МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СНЕЖИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Электроприборы нам помогают,
недаром помощники их называют»
Выполнили:
Бойкова Светлана Степановна
Дружинина Наталья Александровна
Жирякова Евгения Владимировна
Содержание проекта
1 | Краткая аннотация проекта | |
2 | Обоснование необходимости проекта | |
3 | Цель и задачи проекта | |
4 | Основное содержание проекта | |
5 | План реализации проекта | |
6 | Конечный продукт/результат проекта | |
7 | Заключение | |
8 | Список используемой литературы и других источников |
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на развитие познавательной активности, поисковой и исследовательской деятельности, любознательности, воображения, творческой активности детей, на формирование познавательного интереса дошкольников к разнообразному миру электроприборов их функциональных возможностях, а также о правилах безопасного использования.
Проект расчитан на воспитанников дошкольного образовательного учреждения в возрасте 5-6 лет, их родителей (законных представителей), педагогов ДОУ.
Данный проект позволяет воспитанникам не только обогатить и расширить свои знания и представления о мире электроприборов, их функциональности и роли в жизни людей, безопасном использовании в повседневной жизни, а так же приобретать навыки поисково-исследовательской деятельности, добывать знания самостоятельно. Реализация проекта построена таким образом, что работа направлена не только на взаимодействие внутри дошкольного учреждения и с семьями воспитанников, а так же с социальными партнерами города Снежинск.
Образовательный проект «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» познавательно-исследовательского вида.
Реализация проекта проводилась в несколько этапов:
I этап –подготовительный;
II этап –основной;
III этап –итоговый.
Обоснование необходимости проекта
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных тем. Это подтверждено и документально.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) прописано: «Познавательное развитие предполагает развитие детей интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…».
Также в соответствии с ФГОС ДО, результатом освоения образовательной программы, является любознательность ребенка дошкольного возраста. Познавательно-исследовательский проект «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» позволяет решить образовательные задачи федерального уровня.
Следует обратить внимание на мнение швейцарского психолога Ж. Пиаже, он утверждает, что стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств, природы человека. Если потребность в исследовательской деятельности останется неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям.
Полагаясь на изученные документы федерального уровня, а также мнения психологов можно прийти к выводу, что образовательный проект «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» способствует развитию полноценной личности ребёнка дошкольного возраста.
Возраст дошкольников 5-6 лет называют возрастом «почемучек», познавательно-исследовательская деятельность любимое занятие детей.
Одна из главных задач педагогов дошкольного образовательного учреждения – создание условий для поддержания и развития любознательности, возможности самостоятельно добывать знания и применять их на практике, в повседневной жизни.
Кто из любознательных малышей не интересуется различными предметами? Им интересно все: предметы гигиены, посуда, мебель и др. - они рассматривают их, и манипулируют ими, как взрослые.
Но есть в доме предметы, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей. Речь идет о бытовых электроприборах. Зачастую незнание правил безопасного использования приводят к трагическим ситуациям.
Наблюдая за работой бытовых электроприборов, ребенок расширяет знания о бытовых помощниках, выясняет - действительно ли она так необходима в современной жизни человека, развивает внимание и наблюдательность, знакомится и учится выполнять правила безопасности, соблюдать последовательность действий и помогать взрослым.
Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о многообразии электрических приборов, их роли в жизни людей и о безопасном использовании электрических приборов в повседневной жизни, на основании приобретённых знаний полученных в культурных практиках, мероприятиях и экскурсий.
Развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей) и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель и задачи проекта
Цель образовательного проекта «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» обогащение знаний детей дошкольного возраста (5-6 лет)обогатить и расширить знания и представления о мире электроприборов, их функциональности и роли в жизни людей, безопасном использовании в повседневной жизни, а так же приобретать навыки поисково-исследовательской деятельности, добывать знания самостоятельно.
