Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 58975 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»

Цель программы Создание условий для развития и формирования певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ. Задачи 1. Образовательные задачи Развитие интереса к вокально- исполнительской культуре через эстрадное, народное, академическое пение. Включение в музыкально - исполнительскую деятельность вокальных, слуховых, интонационных навыков, развитие мотивации для успешной реализации своих творческих возможностей. Овладение навыками эстрадного, народного сценического искусства и актерского мастерства. 2. Развивающие задачи Развитие певческих навыков ребенка дыхания, звукообразования, дикции Развитие музыкальных способностей детей музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, ладового чувства, слухового представления. Совершенствование голосового аппарата детей, сохранение индивидуальности природного типа детского голоса. 3. Воспитательные задачи Приобщение ребенка к культурным традициям вокального музыкального искусства. Научить красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму. Формирование у воспитанников культуры общения, желания преодолевать психологические комплексы благодаря концертной практике и повышения самооценки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УМКА»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета МБДОУ « Детский сад «Умка»

Протокол от «….» 20 г.№

«Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад « Умка»/Ф.И.О./ приказ №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»

Возраст учащихся: 4-7 лет

Срок реализации: 3 года

Автор- составитель

Колесникова Людмила

Владимировна,

Музыкальный руководитель

Тамбов 2023 г.

Оглавление

Информационная карта программы

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

5

1.1. Пояснительная записка

5

1.2. Цель и задачи программы

9

1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

1.3.1. Учебный план по программе «Обучение вокальному пению»

9

1.4. Планируемые результаты

11

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

12

2.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

12

2.1.1. Календарный учебный график 1 год обучения

12

2.1.2. Календарный учебный график 2 год обучения

21

2.1.3. Календарный учебный график 3 год обучения

29

2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы

38

2.3.Формы аттестации

38

2.4. Оценочные материалы

Педагогическая диагностика

40

2.5.Методически материалы

40

2.6 Воспитательный потенциал программы

41

2.7. Список литературы

42

Информационная карта программы

1.Учреждение

МБДОУ «Детский сад «Умка»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению»

3. Сведения об авторе-составителе:

3.1. Ф.И.О., должность

Колесникова Л.В., музыкальный руководитель

4.Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-

ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (далее – ФЗ);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 сентября 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам»; приказ Министерства просвещения Российской федерации от 03.09.2019 г. № 467 « Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02 2021 г. № 38); распоряжение правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р « Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая

разноуровневые программы)

(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный

институт развития образования», АНО ДПО

«Открытое образование», 2015г.)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

4.2. Вид программы

Общеразвивающая

4.3. Направленность

Художественная

4.4. Уровень освоения программы

ознакомительный

4.5. Область применения

Дополнительное образование

4.6. Продолжительность обучения

3 года

4.7 Год разработки программы

2023 год

4.8 Возрастная категория обучающихся

4-7 лет

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

1.1 Пояснительная записка

«Обучение вокальному пению» - дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста художественной направленности по овладению воспитанниками вокальными данными, творческими способностями, исполнительским мастерством. Рассчитана на стартовый уровень освоения. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый воспитанник развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется большое внимание развитию эстетического образования детей. На это направлена и деятельность дошкольных учреждений. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста воспитанники чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал воспитанника, сформировать певческие навыки, приобщить воспитанников к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый воспитанник находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение современных песен с музыкальным сопровождением.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению» разработана на основе программы «Гармония» для детей дошкольного возраста / К. Л. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан, учебного пособия Квактун Г. Г., Квактун И. Г. «Будем с песенкой дружить (3–7 лет)»

Новизна программы

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» заключается в том, что она основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные, игровые технологии .

Программа предусматривает как индивидуальное умение владения певческими навыками, так и действие в микрогруппах – дуэт, трио, квартет, ансамбль.

Актуальность программы

За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.

Педагогическая целесообразность

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для воспитанников с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи, это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для воспитанника эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

«Обучение вокальному пению» позволит воспитанникам развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.

Адресат программы

Данная программа адресована дошкольникам 4-7 лет, и составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Программой не определяются требования к начальному уровню подготовки учащихся. Наполняемость учебных групп составляет от 10-15 человек.

Объем и срок освоения программы

Образовательная деятельность рассчитана на 3 года.

Первый год обучения - для детей 4-5 лет, 72 часа в год. Второй год обучения - для детей 5-6 лет, 72 часа в год. Третий год обучения – для детей 6-7 лет, 72 часа в год.

Формы обучения:

Форма обучения по программе очная. Возможно обучение по программе с использованием дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединениях, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся ансамблем.

Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20 – 30 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся во второй половине дня.

Место проведения – музыкальный зал ДОУ.

