Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Измерение длины. Знакомство с сантиметром"
Автор: Снегирева Татьяна Александровна
Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет)
Образовательные области: "Познавательное развитие"
Цель: Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром.
Задачи:Познакомить детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения. Практическое измерение длин этими единицами.
Материал и оборудование: сундучок со сверстками, прямоугольники, линейка, сантиметр, рабочие листы, шляпы пиратов, бороды, картинки костюмов, статуэтка Капитан Джек Воробей.
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
Воспитатель ожидает, когда дети обратят внимание на появление сундучка. - Друзья, а что за сундучок появился в нашей группе? Чей он? Вы уже заглянули в него? Что там? | Если дети не обратили внимание: - Ребята, посмотрите, что за сундук появился у нас. |
- Что это? Сверток? А что это такое? От кого же он может быть? Как нам узнать? Чтение письма: Разрази меня гром! Обращается к вам пират - Капитан Джек Ворбей. Пока мы охотились за сокровищами, моя команда простудилась в холодном море. Теперь я набираю новую команду. Жду вас у себя на причале! До встречи! Спокойного моря! | |
После прочтения письма: - Вот эта новость! Что думаете по этому поводу, ребята? | - Мне тоже кажется, что это интересное предложение. |
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
- Хм, странно. Я вижу тут еще один сверсток. Что же там? Чтение письма: Прежде, чем стать пиратами вы должны сшить себе костюмы. - А что же нам делать, друзья? | - А что нужно, чтобы сшить костюм? У всех же разные размеры. Как нам быть? |
3 тап: способствует реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
- А что это на второй стороне письма?. Что это за карта? Как вы думаете? | - Я с вами согласна. Это карта - подсказка. Отправимся в первый путь. |
- Что это такое? "Йо - хо - хо. Вы думали, стать пиратом так просто? Первое пиратское задание, чтобы сшить костюм - измерить столы. Настоящие пираты должны уметь измерять предметы". Если дети ответили неверно или молчат: Друзья, посмотрите, Капитан Джек оставил нам прямоугольники в помощь. Это отличное приспособление, чтобы измерить предметы. Ведь, прямоугольник может стать условной меркой. Давайте попробуем. После выполнения задания: - Капитан Джек прислал нам вознаграждение за выполненное задание. Что это? Мы становимся настоящими пиратами! | - И правда, прямоугольники и какое - то послание. Хм... А чем мы будем измерять стол? Интересное предложение. ... расскажи, как нам с помощью прямоугольников измерить столы. И правда, борода! |
- Куда нам двигаться дальше? - Что это? Йо-хо-хо, молодцы! Вы узнали об одной условной мерке. Но, как настоящие искатели сокровищ, вы должны узнать о тех мерках, которые были раньше. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространенной единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.) Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день.» Ваше задание - измерить ковер шагами. - Какое интересное задание. Попробуем? - Какую награду нам дает Джек за это задание? | Да, действительно письмо с заданием. - Сколько у кого получилось? Почему у всех разные числа? Как вы думаете? -Ух-ты! Настоящие пиратские шляпы! |
- Куда двигаемся дальше? - Как вы думаете, какое будет на этот раз задание? "Ну что же, вы почти у цели, теперь вы можете узнать о настоящем точном предмете измерения, о каком, вы узнаете, открыв коробку!" - Посмотрим? Что это? "Что бы измерения были точными, самым маленькой единицей измерения стал сантиметр. В линейке отображаются только сантиметры. Измерьте линейкой ткань." - Друзья, удобно измерять линейкой ткань? Работа на рабочих листах. Давайте потренируемся измерять другие предметы. - А что это за предмет? - Узнаем у Капитана Воробья? "Это сантиметровая лента. С помощью ее можно измерить обхват тела и сделать замеры для будущей одежды. Теперь вы можете подготовить свои замеры для ваших костюмов пиратов. Удачи!" - Как здорово! Попробуем? После выполнения задания: - Что это за подарок нам оставим Капитан? Это же эскиз будущего костюма пирата! Теперь мы с вами можем отправиться в путешествие за сокровищами! | - Да, вы правы. - Действительно, линейка. Зачем она нужна? |
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Встреча детей с пиратом - Йо-хо-хо! Вот и добрались! Расскажите, какие трудности повстречали вас на пути? - Теперь вы настоящие пираты! Давайте все вместе выучим нашу кричалку: Поднимаем якоря, Отправляемся в моря! Мы бесстрашные ребята. Дети: Потому что мы пираты! |