Задачи
Для воспитанников:
Для родителей (законных представителей):
Для педагогов:
С социальными партнерами:
Основное содержание проекта
Идея разработки и реализации образовательного проекта «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» возникла в результате социологического опроса, индивидуальных бесед с родителями (законными представителями) воспитанников, а так же наблюдений за дошкольниками в образовательной и самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении. В результате перечисленных выше мероприятий мы пришли к выводу, что дети проявляют интерес к функциональному назначению электроприборов, их использованию в повседневной жизни, истории возникновения и совершенствования бытовой техники, но отмечается недостаток знаний о безопасном их использовании и правилах поведения при возникновении опасной ситуации. В результате социологического опроса родителей (законных представителей) выяснилось, что большинство заинтересованно темой безопасности использования электроприборов в быту и правилах поведения дошкольников при возникновении опасных ситуаций.
Собрав и проанализировав всю информацию, был разработан и реализован образовательный проект «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют». Провели беседы с социальными партнерами по взаимодействию с дошкольным учреждением и семьями воспитанников для реализации образовательных задач. Подобрали и исследовали литературу, методический и практический материал. Собрали бросовый и другой подручный материал для практической деятельности в рамках реализации образовательного проекта. Мы учли интересы и пожелания воспитанников и родителей (законных представителей), составили план мероприятий как в образовательном учреждении с дошкольниками в возрасте 5-6 лет, консультативные и практические мероприятия в семьях, так и с социальными партнерами нашего города Снежинск (городская библиотека имени Горького, пожарная часть №1 МЧС России). Также подобрали и создали картотеку стихотворений и загадок, демонстрационного материала, разработали дидактические игры.
Данный образовательный проект направлен на развитие познавательной и поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет, любознательности и познавательной мотивации, на формирование познавательных действий, становление сознания, а так же развитие воображения и творческой активности.
План реализации проекта
Образовательный проект познавательно-исследовательского вида «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» был реализован в три этапа:
I этап –подготовительный;
II этап –основной;
III этап –итоговый.
Беседа на тему: «Электроприборы нам помогаю, недаром помощники их называют», «Основы пожарной безопасности», «Правила безопасного использования электроприборов». |
II этап (Основной) | |||
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Экскурсия в пожарную часть №1 МЧС России города Снежинск | Октябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед Родители (законные представители) Дети Руководители по воспитательной работе пожарной части №1 МЧС России города Снежинск |
2 | Разучивание стихов, поговорок, загадок по теме проекта | Октябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед |
3 | Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе | Сентябрь-октябрь-ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед |
4 | Оформление групповой выставки совместного творчества родителей (законных представителей) и детей «Электроприборы у меня дома». (Поделки из бросового и подручного материала) | Октябрь-ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед Родители (законные представители) Дети. |
5 | Изготовление дидактических пособий по теме проекта | Сентябрь-октябрь-ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед |
6 | Сбор и оформление фото-книги «Мои электроприборы» | Ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед Родители (законные представители) Дети. |
7 | Создание условий для сюжетных игр: «Магазин бытовой техники», «Семья» | Октябрь-ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед |
8 | Сбор и оформление картотеки загадок «Угадай электроприбор» | Ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед Родители (законные представители) Дети. |
9 | Организация и проведение конкурса чтецов «Осторожно электроприборы!» в рамках проекта | Ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед Родители (законные представители) Дети. |
10 | Мастер-класс от родителей «Электрический чайник». (Скульптурная лепка) | Октябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед Родители Дети. |
11 | Дидактические игры: «Один-много», «5 лишний», «Осторожно, электроприборы!», «Угадай, что я опишу». | Октябрь-ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед |
