Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные. Игра «Хлопай, не зевай» Я называю звуки, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [Р] : («поймайте»его): А, Д, Р, Б, Л, Р , У, И, Л, С, Р, Ш. Я называю слоги, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [Р]: СА,, АЛ, ЖИ, РА, ОР, МЫ, ЭД, ЭР. Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [Р]: пружина, кипяток, подделка, автограф, министерство, кемпинг, хроника, владыка, плафон, простыня. Игра «Кто больше?» Кто назовет больше слов на определенный звук. У меня в руках мяч. Я начинаю игру - называю слово существительное, начинающееся на звук [А] и передаю следующему игроку. Он тоже называет слово и передает мяч. И так далее. Кто не может назвать слово – выходит из игры. Игра «Цепочка слов» Игра - аналог игры «города». Сейчас мы по очереди будем называть любые слова- существительные, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. Игра «Кто быстрее?» Кто быстрее принесет 3 предмета в названии которых есть заданный звук [М]. | Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом. В русском языке шесть гласных букв: [а] [у] [о] [и] [э] [ы] - они соответствуют звукам. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Всего гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч). Игра «Четвертый лишний» Я назову четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Определите первые звуки в словах и скажите, какое слово лишнее. НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА | Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. На схемах гласные звуки обозначаются синим цветом. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»). Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. МБДОУ «Детский сад «Умка» № 1» г. Вельск Обучение грамоте и развитие фонематического слуха ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |