РАЗВИТИЕ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ В ХОРЕОГРАФИИ
Мосолова Валентина Львовна
Преподаватель
Муниципальное учреждение дополнительного образования школа искусств «Лицей искусств им. В.Н.Сафонова»
Многие знакомы с понятием мышечная память: если вы часто повторяете какое-то движение, то вы делаете его не задумываясь. Шагать, сесть на стул, лечь на кровать.. Наш мозг как бы отключается, и тело делает все самостоятельно.
Мышечная память, «память тела», начинает развиваться еще до рождения и в самые первые дни нашего детства. Большинство людей думает, что у них нет воспоминаний о первых месяцах жизни. На самом деле в нашей жизни есть период, первые два года или около того, в течении которого еще не работает «явная память», связанная с речью. Это годы, когда воспоминания не связываются с речью и не передаются словами, а сохраняются иначе, с помощью сенсомоторного кода. Действия, которые ребенок учится выполнять, формируют невербальную память, связанную с движениями и эмоциями. Каким-то образом тело помнит последовательность движений.
В терминологии, используемой Мауро Мансиа1 и широко используемой в нейробиологии, различают две системы памяти.
Первая, явная или декларативная память, может быть вызвана сознательно и передана словами, вербализована. Она способствует формированию нашей автобиографии и делает возможным конструктивный и реконструктивный процесс нашей истории. Это воспоминания, которые мы можем рассказать словами.
Вторая, имплицитная память (от латинского implicitus «свёрнутый, закрытый»), называемая еще скрытая память или недоступная память – тип памяти, позволяющий использовать информацию, полученную на основе прошлого неосознанного опыта. Она в свою очередь делится на два типа. В рамках этой работы нас наиболее интересует один из них, процедурная память, в которой хранится информация, касающаяся действий и тому как эти действия выполняются.
Процедурная память касается сенсомоторного обучения, эмоционального и аффективного, связанного с тактильными ощущениями и аффективными переживаниями, которые испытывает ребенок в период внутриутробного развития и сразу после рождения в значимых отношениях с матерью и с окружающей средой. Это показывает, что имплицитные, скрытые, воспоминания часто имеют аффективную и эмоциональную окраску.
Эмоции – это именно «клей» воспоминаний. Движения приобретают фундаментальное значение в формировании этого набора воспоминаний, которые мы храним в нашем теле. Двигательные действия с возрастом постепенно становятся все более сложными, координированными и строятся на воспоминаниях, которые кодируют цепочки движений, способных воспроизводиться как реакция на конкретные ситуации. Так первые неосознанные движения, с помощью которых ребенок начинает исследовать мир вокруг себя, образуют начальное ядро, мышечные воспоминания, вокруг которых формируются все последующие воспоминания. Эти мышечные воспоминания являются отправной точкой для последующего обучения. Они остаются на бессознательном уровне для «сохранения» явной памяти. В противном случае каждый раз, когда мы выполняем какое-либо действие, например, берем стакан и пьем, надо было бы воспроизвести в памяти всю последовательность движений и выполнить действие будет невозможно.
Пример приобретения и повторного использования телесной памяти состоит в способности подражать. Это основа обучения, и, конечно, именно это является основным способом передачи танцевальных знаний.
Для имитации жестов человека, стоящего перед нами, нет необходимости измерять углы или расстояния между руками и ногами. Во время имитации наше тело и тело другого человека как будто образуют единое целое, единую систему.
Так могут ли наши тела действительно запоминать как что-то делать?
Технически говоря, нет. Но хотя наши тела на самом деле не могут запомнить последовательность движений, существует большое количество исследований о работе определенных участков мозга, лежащую в основе так называемой «мышечной памяти».
Что такое мышечная память?
Даже самые простые повседневные действия включают в себя сложную последовательность напряжений и расслаблений множества различных мышц. Большинство этих действий мы повторяем на протяжении всей жизни.
Со временем, при постоянной практике, сложные действия, такие как езда на велосипеде, игра на музыкальном инструменте и, конечно, хореографические движения можно выполнять почти автоматически и без размышлений.
Мы часто говорим, что эти навыки хранятся в мышечной памяти, но этот термин на самом деле является неточным. Хотя эти навыки требуют укрепления определенных мышц, процессы, важные для обучения и запоминания новых навыков, происходят в первую очередь в мозге, а не в мышцах. Изменения, происходящие в мозге во время регулярного повторения движений, меняют информацию, которую мозг посылает мышцам, тем самым доводя движения до автоматизма.