12 | Картотека пальчиковых игр по выбранной теме проекта: «Ток бежит по проводам», «Что за шум на кухне этой?». | Октябрь-ноябрь | Воспитатели группы |
13 | Картотека дыхательной гимнастики: «Лезем по пожарной лестнице», «Огнетушитель», «Спасатели отдыхают», «Чайник кипит» | Октябрь-ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед |
14 | Картотека подвижных игр: «Спасатели», «1,2,3 к электроприбору беги!», «Утюги и ток» | Октябрь-ноябрь | Воспитатели группы |
15 | Подготовка и просмотр презентации на тему «Безопасное использование электроприборов» | Октябрь | Воспитатели группы |
16 | Подготовка и просмотр презентации на тему «Осторожно ток!» | Ноябрь | Воспитатели группы |
17 | Беседа с детьми работника библиотеки на тему «Безопасное использование электроприборов» | Октябрь | Работник библиотеки по образовательно-воспитательной работе Воспитатели группы Учитель-логопед Родители (законные представители) Дети. |
18 | Проведение познавательно-исследовательской деятельности, культурная практика по формированию лексико-грамматического строя речи. Тема «Электроприборы». | Ноябрь | Учитель-логопед |
19 | Проведение познавательно-исследовательской деятельности, культурная практика по связной речи. Темы: Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам «Что шипит на кухне?». Составление пересказа по схематическому рисуночному плану. | Ноябрь | Учитель-логопед |
20 | Культурная практика. -Лепка. «Электрическая плита». (Техника «Налеп»). | Октябрь | Воспитатели группы |
21 | Культурная практика Конструирование из бумаги «Обогреватель». | Октябрь | Воспитатели группы |
22 | Культурная практика Рисование (по образцу) «Электроприборы». | Октябрь | Воспитатели группы |
23 | Культурная практика. - Конструирование из строительного материала «Пожарный щит». | Октябрь | Воспитатели группы |
24 | Культурная практика Аппликация «Стиральная машина и холодильник». | Октябрь | Воспитатели группы |
25 | Культурная практика Конструирование из бросового материала «Пылесос» | Октябрь | Воспитатели группы |
III Этап - Итоговый | |||
1 | Организация и проведение викторины «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» | Ноябрь | Воспитатели группы Учитель-логопед Родители (законные представители) Дети. |
Конечный продукт/результат проекта
Главным результатом образовательного проекта «Электроприборы нам помогают, недаром помощники их называют» является » обогащение и расширение знаний и представлений детей дошкольного возраста (5-6 лет) о мире электроприборов, их функциональности и роли в жизни людей, безопасном использовании в повседневной жизни, а так же в приобретении навыков поисково-исследовательской деятельности, умении добывать знания самостоятельно. Конечным мероприятием образовательного проекта была викторина, где воспитанники дошкольного учреждения смогли продемонстрировать приобретенные знания, полученные в рамках образовательного проекта.
Заключение
В завершении образовательного проекта познавательно-исследовательского вида были достигнуты поставленные цели и решены все задачи в отношении всех сторон участников.
А так же благодаря организации и реализации образовательного проекта у дошкольников сформированы представления о безопасном использовании электроприборов в быту, обогащены знания о, их многообразии и способах использования, уточнены представления об истории возникновения электроприборов в жизни человека. Развиты сенсорные способности, психические процессы, такие как, восприятие, мышление, воображение, память. Творческая и познавательно-исследовательская способность. А так же, игровая, речевая, познавательная и трудовая деятельность.
Родители (законные представители) вовлечены в режим непрерывного образования, создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учетом потребностей семьи и поддержки ее образовательных инициатив, установлены партнерские отношения в вопросах воспитания и образования детей.
Так же, в результате огранизации и реализации образовательного проекта педагоги пополнили методическую копилку конспектами образовательной деятельности, повысили педагогическую компетенцию и мотивацию при организации воспитательно-образовательного процесса в рамках проекта, разработали консультативно-практический материал для родителей (законных представителей), активизировали участие родителей (законных представителей) в мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта и жизнедеятельности детского сада.
С социальными партнерами, установили партнерские отношения с социальными институтами по реализации образовательного проекта.
Список литературы