Увеличить количество слов в предложении.
5. Составить предложения из слов, данных в беспорядке или деформированные предложения.
Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.
6. Придумать предложение с определённым словом.
7. Составить графическую схему предложения.
8. По графической схеме придумать предложение.
9.Определить место слова в предложении (по счёту);
10. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Методические ресурсы:
1 компьютер
2 презентация
3 карточки с цифрами
4 карточки со словами
5 наборы для составления схем.
Упражнения в анализе предложения на слова
Содержание занятия:
Оргмомент:
- Прочитайте правила общения на нашем коррекционном занятии:
Внимательно слушай –
И всё услышишь.
Внимательно смотри –
И всё увидишь.
Думай –
И всё обязательно поймёшь.
- Что же мы делаем на коррекционных занятиях? (Думаем, отвечаем на вопросы, выполняем различные задания)
- Сегодня на занятии мы тоже будем выполнять много различных интересных заданий.
-Посмотрите на доску. Что вы видите? (предложения)
1.Определение количества слов в предложении и их последовательности.
- Инструкция: Напоминание! Предложение состоит из слов.
- Посчитайте, сколько слов в предложении: Слайд 2
Мама мыла раму. (посчитать на слух, показать сигнальную карточку с цифрой 3, назвать какое первое слово, второе, третье). Школьники при этом произносят учебное высказывание «В этом предложении 3 слова»
Мама | Моет | Раму |
Птица сидит на дереве. (посчитать, показать сигнальную карточку с цифрой 4, какое первое слово, второе, третье, четвертое).
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin> | <Object: word/embeddings/oleObject2.bin> | |
Птица летит | Птица сидит | Дерево |
Инструкция: к каждому слову нужно задать вопрос, подобрать -
3 картинки: мама, моет, рама.
3 картинки: птица летящая, сидит сидящая, дерево.
Вывод: сколько вопросов, столько слов. Предложение это законченная мысль.
2. Придумай предложения по нарисованным ниже картинкам и составь схему предложения: Слайд 3
Например:
_________пьёт_________________
1.|_______ _______ _________.
Мальчик пьёт молоко.
Учебное высказывание: «В этом предложении 3 слова».
____________________________
2.|________ _________ _______ ________.
Девочка увидела красивую бабочку.
Учебное высказывание: «В этом предложении 4 слова. Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка. Все слова в предложении пишутся раздельно».
Внимание! Запись под диктовку вышеуказанных предложений. При этом, обучающиеся, обводят красным цветом заглавную букву и точку в конце предложения. Взаимопроверка. Дети оценивают друг друга – Молодец! Умница!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Слайд 4
Логопед: Я буду дважды читать предложение на слух, а вы встаете и хлопаете 1 раз, в начале первого слова предложения и говорите «Начало предложения - пишу большую букву, когда я делаю паузу в конце предложения, хлопаете 2 раза и говорите «Конец предложения - ставлю точку». Будьте внимательными!
Белка
Белка живёт в лесу. У неё цепкие коготки и пушистый хвост. Шустрый зверёк ловко скачет по веткам. Белочка любит орешки и шишки. На зиму хлопотливая хозяйка сушит грибы.
3. Придумывание предложений по картинке, состоящих из определенного количества слов. (состоящее из трех, четырех, пяти слов) по аналогии.
Слайд 5-8
Слайд 9-12
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Слайд 13-14
Для 1-го блока регуляции тонуса вам могут подойти следующие упражнения:
Для 3-го блока программирования, регуляции и контроля акта письма следующие упражнения:
4. Закончи предложение, выбрав, подходящее по смыслу, слово.
На слайде карточки с предложениями, в которых пропущено последнее слово, и изображения картинок. Школьникам необходимо выбрать из двух картинок, подходящую, по смыслу. Составив предложение, логопед нажимает мышкой и лишнее слово-картинка исчезает. Дети читают предложения.
Слайд 15
Слайд 16
5. Прочитайте, подберите слова по смыслу и составьте предложения из двух частей.
Обучающиеся читают части предложений, записанные на карточках
в 1 колонке и во 2 колонке.
Необходимо соединить части предложений по смыслу и прочитать предложение. Все предложения в правильном порядке должны быть заранее напечатаны для прочитывания и анализа.
Слайд 17
Слайд 18
6.Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. Все предложения в правильном порядке должны быть заранее напечатаны для прочитывания и анализа.
Слайд 19-22
Бабушка испекла вкусные пирожки.
Какое предложение подойдет к схеме?
|________ __________ _________ ________ ___________. Учебное высказывание « В предложении… 5 слов, оно подходит по схеме»
7.Инструкция: Запишем предложения. Напоминание! Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка. Все слова в предложении пишутся раздельно.
!На полях пусть дети напишут количество слов в каждом предложении.
Итоги занятия:
- Мне, ребята, помогите,
Все картинки вспомните и назовите.
Дети: Мама, птица, белка, корабль, клоуны, мальчик с собакой, конфеты, овощи.
- Вспомните, что же мы делали на сегодняшнем занятии. Какие задания для вас были особенно тяжелы?
-Что нового узнали на уроке?
-Что понравилось на уроке?
-Из чего состоит предложение?
- А если вам понравилась игра, то дружно крикните – «УРА!»