Человеческая память состоит из множества различных систем, которые могут функционировать независимо друг от друга. Память, отвечающая за изучение навыков и последовательности движений отличается от других форм памяти.
Например, у нас могут быть воспоминания о фактах, таких как тот факт, что Москва является столицей России, но мы не можем вспомнить, когда и где мы впервые узнали об этом факте. Точно так же вы можете вспомнить разговор с другом, но не помнить, о чем был разговор. Это связано с тем, что память фактов, известная как декларативная память, считается другой системой, контролируемой другими механизмами мозга, чем та, которая используется для памяти жизненных событий, известной как эпизодическая память.
Память на навыки можно рассматривать как еще одну отдельную систему. Например, вы можете прекрасно ездить на велосипеде, но это не значит, что вы можете объяснить кому-то точную последовательность движений, необходимую для того, чтобы уметь крутить педали. Возможно, вы даже не помните, когда и где вы научились этому навыку.
Эти различные типы памяти контролируются разными областями мозга, при этом декларативная и эпизодическая память в основном производится и хранится в височной доле и гиппокампе. За запоминание навыков и движений, отвечают несколько областей мозга, в том числе:
Но что происходит с этими регионами, когда мы изучаем новую последовательность движений?
Как при этом меняется структура мозга?
Используя магнитно-резонансную томографию (МРТ), исследователи могут изучать различные типы изменений, которые позволяют нам запоминать двигательные навыки. Одно из этих изменений предполагает усиление связей между различными областями мозга, необходимых для выполнения определенных движений. В одном исследовании, проведенном в Оксфорде, группа людей прошла МРТ до и после шести недель тренировок по жонглированию. Эти сканирования обнаружили белое вещество — длинные волокна, которые соединяют вместе разные части мозга. Исследователи обнаружили, что после тренировок по жонглированию наблюдается увеличение связей между областями мозга, отвечающими за зрение, и областями, ответственными за выполнение движений. Расширение связей между визуальными и двигательными областями позволяет быстрее и проще обмениваться информацией при выполнении необходимых движений.
В ходе тренировки может измениться не только белое вещество: исследования показали, что изменения происходят и в сером веществе. Серое вещество состоит нейронов, и именно здесь в мозге происходит обработка информации. Другое исследование жонглирования показало, что после тренировки наблюдается увеличение серого вещества в частях мозга, участвующих в обработке зрительной информации о движущихся объектах, что, возможно, позволяет более точно обрабатывать зрительную информацию о движущихся мячах при жонглировании.
Обучение новым движениям также приводит к изменениям и в моторной коре, области мозга, отвечающей за выполнение действий. Клетки в этой области образуют связи, которые передают сигнал по спинному мозгу, контактируя с мышцами тела и заставляя их сокращаться. Исследования показали, что «представления» мышц тела в моторной коре у разных людей различаются в зависимости от их использования. Наличие большего количества связей мозга с определенными мышцами, позволяет более точно контролировать движения. Хотя эти изменения, вероятно, являются результатом многих лет интенсивной практики, небольшие изменения могут происходить и за гораздо более короткие периоды времени. В одном исследовании группу танцоров просили отработать короткие движения рук и ног. Результаты показали, что область моторной коры, представляющая мышцы рук, расширяется в сторону области, представляющей ступню.
В танцевальном классе есть несколько типов студентов: те, которые способны повторить движения сразу после того, как она была объяснена; те, которые запоминают последовательность после того, как преподаватель ее показал, и те, кому нужно самостоятельно повторить последовательность. Это связано с тем, что у людей существуют разные методы обучения, на которые влияют разные типы памяти.
Слуховое обучение. Те, кто учится посредством слуха, лучше запоминает внешнюю информацию, когда фокусируются преимущественно на музыке или звуковых сигналах.
Визуальное обучение. Студенты, которые преимущественно используют зрение для обучения и запоминания, лучше усваивают информацию, когда она представлена в виде изображения, и им легче учиться, когда они видят ее, а не слышат.
Кинестетическое или тактильное обучение. Эти студенты легче учатся использовать тело и физический контакт, обрабатывать информацию посредством движений и прикосновений.
Танцоры – счастливые существа. Они склонны развивать и использовать все три метода обучения, к которым добавляются еще три вторичных режима усвоения, называемые базовыми сигналами: слова, ритм и образы.
