Мастер-класс «Учимся запоминать легко и эффективно»
Добрый день, уважаемые коллеги.
Хочу начать наш мастер – класс с высказывания К.Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
- Знакома Вам эта фраза? Что она означает?
- Действительно, в своей работе мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как запоминание материала.
Тема моего мастер – класса «Учимся запоминать легко и эффективно»
В этом нам помогут приемы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника зародилась еще в глубокой древности. Считается, что это слово придумал Пифагор. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, греки получали возможность быстро запоминать очень большой материал и демонстрировали свое искусство на публичных выступлениях.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Это славянская азбука. Названия букв: а- аз, б -буки, в – веди…
Приёмы мнемотехники многие помнят с детства, например, приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Кто слышал эту фразу хоть раз, уже не забудет ее. Или вы все можете определить количество дней в месяцах по костяшкам пальцев.
Еще при запоминании падежей. Или даже в геометрии: Биссектриса – это крыса…
Методика запоминания опирается на природные возможности человеческого разума:
По принципу : запомнил – сохранил – воспроизвел.
Это технология запоминания через образы. В основе запоминания лежит визуализация. Как говорил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю».
Познакомимся с некоторыми приемами мнемотехники, которые можно использовать на уроках.
1. Графические ассоциации При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта .
2. Рифмовки. Этот прием помогает запомнить орфоэпическое произношение слов. Такой прием встречается в КИМе в задании «Орфоэпические нормы».
Чтобы боль облегчить, надо просто полечить.
Солнце. Жарко. Привези нам для окон жалюзи.
Кто красиво говорит, тот не звонит, а звонит.
Можно рифмовать ПДД: Если жезл смотрит влево - поезжай как королева!
3. Сказки – ассоциации.
КТО главный?
Однажды заспорили между собой морфемы. Решили выяснить, кто из них важнее.
Приставка заявила, что без неё не могла бы существовать человеческая речь. «Сами судите, - говорила она, - «вход» - это одно, «выход» - совсем другое, а «переход» - третье.
Суффикс стал возражать: «Я самый главный. Судите сами, «волчонок» - совсем маленький и безобидный. «Волчище» - страшный и кровожадный».
Окончание стало громко кричать: «Если бы не я, то речь была бы просто набором бессвязных слов. О каком смысле тогда можно говорить?!»
Только корень сидел в сторонке и помалкивал. Когда страсти накалились до предела, корень поднялся и негромко сказал: «Ребята, давайте не будем ссориться. Все мы важные и незаменимые».
Приставка громко ему возразила: «Заменимые! Уходи, мы без тебя обойдемся!»
Обиделся корень и ушёл. А приставка, суффикс и окончание решили составить слово без корня. Как ни старались, а выходило совсем непонятное: то «заили», то «приался», то «выают».
Расстроились спорщики. Поняли, что без корня им не обойтись. Пришли к корню и говорят: «Прости нас! Мы поняли, что ты самый важный». А корень отвечает: «Нет, ребята, мы все главные. Речь тогда красивая и богатая, когда мы вместе!»
Подобные сказки можно использовать при изучении нового материала. После прочтения можно задать вопросы.
4. Схематично – рисуночная. Прием позволяет стимулировать воображение, использовать можно при заучивании стихотворений наизусть.
Вот такую мнемотаблицу создали учащиеся. Попробуем угадать, к какому стихотворения она нарисована. Попробуем прочесть.
Итак, уважаемые коллеги, чтобы разобраться в эффективности приёмов мнемотехники и приглашаю принять участие в выполнении заданий.
Приглашаю 3 фокус-группы.
1 группа должна придумать ассоциативный рисунок, как лучше запомнить написание следующих слов:
Колбаса, горох, бассейн
2 группа: группа должна составить мнемонические рифмованные строчки для правильного произношения слов:
ДоговОры, портфель, шофер.
3 группа: составить мнемотаблицу из картинок. Рассказать стихотворение наизусть.
Пока фокус – группы работают, я бы хотела задать вопрос залу.
Мы живем в мире цифровой информации, в мире паролей. Можно, конечно, пользоваться телефоном, записной книжкой. Но телефон может сломаться, а книжка потеряться. Знакома вам такая ситуация? Что же делать? Можно придумать мнемонический пароль. Его легко вспомнить, используя мнемонический прием.
Примером могут служить первые буквы каждого слова:
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик – Нтгпуврм
Добавим M (мнемотехника) на английской вкладке - если нужны английские буквы
Цифру 8 (т.к. пароль должен содержать не менее 8 символов).
! У меня такая ассоциация. НтгпуврмM8!
ИТАК, мы видим, что все группы успешно справились с заданием. Надеюсь, что Вы будете активно использовать приемы мнемотехники на своих уроках. Ведь, использование мнемотехники
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти,
- развивает речемыслительную деятельность,
- развивает творческие способности.
РЕФЛЕКСИЯ
Мастер-класс мне не понравился. Я не слушала и занималась своим делом. «Поднимите руку»
Мастер-класс был интересным, но у меня возникли вопросы. «Улыбнитесь»
Мастер-класс прошёл отлично, Мне понравился. Я работала. «Хлопните»
Спасибо за внимание!!!
Цели: познакомить участников мастер-класса с примерами использования мнемонических средств обучения, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи: передать свой опыт путем прямого и комментированного показа предложенного вида работы, предложить примеры использования мнемотехники на уроках русского языка и литературы, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Синквейн
Название предметаМастер-класс
Два прилагательных, которые описывают предметэффективный, творческий
Описание действий (три глагола)стимулирует, направляет, обучает
Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль
свой стиль педагогической деятельности
Синоним первого слова, который раскрывает его суть
умение и опыт
1 группа: придумать ассоциативный рисунок, помогающий запомнить написание следующих слов: колбаса, горох, бассейн.
2 группа: составить мнемонические рифмованные строчки для правильного произношения слов: договоры, жалюзи, свекла.
3 группа: Составить мнемотаблицу из картинок. Рассказать стихотворение наизусть.
1 группа: придумать ассоциативный рисунок, помогающий запомнить написание следующих слов: колбаса, горох, бассейн.
2 группа: составить мнемонические рифмованные строчки для правильного произношения слов: договоры, жалюзи, свекла.
3 группа: Составить мнемотаблицу из картинок. Рассказать стихотворение наизусть.