МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов – Центр образования» Советского района г. Казани
Индивидуальный проект по русскому языку:
« От древности до сегодняшнего дня: история причастий »
Ученика 9 «В» класса
Пенкина Игоря Алексеевича
Руководитель проекта: Зинина Юлия Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Казань, 2024 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………..…………….3
Часть 1. Теоретическая часть
1.1.Причастие как часть речи…………………………………………………….5
1.2.История изучения причастий в лингвистике……………………….……...11
1.3.Грамматические изменения причастий в русском языке ………………...13
Часть 2. Практическая часть ……………………………………………………15
Заключение …………………………………………………………………..…..19
Список использованной литературы …………………………………………..20
Введение
Русский язык – это мой родной язык, поэтому изучаю я его с рождения, но работать в системе со словом или с целым текстом, конечно, я начал в школе.
Ведь, речь человека состоит из слов. Языкознание изучает слово с разных сторон: его происхождение, морфемный состав, лексическое значение, синтаксическую роль и т. д. Уже со второго класса слова изучаются в контексте части речи.
Изучением слов как частей речи занимается раздел языкознания под названием морфология.
Две самостоятельные части речи. А именно причастие. Причастие – это одна из самых сложных частей речи. Она зависит от грамматических показателей глагола. Четыре, а если учесть и возвратные, то шесть причастий образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Так, от «читать» возможны шесть причастий: читающий, читавший, читаемый и возвратные: читающийся, читавшийся. Причастия есть во всех языках мира. Форма глагола означает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам эта форма похожа на наречие, так как не изменяется, поэтому в некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречие. Причастия являются очень важными и сложными. Вот поэтому их нужно не только учить, но и определять. Ведь в дальнейшем эти знания нам понадобятся.
Сначала причастие считали, как особую форму глагола, а теперь они являются самостоятельной частью речи.
Цель проекта: выяснить, как функционируют причастие в русском языке на сегодняшний день.
Задачи проекта:
1.Выяснить происхождение названия причастий.
2.Выяснить функцию причастий в современном русском языке.
Практическая значимость:
Моя работа может помочь учащимся восстановить пробелы в знаниях по теме «Причастие» расширит кругозор, повысит интерес к данным теме, а также пригодится для подготовки к экзаменам.
Объект исследования: Части речи (причастие).
Предмет исследования: Значение причастий в современном русском языке.
Методы и приемы исследования:
•Сбор информации;
•Работа с литературой;
•Обработка собранной информации.
1.Теоретическая часть
1.1Причастие как часть
Причастие– это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?).
Причастия делятся на:
•Действительные;
•Страдательные.
Действительные причастия: обозначают признак предмета по действию, совершаемому самим предметом. Например: бегающий ребенок, т.е. ребенок, который бегает сам.
Страдательные причастия: обозначают признак предмета по действию, направленному другим предметом на этот предмет. Например: прочитанная учеником книга, т.е. книга, которую прочитал ученик.
Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, т.е. становятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся.
Причастие изменяются: по падежам, по числам, по родам.
Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится. Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму.
Действительные причастия в отличие от страдательных, могут быть только в полной форме.
Полные страдательные причастия в единственном числе изменяются по родам и падежам, во множественном числе — только по падежам:
● замеченная ошибка (И. п.), замеченную ошибку (В. П.), о замеченной ошибке (П. п.) ;
● окрашенный шкаф (И. п.), окрашенному шкафу (Д. п.), окрашенным шкафом (Т. П.);
● посеянное поле (И. п.), посеянного поля (Р. П.), посеянным полем (Т. П.);
● награждённые спортсмены (И. п.), награждённых спортсменов (Р. П.), о награждённых спортсменах (П. п.).
Полная форма страдательных причастий имеет окончания:
Краткая форма причастий :
Краткой формой, как уже было замечено, обладают лишь страдательные причастия. Она образуется от полной формы путём усечения суффикса.
Краткое причастие может изменяться по родам и числам, но не склоняется по падежам:
● обиженный малыш (мужской род) — малыш обижен;
● решаемое уравнение (средний род) — уравнение решаемо;
Обратим внимание, что краткие формы прилагательных не изменяются по падежам. В предложении они используются в роли сказуемого.
Признаки прилагательного у причастияПризнаки глагола у причастия
•обозначает признак предмета ;
•изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым существительным.•переходность и непереходность действия ;
•совершенный и несовершенный вид;
•настоящее и прошедшее время.
Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки – это признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая (у страдательных причастий) форма и соответствующая им флексия в предложении – сказуемое или определение.