Программа включает подразделы:

восприятие музыки;

развитие музыкального слуха и голоса;

песенное творчество;

певческая установка;

певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции; навыки эмоционально- выразительного исполнения) Артикуляция.

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у

дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; - умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. К слуховым навыкам можно отнести:

слуховой самоконтроль;

слуховое внимание;

дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; - представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую техникура спределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; - спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

С целью выработки навыка выразительной дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам.

Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально- эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

выразительностью мимики лица;

выражением глаз;

выразительностью движения и жестов; - тембровой окраской голоса:

динамическими оттенками и особенностью фразировки;

наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Основной формой организации деятельности детей в ДОУ, являются кружковые занятия.

Структура специально организованного певческого занятия детей 4-5 лет.

Восприятие музыки (2 минуты) - прослушивание музыкального произведения.

Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (5 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.

Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.

Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.

Работа над песней. (10 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.

Структура специально организованного певческого занятия детей 5-7 лет.

Восприятие музыки (2 - 3 минуты) - прослушивание музыкального произведения.

Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (8-9 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.

Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.

Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.

Работа над песней. (12-15 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: Создание условий для развития и формирования певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.

Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:

1. Образовательные задачи

Развитие интереса к вокально- исполнительской культуре через эстрадное, народное, академическое пение.

Включение в музыкально - исполнительскую деятельность вокальных, слуховых, интонационных навыков, развитие мотивации для успешной реализации своих творческих возможностей.

Овладение навыками эстрадного, народного сценического искусства и актерского мастерства.

2. Развивающие задачи

Развитие певческих навыков ребенка (дыхания, звукообразования, дикции)

Развитие музыкальных способностей детей (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, ладового чувства, слухового представления).

Совершенствование голосового аппарата детей, сохранение индивидуальности природного типа детского голоса.

3. Воспитательные задачи

Приобщение ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства.

Научить красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму.

Формирование у воспитанников культуры общения, желания преодолевать психологические комплексы благодаря концертной практике и повышения самооценки.

1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

1.3.1. Учебный план по программе «Обучение вокальному пению»

п/п

Название раздела, Темы

Количество часов

Формы

аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

беседа,

прослушивание музыкальных произведений, опрос

«Музыкальная подготовка»

2

Развитие музыкального слуха

1

7

Творческая работа, дидактические игры

3

Развитие музыкальной памяти

8

1

7

Практическая, дидактические игры.

4

Развитие чувства ритма

8

1

7

Практическая, дидактические игры.

«Вокальная работа»

5

Прослушивание голосов

1

1

Индивидуальная

6

Певческая постановка.

Дыхание.

12

1

11

Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

7

Распевание

10

0

10

Фронтальная, практическая, игровая.

8

Дикция

10

0

10

Практическая, игровая деятельность.

9

Работа с вокалистами над репертуаром

14

0

14

Коллективная, концерт, итоговая диагностика.

Итого часов

72

5

67

Вводное занятие

Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.

Распорядок работы, правила поведения.

Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Музыкальная подготовка

Тема1. Развитие музыкального слуха.

Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. Тема2. Развитие музыкальной памяти.

Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. Тема 3. Развитие чувства ритма.

Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Форма.

Практическая, дидактические игры.

Вокальная работа

Тема 1. Прослушивание голосов.

Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма. Индивидуальная работа. Тема 2. Певческая установка. Дыхание.

Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.

Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

Тема 3. Распевание.

Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.

Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма. Фронтальная, практическая, игровая.

Тема 4. Дикция.

Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Форма. Практическая, игровая деятельность.

Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.

Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма. Коллективная, концерт, конкурс.

1.4. Планируемые результаты

1 год обучения.

По окончании первого года обучения:

у детей появится интерес к музыкальной культуре и к вокальному пению;

дети научатся правильно пользоваться певческим дыханием;

дети будут использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации;

правильно формировать гласные в сочетании с согласными; - у детей развивается музыкальный слух и умение владения голосом;

разовьётся умение работать в коллективе.

2 год обучения.

По окончании второго года обучения дети:

будут иметь представление о певческой установке, дыхании, дикции, будут уметь правильно пользоваться певческим дыханием, пользоваться правильной постановкой корпуса при пении.

будут уметь петь вокальные произведения в диапазоне (ре – до 2), овладеют дикцией в народном, эстрадном пении

получат навыки работы с микрофоном, фонограммой без голоса (минус) - будет сформирована устойчивая потребность к исполнению песен, художественному воплощению музыкального образа произведения.

будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества любви к народной и современной музыке.

3 год обучения.

По окончании третьего года обучения дети:

проявляют устойчивый интерес к вокальному творчеству;

способны повторить мелодию; анализировать предлагаемый текст музыкального произведения;

овладели навыками правильного дыхания, делают спокойный ровный вдох и выдох, поют короткие фразы и попевки на одном дыхании; поют по

требованию педагога легко, мягко, нежно, отрывисто.

