Муниципальная автономная организация
Дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Емва
Заслушано на МО
Художественного отделения
________________
________________
Методическое сообщение на тему:
«Этапы работы над композицией станковой»
Сообщение подготовил:
Преподаватель высшей категории
«Художественного отделения»
МАО ДО «ДШИ» г. Емва
Щербакова Наталия Николаевна
Декабрь 2024 год
Содержание
Содержание………………….………………..…………...……………2.
Введение…………………………..……..……………………………...3.
Поэтапное выполнение сюжетной композиции……………………...4.
Определение с темой и сюжетом…………………………...………....4.
Разработка рисунка-картона…………………….……………………..4.
Работа в цвете…………………..………………...……………………..5.
Техника гуашь………..………………...…………………………….....5.
Работа гуашью..………..………………………………………………..5.
Заключение…………………….………………………………………..6.
Список литературы……………………………………………………...7.
Методическая разработка Щербаковой Н.Н. содержит поэтапное описание методики создания тематической композиции станковой для обучающихся детских школ искусств.
Введение.
На уроках композиции в ДШИ учащиеся выбирают тематические сюжеты: по литературным и музыкальным произведениям, к сказкам, из окружающей жизни. С темой учащиеся определяются быстро, но практическая часть даётся сложнее. В практической части работы преподаватель даёт знания о законах композиции, о методах поэтапной работы, о владении живописной техники. Преподаватель должен дать возможность учащемуся максимально проявить свою фантазию в своей работе с соблюдением рекомендаций преподавателя.
Поэтапное выполнение сюжетной композиции.
Художник познаёт окружающий мир с помощью органов зрения, собирает интересную информацию. Так формируется идейно – тематическая основа будущей картины. Дети рисуют, то, что их больше интересует: животные, природа, космос.
Затем придумывают сюжет. Развитие сюжета требует знания основ композиции. В итоге появляется замысел художника с композиционным решением. Формируется знания законов и приёмов композиции станковой. Дети хорошо рисуют людей на природе и в интерьере. Сначала ребёнок выполняет набросок – эскиз. В эскизе намечают схематично предметы, фигуры и выполняют тональное и цветовое решение. Чем больше эскизов, тем интересней и качественней работа. Эскизы выполняются, как на уроке, так и дома.
Далее выполняется разработка картона, то есть рисунка в размер будущей картины.
Задачи в рисунке:
- поиск конструктивного и пластического решения композиции, размера и формата;
- поиск решения формы предметов, расположения их на плоскости, намечают детали;
- светотеневая моделировка формы предметов, поиск тональных отношений постановки.
Художник должен продумать и разработать характер каждого персонажа, чтобы он был частью общего сюжета. Рисунок на картоне выполняют карандашом и углём, контур рисунка тонкими линиями и светотеневая моделировка, рисунок закрепляется.
Рисунок под живопись маслом, акрилом на отдельном листе бумаги. Между рисунком – эскизом и основой положить тонкий лист бумаги, покрытый углём или сангиной. Переведённый рисунок нужно прорисовать. Для гуаши используют обычную бумагу, рисунок с эскиза на бумагу переносится с помощью кальки.
Работу начинают с нахождения гармонии отношений общего. Поиск общего цветового решения строится от решения композиционного центра. Сначала выполняется подмалёвок – это композиционность, пластичность, колористичность. Нужно разделить работу цветом на этапы. Сначала пишут, что является понятным и ясным, выделяют центр композиции всеми средствами.
В композиции станковой используют технику гуашь. Гуашь используют в живописи, плакате, графике, книжной иллюстрации, декоративной работе. Слово «гуашь» в переводе с итальянского означает «влажный», «водяная краска». Вода служит разбавителем для гуаши. Гуашь – сильно кроющая краска, состоящая из белил, каолина, бланфикса. Это даёт возможность исправлять ошибки в работе, при этом свежесть в живописи сохраняется. Гуашь бархатистая, матовая, разрушается от механического воздействия, впитывает влагу, смывается водой, для прочности добавляют клей, при высыхании сильно высветляется, быстро сохнет. Гуашь бывает двух видов: художественная и плакатная. Для этюдов, эскизов применяют плотный картон и бумагу с хорошо выраженной фактурой. Для живописи гуашью используют натянутую бумагу на планшет, холст на подрамник, картон наклеить на планшет.
Для работы гуашью используют щетинные и колонковые кисти. Нужны плоские и круглые, крупные и мелкие кисти. Для живописи нужно пластмассовую белую палитру, стекло, пропитанную маслом фанеру, загрунтованный картон.
Подготовительный рисунок под гуашь должен быть чёткий. Живописный процесс гуашью длительный. Краски хорошо разводят водой и наносят тонким, ровным слоем. Гуашь можно смешивать с акварелью. Первая прописка делается акварелью, а завершается этюд гуашью.
Заключение.
Работа над темой в композиции станковой начинается с поисков сюжетов с помощью преподавателя, который должен активизировать мыслительную деятельность ученика в работе, где учитываются знания и возраст ребёнка.
Список литературы.
1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., «АГАР», 1998.
2. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, Титул, 1996.
3. Яшухин А.П. Живопись. М., Просвещение, 1985.