Причастия по своему значению близки к прилагательным и нередко переходят в прилагательные. Общим отличием причастий от прилагательных является то, что причастие обозначает временный признак предмета, создаваемый действием самого предмета (действительные причастия) или действием, осуществляемым над этим предметом (страдательное причастие), тогда как прилагательное обозначает постоянный признак предмета, например: летящие семена – это семена, которые летят, находятся в движении, а летучие семена – семена, имеющие особенности в строении, благодаря которым они легко летают, переносятся ветром. Причастие указывает только на состояние и не характеризует самого предмета, поэтому можно сказать летящий камень, хотя у камня нет качеств, способствующих полету. Прилагательное, наоборот, только характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится, поэтому возможна фраза: Земля была покрыта летучими семенами клена , хотя эти семена неподвижно лежат на земле. Осушаемая площадь – эта площадь, над которой осуществляются работы по осушению; в прилагательном же сушеный , образовавшемся из причастия, процесс сушки оставлен без внимания, а обозначаются характерные качества предметов; так, сушеные фрукты – антоним к свежие фрукты , т. е. фрукты со своими вкусовыми особенностями, удобные для хранения, и т. д.
Причастия настоящего времени образуются от глагольной основы настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ, -ащ/-ящ- - действительные причастия, суффиксов -ем-, -ом-, -им- - страдательные причастия. Причастия прошедшего времени образуются от основы с инфинитивной основой. При этом для образования действительных причастий используются суффиксы -вш-, если основа оканчивается на гласный ( например: слыша-ть – слыша-вший) или -ш-, если основа оканчивается на согласный (например: принес-ти – принес-ший). При образовании страдательных причастий прошедшего времени к глагольной основе присоединяются суффиксы -нн-, если основа оканчивается на гласный, кроме /и/ (например: развеша-ть – развеша-нный), -енн, если основа оканчивается на согласный или /и/, причем в последнем случае /и/ выпадает (например: подстрели-ть – подстрел-енный, принес-ти – принес-енный), -т- - для образования причастий от некоторых глаголов непродуктивных классов с основами на и-, ы-, о-, а также от глаголов IV продуктивного класса (например: сши-ть – сши-тый, промы-ть – промы-тый, заколо-ть – заколотый, поверну-ть – поверну-тый). Начальной формой причастия, как и прилагательного, является именительный падеж единственного числа мужского рода.
Причастный оборот и выделение его запятыми на письме.
Причастный оборот – синтаксическая конструкция, состоящая из причастия и зависимых от него слов. В предложении причастный оборот всегда является определением (обособленным или необособленным). При употреблении причастного оборота запятые могут ставиться с двух сторон оборота либо не ставиться, в зависимости от его позиции по отношению к определяемому слову.
Чтобы правильно расставить запятые в предложении с причастным оборотом, нужно предварительно определить его границы, поставив вопрос от определяемого слова. Определяемое слово в состав причастного оборота не входит.
Примеры: играющий на гитаре мужчина – мужчина (какой?) играющий на гитаре; вытирающая пыль девочка – девочка (какая?) вытирающая пыль.
Когда причастный оборот выделяется запятыми в предложении?
Причастный оборот обособляется в следующих случаях:
•Если стоит после определяемого слова.
Примеры: Школьник, рассказывающий стихотворение, очень волновался. Мне понравилась рубашка, сшитая из плотной ткани.
•Если относится к личному местоимению (даже при употреблении перед определяемым словом).
Пример: Утомленные долгой прогулкой, они пошли домой. Убаюканный колыбельной, он заснул.
•Если оторван от определяемого слова другими членами предложения.
Пример: Увлеченный сюжетом книги, услышав свое имя, Саша не сразу откликнулся.
В каких случаях причастный оборот не обособляется?
Причастный оборот перед определяемым словом обычно не обособляется.
Примеры: Бегающие во дворе дети гоняли голубей. Поднявший руку мальчик сидел за первой партой.
Исключения – случаи, в которых причастный оборот обособляется независимо от его постановки в предложении (перед местоимением, если имеет дополнительное обстоятельственное значение уступки или причины)
Общей чертой употребления причастий является то, что они составляют принадлежность книжной речи. Это объясняется историей причастий.
1.2 История изучения причастий в лингвистике
Причастия это исконно русская часть речи. Учение о частях речи восходит к античности, к периоду II-I веков до нашей эры, где родоначальником учения стал философ Дионисий Фракийский.
В русской лингвистике впервые о существовании частей речи упоминается в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (XVII век).
Уже достаточно близкую современной классификации частей речи предложил М.В. Ломоносов, как раз таки история изучения причастия в лингвистике начинается именно с его трудов. И именно это изучение, затем уточненное, детализированное и дифференцированное, легло в основу современных причастий в русском языке.