демонстрируют понимание правил поведения на сцене.

способны самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о продукте своей творческой деятельности;

способны к эмоциональному реагированию и отклику на музыкальное произведение или его фрагмент; способны выражать свое личное эмоциональное отношение к событиям

нашедшим свое отражение в песне, музыке.

Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

2.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

Объем программы составляет 216 часов.

Занятия первого года обучения начинаются 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель, 72 часа.

Занятия второго обучения начинаются с 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель, 72 часа

Занятия третьего обучения начинаются с 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель, 72 часа

Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20-30 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся во второй половине дня.

2.1.1. Календарно-учебный график 1 год обучения:

№ п/п

Месяц

Число

Форм а

занят ия

Кол

– во часо в

Тема занятия

Место проведения

Форма контрол я

1.

сентябрь

Теорети ческое

1

Вводное занятие.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

2.

сентябрь

Комбинирова нное

1

Диагностика певческого голоса, индивидуальных способностей

воспитанников

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

3.

4.

5.

сентябрь

Практическое

1

Певческая установка. Посадкапевца, положение корпуса, головы. Навыкипения

сидя и стоя.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

6.

7.

8.

сентябрь

Комбинированн ое

1

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало

пения.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

9.

10.

октябрь

Практическое

1

Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости от характера

исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в

процессе пения.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

11.

12.

октябрь

Практическое

1

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой

интонирования.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

13.

14.

октябрь

Комбинирован ное

1

Естественный свободный звук без крика и

напряжения. Мягкая атака звука.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

15.

16.

октябрь

Практическое

1

Округление гласных.

Способы их формирования в различных регистрах .

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

17.

18.

ноябрь

Комбиниро ванное

1

Работанад

дикциейи артикуляцией.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

19.

20.

ноябрь

Комбиниров анное

1

Развитие согласованности артикуляционны х органов.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

21.

22.

ноябрь

Практическое

1

Пение артикуляционны х упражнений

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

23.

24.

ноябрь

Практическое

1

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона, устойчивое интонирование

одноголосного пения при сложном

аккомпанементе.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

25.

26.

декабрь

Практическое

1

Ансамбль.

Унисон. Пение

одноголосия при сложном аккомпанементе.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

27.

28.

декабрь

Практическое

1

Формирование сценической культуры.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

29.

30.

декабрь

Практическое

1

Работа с фонограммой. Обучение ребенка

пользованию фонограммой в соответствующе

м темпе.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

32.

33.

декабрь

Практичес кое

1

Работа с фонограммой.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

34.

35.

январь

Практическое

1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

36.

37.

январь

Практическое

1

Различные

приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых

произведениях, более спокойное)

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

39.

40.

январь

комбиниро ванное

1

Цезуры, знакомство с навыками

«цепного

дыхания»

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

41.

42.

январь

Практическое

1

Звуковедение и чистота интонирования.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

43.

44.

февраль

Практич еское

1

Штрихи нон легато и легато. Пение нон легато и легато.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

45.

46.

февраль

Комбинирова нное

1

Диапазон звучания детского голоса. Упражнения для развития

диапазона.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

47.

48.

февраль

Комбинир ованное

1

Работа над ровным звучанием во всем диапазоне

детского голоса.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

49.

50.

февраль

Практическое

1

Работа над звуковедением и чистотой интонирования в разучиваемых

песнях.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

51.

52.

март

Практическое

1

Дикция и артикуляция. Работа над особенностям и произношени я при пении.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

53.

54.

март

Практическое

1

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

55.

56.

март

Комбиниров анное

1

Напевность гласных, быстрое и четкое проговаривание согласных

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

57.

58.

март

Практическое

1

Формирование чувства ансамбля.

Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении

простейших длительностей.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

59.

60.

апрель

Практическое

1

Интонирование произведений в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком

(шестнадцатые,

пунктирный ритм).

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

61.

62.

апрель

Практич еское

1

Пение под фонограмму.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

63.

64.

апрель

Практическое

1

Формирование сценической

культуры. Работа с фонограммой. Пение под

фонограмму.

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

65.

66.

апрель

Практическое

1

Развитие артистических способностей детей, их умения согласовать

пение с ритмическими

движениями.

музыкальный зал

Концертна я

деятельнос ть

67.

68.

май

Практическое

1

Работа над

выразительным исполнением песни и созданием

сценического образа.

музыкальный зал

Концертна я

деятельнос ть

69.

70.

май

Практическое

1

Генеральная репетиция к отчётному концерту.

музыкальный зал

Концертна я

деятельнос ть

71.

май

Комбинирова нное

1

Выступление на отчётном

концерте.

музыкальный зал

Концертна я

деятельнос ть

72.

май

Практическое

1

Итоговое занятие. Диагностика певческого голоса, индивидуальных способностей

воспитанников

музыкальный зал

Педагогич е ское наблюдени е

Итого:72 часа.

