Протокол педагогического совета № 2
от 29.01.2025г.
присутствовали:
и.о. гл. врача Трояновская Н.М.
ст. вос – ль Терехова Т.А.
учителя – дефектологи
воспитатели
муз. рук.
Тема: «Организация методической работы в Доме ребенка по развитию речи детей раннего возраста»
Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления педагогов через активные методы обучения
Задачи:
• Актуализировать знания педагогов в образовательной области «Речевое развитие»
• Имитировать условия обучения участников деловой игры в процессе совместной соревновательной деятельности
• Формировать профессиональное творческое мышление
Форма проведения: деловая игра
«Актуальность проблемы речевого развития»
Проблема развития речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка.
Условия успешного речевого развития.
1.В учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении с взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей, а именно:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами, обобщающими словами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и с взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Практическая часть:
Деловая игра для педагогов - организует и проводит старший воспитатель
Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, зачитывает вопрос, записанный на нём. Если команда ответила верно, забирает лепесток себе.
Вопросы:
1. Назовите формы речи – (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге - выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи - пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание
4. Разговор двоих или нескольких людей на тему связанную с какой-либо ситуацией - диалог
5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям - монолог
6. Рассказ, сюжет которого, развертывается во времени – рассказ повествование
7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
8. Ведущий прием для активизации речи и мышления это - образец воспитателя
9.Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи).
10. Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).
2. Речевая игротека.
Презентация игровых пособий: каждая группа представляет заранее приготовленную игру по развитию речи детей дошкольного возраста, изготовленную своими руками и рекламирует ее.
3 . Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
1 команда:
Яркие слова - (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)
2 команда:–
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел).
Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)
Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)
4.Игра. Литературная страница.
Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. (У одного из участников
каждой группы в руках – бубен):
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей.
(Сладков, Бианки, Чарушин.)
4. Известный советский писатель, написавший большое количество
стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
8 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
9. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)
10. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-
хаврошечка».)
11. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и
блин.)
12. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не
лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».)
13. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
14. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
15. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как
выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)
Задание 5 « Назови понятия».
Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.
Монолог — это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.
Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.
Правила для смелых и упорных педагогов
Решение педагогического совета.
1. Педагогам усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.
Срок: постоянно.
Ответственные: педагоги
2.Продолжать создавать условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп,
Срок - апрель - май)
- оформить стенды для родителей "Развитие речи детей"
(ответственные воспитатели групп,
срок – апрель).
- отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей (ответственный старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
3.Для повышения уровня развития речи использовать эффективные формы работы (ответственные старший воспитатель посещение ООД в группах)