Термин “причастие” был введен в III веке до нашей эры древнегреческими философами – стоиками, которые создали собственное учение о языке. До этого существовал инфинитив - неопределенная и безличная форма глагола, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?». Инфинитив берет свое начало с латинского языка и переводится как «неопределённый».Это слово (infinitivus), а точнее его производная «инфинитив» указывает на особую глагольную форму. Инфинитив не является общеиндоевропейским, в древнерусском языке инфинитив образовывался с помощью двух суффиксов [ти] и [чи], причем [чи] выступал лишь в глаголах с основой на [к], [г]: течи, стеречи, беречи и т.д. По своему происхождению инфинитив является не глагольной, а именной формой: он представляет собой застывший дательный падеж единственного числа, отглагольного существительного, склонявшегося по древним основам на Ї.
В результате развития русской письменности, образовалось причастие. Ломоносов наделял причастия особым статусом. Он считал, что причастия должны образовываться только от “высоких” глаголов: “весьма не пристойно” образовывать действительные причастия настоящего времени от простых русских глаголов (говорящий, видящий).
Ломоносов разъяснял, что причастия употребляются только от славянских глаголов и не допустимы от русских: «Действительного залога времени настоящего причастия, заканчивающийся на щий, производятся от глаголов славянского происхождения: венчающей, пишущий, питающий., а весьма не пристойны от простых российских, которые у славян не известны: говорящий, чавкающий». Эти слова мы понимаем так: причастие – самостоятельная часть речи, которая имеет признаки, свойственные глаголу и прилагательному, то есть обозначает признак предмета по действию.
В. И. Даль дал причастию более образное определение, говоря, что причастие – это часть речи, «причастная к глаголу в образе прилагательного».
Причастия были введены в русский язык благодаря церковнославянским книгам. Особенностью церковнославянских причастий, придающей им характерный облик, является отсутствие суффикса в именительном падеже единственного числа мужского (и совпадающего с ним среднего) рода.
Среди ученых-лингвистов нет единого мнения насчет причастия. Например, академик Н.М. Шанский считает, причастие – это часть речи, а другой ученый М.Т.Баранов считает, что причастие — это форма глагола. Так, авторы современных учебников русского языка утверждают, что причастие – неспрягаемая глагольная форма, обладающая категориальными свойствами глагола и прилагательного и обозначающая процессуальный признак лица и предмета. Именно такое определение причастия мы можем видеть в программе А.Д. Шмелева.
Некоторые лингвисты рассматривают причастие как глагольно-именные формы и включают в морфологический разряд имен прилагательных. Другие считают, что причастие – самостоятельная часть речи. Например, по программе Веры Васильевны Бабайцевой: причастие – это самостоятельная часть речи, которая обладает особой семантикой, собственными морфологическими и синтаксическими признаками, ярко выраженными стилистическими свойствами.
1.3 Грамматические изменения причастий в русском языке
Нам известно, что в русском языке причастие как грамматический класс слов сочетает в себе признаки глагола и прилагательного.
В морфологическом описании русского языка изменение причастия по родам, числам и падежам рассматривается вместе с изменением прилагательного.
Грамматические формы рода, числа и падежа характеризуют причастие и прилагательное с точки зрения выражения признака предмета, исключающее временные пределы. По справедливому замечанию В. В. Виноградова, грамматические признаки имени прилагательного у всех причастий более или менее однородны, тогда как различия в типах причастий обусловлены связью причастия с системой форм глагола.
Древнерусский язык знал не только склоняемые, но и несклоняемые причастия. К последним относились причастия прошедшего времени, образовавшиеся от основы прошедшего времени с суффиксом -л-. Эти причастия могли выступать как в краткой, так и в полной форме (полные формы образовывались от кратких, так же как это было и при образовании полных прилагательных), однако краткие формы использовались главным образом при образовании аналитических форм времени (перфекта, плюсквамперфекта, преждебудущего) и условного наклонения, а полные, употребляясь в качестве определений, рано потеряли связь с глаголом и превратились в прилагательные.
Сопоставление форм, например: смелый – смел (это сделать), усталый – устал, вялый (цветок) – вял (на глазах), явно обнаруживает “глагольность” краткой и “прилагательность” полной формы на -л-.
. Краткие причастия прошедшего времени на -л-, не склоняясь, изменялись по родам и числам: смѣлъ (сметь)- -а, -о; -и, -ы, -а; усталъ ( устал) - -а, -о; -и, -ы, -а. В дальнейшем во мн. Ч. Установилась одна форма с окончанием -и, восходящая к старому именительному падежу мужского рода.
Таким образом, именно эти краткие причастия и стали в истории русского языка глагольной формой прошедшего времени.