2.1.2.Календарно-учебный график 2 года обучения:

№ п/п

Месяц

Число

Форм а занят ия

Кол

– во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

Теорети ческое

1

Вводное занятие.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

2.

сентябрь

Комбинирова нное

1

Диагностика певческого голоса, индивидуальных способностей

воспитанников

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

3.

4.

5.

сентябрь

Практич еское

1

Певческая установка.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

6.

7.

8.

сентябрь

Практич еское

1

Голосовой аппарат.

Речевой аппарат.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

9.

10.

октябрь

Комбиниро ванное

1

Речевой аппарат. Речевые упражнения.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

11.

12.

октябрь

Практическо е

1

Основы певческого дыхания.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

13.

14.

октябрь

Практическое

1

Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания.

Распевки.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

15.

16.

октябрь

Практическое

1

Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания.

Распевки.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

17.

18.

ноябрь

Комбинирован ное

1

Упражнения на формирование вокально- певческих навыков Работа над певческим дыханием.

Распевки..

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

19.

20.

ноябрь

Комбиниро ванное

1

Дикцияи

артикуляция. Значение гласных и

согласных звуков

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

21.

22.

ноябрь

Практическое

1

Скороговорки.

Пение

технических упражнений в подвижном темпе.

Скороговорки речевые и музыкальные.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

23.

24.

ноябрь

Практическое

1

Интонирование. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

25.

26.

декабрь

Практичес кое

1

Упражнения для расширения диапазона.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

27.

28.

декабрь

Практичес кое

1

Упражнения для расширения диапазона.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

29.

30.

декабрь

Практическое

1

Пение и определение интервалов в распевах,

направление звучания вверх и вниз.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

31.

32.

декабрь

Практическое

1

Пение интервалов в мелодических и гармонических ступенях.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

33.

34.

январь

Практичес кое

1

Работа над чистотой интонирования в репертуарном

произведении.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

35.

36.

январь

комбинирова нное

1

Работа над произведением.

Подбор

произведения (репертуарная песня) Разбор текста песни. Выработка чёткой дикции

и артикуляции.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

37.

38.

январь

Практическое

1

Динамика звука оттенки, штрихи. Отработка голосоведения, динамических

оттенков.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

39.

40.

январь

Практичес кое

1

Прослушивание и разбор

произведения.

.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

41.

42.

февраль

Комбинир ованное

1

Звукообразовани е и дыхание.

Взаимосвязь звука и дыхания

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

43.

44.

февраль

Практиче ское

1

Регистры голоса. Тембровая окраска голоса. Упражнения.

Работа над качеством тембра голоса при пении.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

45.

46.

февраль

Практическое

1

Работа над качеством тембра голоса при пении на средних

примарных тонах.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

47.

48.

49.

февраль

Практическое

1

Развитие внутреннего слуха.

Выравнивание регистровых порогов.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

50.

51.

52.

март

Комбиниров анное

1

Понятие

«сценический образ»,

«мимика».

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

53.

54.

55.

56.

март

Практиче ское

1

Знакомствос микрофоном. Виды микрофонов.

Работас

микрофонами разных типов.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

57.

58.

59.

март

Практическое

1

Разучивание хореографически х элементов при пении репертуарной

песни.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

60.

61.

62.

март

Практическое

1

Репетиционная работа.

Разучивание хореографически х элементов при пении

репертуарной песни.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

63.

64.

апрель

Практич еское

1

Пение под фонограмму с ритмическими движениями.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

65.

66.

апрель

Практичес кое

1

Репетиционна я работа.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

62.

63.

64.

апрель

Практич ес кое

1

Репетиционна я работа.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

65.

66.

67.

апрель

Практич еское

1

Генеральна я репетиция к отчётному концерту.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

68.

69.

май

Практическое

1

Генеральна я репетиция к отчётному концерту.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

70.

май

Комбинирова нное

1

Выступление на отчётном концерте.

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

71.

май

Практическое

1

Итоговое занятие.

Диагностика певческого голоса, индивидуальны х способностей

воспитанников

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

72.

май

Практическое

1

Итоговое занятие.

Диагностика певческого голоса, индивидуальны

х способностей воспитанников

музыкальный зал

Педагогиче ское

наблюдени е

Итого: 72часа.

2.1.3. Календарно- учебный график 3 года обучения:

№ п/п

Месяц

Число

Форм а

занят ия

Кол

– во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

Теорети ческое

1

Вводное занятие. Стили вокала.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

2.

3.

сентябрь

Комбинирова нное

1

Диагностика певческого голоса, индивидуальных способностей

воспитанников

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

4.

5.

6.

сентябрь

Практич еское

1

Певческая установка. Охрана и гигиена голоса певца

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

7.

8.

