Проект «Организация трудовой деятельности детей среднего возраста «Огород на окне»».
- Ребята, говорит воспитатель, - скажите, откуда овощи для салата появляются на столе?
- Из магазина. – говорят дети.
- А как они попадают в магазин? (задумались).
В условиях современного общества, когда проще приобрести все готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи, как за этими растениями нужно ухаживать. А нашим детям, родившимся и живущим здесь на Крайнем севере, в суровых условиях, особенно важно дать эти знания и навыки.
Поэтому, чтобы расширить знания дошкольников о росте и развитии растений в комнатных условиях, развивать элементарные трудовые навыки, в нашей группе с детьми среднего возраста начал реализовываться познавательно – творческий проект «Огород на окне».
В проекте сформулированы ряд таких задач:
1. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
2. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.
3. Расширять представления детей о жизни растений, о потребностях их во влаге, тепле и свете для их роста.
4. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
5. Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
6. Расширять, обогащать и активизировать словарь детей.
7. Учить коммуницировать друг с другом.
8. Прививать интерес и желание к труду, развивать элементарные трудовые навыки, доводить начатое дело до конца.
Девиз нашего проекта:
«Огород наш, огород
Все на нем всегда растет
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы…
Проявить должны заботу.
Видно по труду работу
И тогда наш огород
Расцветет и оживет».
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
1. Составили план работы над проектом.
2. Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, землю, семена, луковицы.
3. Изготовили «Дневник наблюдений» с названиями растений и датой посадки.
4. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, загадки об овощах, сказки.
5. Подобрали коллекцию семян, подготовили землю в контейнерах.
II этап – Основной
1. НОД: «Рассматривание семян», «Посадка семян», «Почему растут растения», «Профессии», «Орудия труда», лепка «Овощи из огорода», «Лук – от семи недуг».
2. Беседы: «Я с мамой купила семена», «Что нужно для работы», «Что дают солнце и вода растениям». Что будет, если не пропалывать огород».
3. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Времена года», «Во саду ли в огороде», «Кому что нужно для работы», «Разрезные картинки».
4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин семян», «Едем на дачу», «Семья», «Овощной магазин».
5. Составление рассказа «Что из чего вырастет», «Как мы сажали огород». «Как растет лучок».
6. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок, заучивание загадок об овощах и фруктах.
7. Наблюдения, полив, рыхление, прополка.
8. Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликации, рисование.
III этап – Заключительный
1. Заполнение дневника наблюдений.
2. Сбор урожая.
3. Употребление собранного урожая в пищу.
4. Выставка поделок из овощей и фруктов.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Дети знают, откуда появляются овощи на столе.
- Получают знания о жизни растений и факторах, влияющих на их рост.
- Расширяют знания о роли овощей для здоровья человека.
- Приобщаются к посильному труду по уходу за растениями, уважают труд, как свой, так и окружающих их детей, взрослых.
- Активно развивается речь.
- Собирают урожай и употребляют его в пищу.