С точки зрения словоизменения история причастных форм в общем виде такова:
1.Краткие формы причастий, как и краткие прилагательные, утратили изменение по падежам (склонение), что было связано с утратой ими атрибутивной функции.
2.Краткие действительные причастия перестали изменяться по родам и числам и превратились в неизменяемые образования (деепричастия), что было связано с особенностями их употребления при глаголе-сказуемом.
3.Полные формы причастий пережили изменения, аналогичные полным прилагательным.
Глава 2. Практическая часть
Для достижения заданной цели, я попросил учащихся 7-9 классов пройти опрос на тему : « Знаете ли вы что такое причастие и чем оно выраженно ». В этом опросе приняли участие 30 человек. Я попросил из каждого класса по 10 человек пройти его. Данный опрос составлял всего 5 вопросов.
В опросе были даны варианты ответов на заданные вопросы. Сейчас разберем статистику и проверим знания по пройденному материалу с 7 класса.
1 вопрос: Знаете ли вы что такое причастие?
Ответы учащихся: более 66 % ответили, что да они знают, что такое причастие, это обуславливается, тем что с каждым годом ученики повторяют пройденный материал, ведь данный пройденный материал понадобится для успешной сдачи экзаменов, а также и в повседневной речи.
2 вопрос: Признаки каких частей речи имеет причастие?
Ответы учащихся: более 30 % ответили правильно на заданный вопрос и ответили, что причастие имеет признаки глагола и прилагательного. Это обусловлено тем, что люди путаются в частях речи и большое количество людей не могут из всех частей речи вычислить именно причастие. Для того, чтобы правильно определять причастие нужно знать из каких частей речи состоит оно.
3 вопрос: Знаете ли вы, что такое причастный оборот? Знаете и умеете расставлять знаки препинания в причастном обороте?
Теперь посмотрим на ответы учащихся:
Ответы учащихся: более 50 % знают и умеют расставлять знаки препинания в причастных оборотах, но также большое количество людей не знают и не умеют. Это обусловлено тем, что у них отсутствует понимание, что такое причастие и как оно выделяется в письме. А также возможно у них вызывают трудности в нахождении причастии и ее зависимых слов, в определение границ причастного оборота. Рекомендации: для закрепления знаний о причастном обороте можно предложить учащимся потренироваться в расстановке знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.
4 вопрос: Используете ли вы причастные обороты в повседневной жизни?
И вот такие ответы я получил, посмотрим на диаграмму:
Ответы учащихся: более 80 % не используют причастные обороты в повседневной жизни, это обусловлено тем, что причастные обороты усложняют синтаксис и добавляют много запятых, что может вызывать трудности у некоторых людей. Также может обуславливаться тем, что причастия можно заменить на глагол, и когда их слишком много, текст теряет свою живость и становится похожим на статичное описание. В основном причастные обороты используется для описание той или иной вещи, например, картины. Они делают речь более яркой и выразительной, помогают передать детали, живописно рисующие действие.
И настало время последнего вопроса 5: Сможете ли вы безошибочно в предложении определить причастие от других частей речи
Сейчас проанализируем следующие ответы учащихся. Вариантов ответа было 2 – это да или нет. На данной диаграмме это представлено:
Ответы учащихся: более 50% опрошенных ответили на заданный вопрос нет, возможно потому что они путают причастие с другими частями речи. Ведь причастие в себе совмещает в себе признаки глагола, от которого оно образовано, и признаки прилагательного. Также это обусловлено тем, что люди не часто употребляют в повседневной жизни причастия и причастные обороты, они заменяют их глаголом. Рекомендации: проводить лексико – грамматические упражнения, которые развивают умения осознавать грамматические категории, формы и значение причастий.
Заключение
На основе данного анкетирование были выявлены следующие рекомендации по поводу изучения причастий в русском языке. Нужно изучать причастия, что бы обогатить нашу устную и письменную речь.
Причастия помогают точнее и экономнее передать смысл высказываний и предложений.
Причастия делают речь ярче, выразительнее и динамичнее. С их помощью можно описывать признаки предметов, изменяющиеся во времени, что добавляет динамичности в повествование.
Причастия способствуют сжатости речи. Они передают признак предмета как действия и освобождают высказывания от лишних слов, а предложения — от громоздких конструкций.
Причастия играют роль в создании развёрнутых метафор. Они также усиливают торжественность речи, придают тексту возвышенность и даже официальность.
Список использованной литературы
1.Иванова В. А., Потиха З.А., Розенталь Д. д. Занимательно о русском языке.— Л.: Просвещение, 1990.
2.М.В.Ломоносов «Российская грамматика »
3.В.И.Даль « Толковый словарь великого русского языка »
4.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886321
5.https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/specifika-izucheniya-prichastiy-v-kurse-.16914958956/