сентябрь

Комбинир ованное

1

Голосовой аппарат – как всё устроено.

Речевой аппарат.

Скороговорки.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

9.

10.

октябрь

Практич еское

1

Основы певческого дыхания.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

11.

12.

октябрь

Практическое

1

Упражнения на дыхание. Легкий и глубокий вдох. Овладение простыми навыкамипо формированию певческого

дыхания.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдени е

13.

14.

октябрь

Практическое

1

Основы правильного

диафрагмального дыхания при извлечении звука. Распевки.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

15.16.

октябрь

Комбинированное

1

Дыхание и его роль в саморегуляции. Упражнения на формирование вокально- певческих навыков. Смена дыхания в процессе пения.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

17.

18.

ноябрь

Комбинир ованное

1

Дикцияи

артикуляция.

Значение гласныхи согласных звуков в пении.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

19.

20.

ноябрь

Комбинирова нное

1

Разогрев артикуляционног о аппарата.

Позиционное положение рта.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

21.

22.

ноябрь

Практическое

1

Скороговорки.

Распевки: на одной ноте скороговорок.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

23.

24.

ноябрь

Практическое

1

Пение

технических упражнений в подвижном темпе.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

25.

26.

декабрь

Практическое

1

Упражнение на тренировку голосового аппарата.

Исполнительские навыки и

приёмы.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

27.

28.

декабрь

Практичес кое

1

Техника губ и языка.

Скороговорки

речевые и музыкальные.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

29.

30.

декабрь

Практическое

1

Интонирование. Интонационные упражнения.

Работанад звуковедением ичистотой

интонирования.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

31.

32.

декабрь

Практическое

1

Пение легато и стаккато,

глиссандо. Работа над ровным

звучанием во всём диапазоне.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

33.

34.

январь

Практическое

1

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне. Понятие кантилена,

примарная зона. Расширение диапазона.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

35.

36.

январь

Практическое

1

Изучение вокализа. Короткий и длинный вдох.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

37.

38.

январь

Практическое

1

Пение и определение интервалов в распевах,

направление звучания вверх и

вниз.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

39.

40.

январь

Практическое

1

Контрастная динамика в музыке – forte, piano.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

41.

42.

февраль

Практичес кое

1

Работа над чистотой интонирования в пении. Подбор произведений Выработка чёткой дикции и артикуляции.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

43.

44.

февраль

Практическое

1

Динамика звука оттенки, штрихи Выработка

мягкого звучного piano, энергичного не резкого forte на примерах распевок.

Отработка голосоведения, динамических

оттенков и цезур.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

45.

46.

февраль

Практичес кое

1

Прослушивание и разбор

произведения. Взаимосвязь звука и дыхания. Вокально – хоровая работа над

звуковедением и дыханием.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

47.

48.

февраль

Комбин ированн

ое

1

Раскрытие слова

- фонограмма. Слушание видов фонограмм.

Пение под фонограмму.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

49.

50.

март

Практическое

1

Регистры голоса. Грудной регистр.

Тембровая окраска голоса. Упражнения.

Работа над качеством тембра голоса при пении на средних

примарных тонах.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

51.

52.

март

Практическое

1

Пение с закрытым ртом. Развитие внутреннего слуха.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

53.

54.

март

Комбинированное

1

Понятие

«сценический образ»,

«мимика». Упражнения перед зеркалом.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

55.

56.

март

Практическое

1

Раскрытие понятия

«пластическое

пение». Вокальн ые упражнения.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

57.

58.

59.

март

Практич еское

1

Знакомство с микрофоном.

Виды

микрофонов.Р абота с

микрофонами разных типов. Пение под фонограмму с мокрофоном.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

60.

61.

62.

апрель

Практическое

1

Репетиционная работа. Пение под фонограмму с ритмическими

движениями.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

63.

64.

апрель

Практич еское

1

Костюм и его роль в создания сценического образа.

Артистичность,

костюм.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

65.

66.

апрель

Практическое

1

Грим как инструмент подчеркивающий образ

исполнителя.

Правила

нанесение грима.

музыкальный зал

Концертная деятельность

67.

68.

май

Практич еское

1

Генеральная репетиция к отчётному концерту.

музыкальный зал

Концертная деятельность

69.

май

Комбинирова нное

1

Выступление на отчётном

концерте.

музыкальный зал

Концертная деятельность

70.

71.

май

Практическое

1

Диагностика певческого голоса, индивидуальных способностей

воспитанников

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

72.

май

Практическое

1

Итоговое занятие.

музыкальный зал

Педагогиче ское наблюдение

Итого: 72 часа.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

1. Фортепиано.

2. Музыкальный центр.

3. Фонограммы песен.

4. Микрофоны.

5. Детские музыкальные инструменты.

6. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, и т. д.).

Методическое обеспечение программы

1. Музыкально-дидактические и коммуникативные игры. (Приложение 1)

2.Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические упражнения. (Приложение 2)

3. Скороговорки, чистоговорки. (Приложение 3)

4. Упражнения для распевания. (Приложение 4)

5. Песни и попевки для детей 4-7лет. (Приложение 5)

2.3 Формы аттестации

Для оценки результативности освоения разделов программы применяются текущий контроль и промежуточная аттестация (итоговая диагностика). Текущий контроль осуществляется после изучения темы Проводится в фронтальной, индивидуальной, практической и игровой формах. Промежуточная аттестация проводится по окончанию срока реализации программы и проводится в форме концерта, итоговой диагностики.

2.4 Оценочные материалы

Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей. Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка. Диагностическая методика заключается в следующем:

1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.

2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса).

3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса). Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и заносятся в таблицу ( Приложение 6). В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.

2.5 Методические материалы

Название раздела

Материально- техническое оснащение, дидактический материал

Формы, методы , приемы обучения

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Песни и попевки для детей 4-7 лет

Словесный, наглядный

Беседа, прослушивание музыкальных произведений, опрос

2

Развитие музыкального слуха

Музыкально-дидактические и коммуникативные игры. Интонационные упражнения

Словесный, наглядный, практический, игровой

Творческая работа, дидактические игры.

3

Развитие музыкальной памяти

Музыкально-дидактические и коммуникативные игры. Интонационные упражнения

Словесный, наглядный, практический, игровой

Практическая, дидактические игры

4

Развитие чувства ритма

Музыкально-дидактические и коммуникативные игры. Интонационные упражнения

Словесный, наглядный, практический, игровой

Практическая, дидактические игры

5

Прослушивание голосов

Попевки для детей 4-7 лет

практический,

Индивидуальная

6

Певческая постановка. Дыхание.

Дыхательные. Интонационно-фонетические упражнения

Словесный, наглядный, практический, игровой

Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

7

Распевание

Интонационные упражнения.

Дыхательные. Интонационно-фонетические упражнения

Словесный, наглядный, практический,

Фронтальная, практическая, игровая.

8

Дикция

Скороговорки, чистоговорки.

Словесный, наглядный, практический, игровой

Практическая, игровая.

9

Работа с вокалистами над репертуаром

Песни и попевки для детей 4-7 лет

Словесный, наглядный, практический,

Коллективная, концерт, итоговая диагностика.

2.6. Воспитательный потенциал программы

Воспитательная работа в рамках программы обучение вокальному пению направлена на:

-воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям;

-развитие доброжелательности в оценке творческих способностей товарищей и критическое отношение к себе;

-воспитание чувства ответственности при пении в ансамбле.

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы учащиеся привлекаются к участию в мероприятиях учреждения.

Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям и уровня личностных достижений учащихся .

2.7.Список литературы

1. Белованова М.Е. Азбука пения для самых маленьких. – М.: Феникс, 2011. 2. Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников о временах года. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2014.

3. Евтодьева А.А. Игровые приѐмы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. № 1. – с. 44-47

4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий, 2017.

5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – С-Пб.: Музыкальная палитра, 2016.

6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

7. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3-4 лет. – М.: Сфера, 2014.

8. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. – М.: Сфера, 2014.

9. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2014.

10. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Вышел дождик на прогулку. Песенки, распевки, музыкальные упражнения для дошкольников 4-7 лет. – С-Пб.: ДетствоПресс, 2017.

11. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.

12. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.

Приложение1.

Музыкально – дидактические игры

для детей дошкольного возраста

Веселые матрешки

Программное содержание:

Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия:

Матрешки трех величин по числу играющих.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон.

Ход игры:

Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

Какой инструмент звучит

Программное содержание:

Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактический материал:

Детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент.

Колокольчики

Программное содержание:

Учить детей различать силу звучания.

Игровые пособия:

Наборы колокольчиков разной величины.

Ход игры:

Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.

Угадай-ка

Программное содержание:

Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия:

Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков.

Музыкально-дидактический материал:

Бубен или барабан.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.

Прогулка

Программное содержание:

Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.

Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши.

Море и ручеёк

Программное содержание:Учить детей различать темп музыки.

Игровые пособия:Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Музыкально-дидактический материал:«Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.

Ход игры:

При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря. 

2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка.

 3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом. 

Букеты

Программное содержание:

Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия:

Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.

Музыкально-дидактический материал:

Бубен.

Ход игры:

Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.

Лесная прогулка

Программное содержание:

Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана,бубна, погремушки.

Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Игровые пособия:

Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.

Музыкально - дидактический материал:

Барабан, бубен, погремушка.

Ход игры:

Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна –зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.

Кошки и мышки

Программное содержание:Учить детей различать громкие и тихие звуки.

Игровые пособия:Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон, любая плясовая мелодия.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.

Ах, как песенку поём!

Программное содержание:

Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.

Музыкально-дидактический

материал:

Детские музыкальные  инструменты, мелодии знакомых песен.

Ход игры:

Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню.

Бабочки

Программное содержание:

Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.

Музыкально-дидактический материал:

Металлофон.

Ход игры:

Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки.

Оркестр

Программное содержание:

Учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.

Игровые пособия:

Карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.

Музыкально-дидактический материал:

«Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Ход игры:

Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.

Приложение 2.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

для детей старшего дошкольного возраста

Погреемся.

Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).

Мельница.

Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз).

Сердитый ежик.

Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз).

Лягушонок.

Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.

Заблудился в лесу.

Сделать вдох, на выдохе прокричатьау-у.

Великан и карлик.

Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

Часы.

Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз).

Ловим комара.

Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз).

Косарь.

Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз).

Трубач.

Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с ).

Будильник.

Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.

Насос.

Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б—8 раз в каждую сторону).

ЛЮБИМЫЙ НОСИК

Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике

заболеваний верхних дыхательных путей.

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).

Вдох — погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох — и обратно

Пальцы наши просятся.

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

Дай носу подышать, На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой

В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.

Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.

Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.

Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.

Сохраняйте маршевый ритм дыхания.

Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.

Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.

Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

Артикуляционная гимнастика

Трактор.

Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

Стрельба.

Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки).

Фейерверк.

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

Гудок парохода.

Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

Упрямый ослик.

Выбираются  ослики  и погонщики.

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричатьй-а-й-а (укрепляем связки гортани).

Плакса.

Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга).

Комплекс оздоровительных упражнений для горла

Лошадка.

Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем

(20—30 с).

Ворона.

Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом

( 6 – 7 раз).

Змеиный язычок.

Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

Зевота.

Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать

(5—6 раз).

Веселые плакальщики.

Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).

Смешинка.

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).

Приложение 3.

Чистоговорки для детей 5-7 лет

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады

ША – ША – ША — наша осень хороша

АТА – АТА – АТА — осень дарами богата

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи

РУ – РУ – РУ — я колосья соберу

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы

КА – КА – КА — белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты

АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

АД – АД – АД — вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем

ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты

АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья

ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай

РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки

УК – УК – УК — собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец

АН – АН – АН — спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ — из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка

УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз

ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

Хвалю халву.

У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.

Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

Рододендроны из дендрария даны родителями.

Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.

«Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

Король-орёл.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!

Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 

Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!

Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.

Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь. 

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной.

Приложение 4.

Вокальные упражнения (распевки)

Вокальные упражнения (распевки) - самые простые упражнения, которые соответствуют следующим критериям:

- мелодия небольшого диапазона, охватывающая 3-5 соседних звука (или, как говорят музыканты, 3-5 ступеней, диапазон терция-квинта);

- мелодия движется поступенно, т. е. без скачков, сверху вниз.

Пойте упражнения в медленном темпе. Одну и ту же мелодию Вы можете исполнять на разные гласные, на разные слоги, на разные слова.

Рекомендую следующие упражнения:

Упражнение 1. Пение с закрытым ртом.

Иногда это упражнение называют ―пение на согласный ―М‖, ―мычание‖, но все -

таки лучше назвать его ―пение с закрытым ртом‖, тогда возникают правильные

ассоциации.

Губы должны быть сомкнуты, зубы разомкнуты, во рту большой объем. Сделайте

вдох через нос и пойте.

Следите, чтобы звук шел широко и свободно. В нем не должно быть звона,

резкости и гнусавости. Исполняйте это упражнение только на самых удобных для

Вас звуках.

Обратите внимание на свои ощущения. Где Вы чувствуете вибрацию звука?

Упражнение 2. Мелодия в поступенном нисходящем движении, охватывающая три соседних звука.

Пойте это упражнение на гласный звук ―ю‖, на слоги ―лю-лю-лю‖, ―ма-а-а‖.

Следите, чтобы гласный ―А‖ исполнялся округло как ―О‖. То есть, пойте ―ма-а-а‖, а думайте в это время ―мо-о-о‖.

Упражнение 3. Мелодия на трех соседних звуках.

Исполняйте упражнение на слог ―лю‖

Упражнение 4. Мелодия в нисходящем движении. Пять соседних звуков.

Пойте упражнения на слоги ―лю‖, ―уа‖, ―май‖.

Распевание (развитие голоса, как в верхний диапазон, так и в нижний)

Не забываем о правильном дыхании: набрали полный живот воздуха, втянули его, грудь поднялась, и только тогда выдыхаем. Иначе – напрасные потуги.

А) С закрытым ртом начиная с Ля мажора первой октавы поём такую комбинацию: До# - Cи - До# - Си - Ля. Поём только мажор, выбирая лады на белых клавишах. Вверх и вниз до тех нот, которые «тянем». Не напрягать сильно связки.

Б) Поём по нотам: Ля – До# – Ми – До# – Ля. Вверх по ладам все ноты пропеваем со звуком «А», вниз со звуком «У», дойдя до Ля, с которой начинали – «О» и далее вниз, на сколько возможно.

В) Поём по нотам: Ля – Си – До# – Ре – Ми – Ре – До# – Си – Ля. Со звуками: вверх «Ми-и-и-и» (до ноты Ми) - вниз А-А-А-А-А. Когда сначала завываем, а потом выталкиваем воздух, будто насмехаясь. Чтобы дёргался живот и пресс.

Г) То же самое, только со звуком «Ля». Челюсть открыта и неподвижна. Активен только язык. Дыхание через нос.

Д) Поём по нотам: Ми - До# - Ля («Я пою») – Ми – Ре - До# - Си – Ля («Хорошо пою»)

Е) Поём скороговорку. Стараться на одном дыхании спеть хотя бы 2 ноты. Ноты: Ля - До# - Ми – Ля. Слова: «Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа». Эти слова пропиваем на каждой указанной ноте. Ля мажор, До мажор, Ми мажор.

З) Пропеваем гамму со звуком «А», от Ля до Ля. И так продвигаемся вверх по ладам.

Приложение 5.

ПЕСЕНКА - РАСПЕВКА "ЖУК" для развития интонационных навыков.

Жук. жук, где твой дом?
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом,
Под берёзовым листом.
Зайчики бежали,
Домик поломали.
Жу-жу-жу-жу
Я на веточке сижу.


КИСА
Киса подходила,
Молочка просила.
Мя-у, мя-у, мя-у.


ПЕТУШОК
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Громко песни поёшь?
Громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь.

ДВА КОТА
Та - та, два кота,
Два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане,
Все усы в сметане.
Чёрный кот полез в подвал
И мышонка там поймал.

КОМАРИКИ
Комарики - мошки
Пляшут на дорожке.
Комарики - мошки
Пляшут на дорожке.
Скоро ночь - улетайте прочь.

ГУСИ
Гуси, гуси.
Га - га - га.
Есть хотите?
Да - да - да.
Кашу с маслом?
Нет - нет - нет.
А чего вам?
Нам - конфет.

КОШКИН ДОМ
Бом - бом - бом - бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
Бом - бом - бом - бом!
Бом - бом - бом - бом!

КУКУШКА
Ленивая кукушка
Гнезда себе не вьёт,
По деткам не скучает,
А всё "ку - ку" поёт,
А всё "ку - ку" поёт.
Ку - ку, ку - ку, ку - ку.
Ку - ку, ку - ку, ку - ку.

ДОЖДИК
Дождик, дождик
Лей, лей, лей!
На меня и на людей!
На меня по крошечке.
На людей по ложечке.
А на Бабушку Ягу
Лей по целому ведру!

ДОЖДИК
Дождик, дождик,
Кап, кап, кап.
Ты не капай долго так!
Хватит землю поливать,
Нам пора идти гулять!
Кап! Кап! Кап! Кап!

СОРОКА
Сорока, сорока.
Где была? Далёко.
Кашку варила,
Деточек кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости прилетали,
Деткам отдавали.

ТЕНЬ-ТЕНЬ
Тень - тень - потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса -
Всему свету я краса.
Похвалялся зайка -
Пойди, догоняйка.
Похвалялися ежи -
У нас шубы хороши.
Похвалялись блохи -
И у нас не плохи.
Похвалялся медведь -
Могу песни я петь.
Похвалялася коза -
Всем я выколю глаза!

ПЕСЕНКА ЗАГАДКА
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Кони?
Нет, не кони.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Козы?
Нет, не козы.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Коровы?
Правильно, коровы.
Пейте дети молоко -
Будете здоровы!
Пейте дети молоко -
Будете здоровы!

Разбудили мы ежа
Он зафыркал чуть дыша
Фыр фыр фыр фыр фыр фыр фыр

РАЗБУДИЛИ МЫ..

Разбудили мы щенка
Напугал он нас слегка
Гав гав гав гав гав гав гав

Разбудили мы тигрёнка
Он мурлычет как котёнок
Мяу мяу мяу мяу мяу мяу мяу

Разбудили мы цыплят
Хором все они пищат
Пи пи пи пи пи пи пи

Разбудили мы друзей
Вместе будет веселей
Ля ля ля ля ля ля ля
Дружно все поем с утра.

Приложение 6.

№п\п

Фамилия, имя ребенка

Прохлопывает ритмический рисунок за педагогом.

Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).

Поет без напряжения, плавно; отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поет в сопровождении муз. инструмента

итоговый показатель по каждому ребенку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итоговый результат по группе

Никий уровень- 0-0.6

Средний уровень-0.7-1.6.

Высокий уровень- 1.7-2

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.11.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области