Названия, данные различным шагам в танце, универсальны и уникальны, и их можно смешивать в различных комбинациях или программах. «Chassè» имеет одинаковое значение для всех, кто занимается танцем: термин, обозначающий шаг, немедленно достигает мозга танцора и преобразует его в движение. Кроме того, бессмысленные на первый взгляд фразы, такие как «пам-пам-там» и другие, придуманные и используемые преподавателем или хореографом, помогают запечатлеть хореографию в памяти танцора. То же самое касается и счета, простое «5,6,7,8» связывается в памяти студента с последовательностью движений.
Ритм – это воплощение движения, он является одним из составных элементов как музыки, так и танца, и позволяет танцору обрести лучшее понимание конкретных движений и, следовательно, большую выразительную свободу в исполнении. Танцевальные жесты становятся запоминаемыми ощущениями и делают хореографию второй кожей танцора. Таким образом, ритм помогает нам танцевать в гармонии со стилем музыки, запоминать хореографию и координировать свои действия с нашим партнером или другими танцорами.
Основные сигналы, связанные со зрительными образами, тесно связаны с визуальным обучением. Фактически, большую часть информации танцор получает, наблюдая за учителем или одноклассниками, повторяя движения.
Так что же преподаватель может сделать, чтобы усилить процессы укрепления нейронных связей, отвечающих за запоминание в танце? Разберем несколько техник:
Записывать от руки. При изучении новой комбинации ее запись поможет закрепить шаги в памяти, чтобы при необходимости их можно было перечитывать и заново изучать.
Видеозапись. Запись урока или хореографии позволит студентам просмотреть видеоролики и лучше запечатлеть их в памяти.
Расположение в зале. Танцор склонен всегда выбирать одну и ту же позицию во время занятий. Вместо этого смена мест пробуждает различные визуальные и сенсорные стимулы, которые способствуют более полному запоминанию хореографии или упражнения.
Медленный темп. Спокойное повторение хореографии или последовательностей повышает осознанность движений, улучшает и ускоряет мышечную память.
Повторение. Английская пословица гласит: «Практика ведет к совершенству». Сразу после изучения хореографии необходимо многократное и регулярное повторение, даже без зеркала, желательно вместе с одноклассниками. В результате сравнения возникают ценные обмены мнениями, которые также усиливают запоминание.
Внимание.
Progressing Ballet Technique (PBT)
PBT применяет упражнения с использованием фитболов разных размеров к базовым упражнениям классического танца. Это позволяет увеличить и ускорить мышечную память. В условиях постоянного дизбаланса студенты будут вынуждены проявлять больше внимания, следить за правильностью выполнения движения, т.к. любая неточность приводит к потере равновесия. Благодаря использованию фитболов, которые постоянно выводят из равновесия, тело будет инстинктивно стремиться к стабильности. С помощью этой техники оно будет делать это гораздо быстрее. Центр равновесия (core) станет более стабильным.
Правильность выполнения. Техника Партерный Экзерсис (barre au sol) - комплекс упражнений, выполняемый лёжа и сидя на полу и направленный на развитие гибкости, силы мышц и прочих физических данных, необходимых для занятия классическим балетом. Впервые был применён педагогом Борисом Князевым.
Поговорим об этой технике более подробно.
Эта техника позволяет танцорам улучшить точность движений и осанку. Barre au sol заставляет танцоров вносить коррективы в движения, которые потом останутся в мышечной памяти. Эти улучшения будут очевидны, когда студенты вернутся к тренировкам в положении стоя.
Тренировка barre au sol начинается с медленных движений, постепенно переходя к более быстрым и сложным движениям. Медленное повторение упражнений помогает студентам хорошо разогреть каждый сустав и каждую мышцу. Это способствует правильной растяжке тела. Эта техника предполагает усиленное использование брюшного пресса, ягодиц, ног, икр и рук.
Когда студент лежит на полу или сидит, неправильно выполнить движения сложнее. Техника barre au sol определенным образом заставляет двигаться правильно, что приводит к более быстрому и корректному запоминанию последовательности движений. Автоматизмы, регистрируемые мышечной памятью, будут также корректно воспроизводиться и при выполнении упражнений на ногах.
Партерный экзерсис может быть проведен внутри обычного урока как разминка. Его продолжительность в этом случае не превышает 30 минут.
Plie. Выполняется лежа на спине.
- исходное положение – первая позиция
Нужно: следить, чтобы студент прижимал мизинцы к полу. Бедра развернуты. Корпус прямой.
- выполняется Plie с движением стоп к корпусу
Нужно: следить, чтобы студент раскрывал колени
- возвращение в исходное положение
- повторить 4 раза
- выполняется предыдущее упражнение с вытягиванием стопы
Нужно: носки касаются друг друга, пятки смотрят в направлении корпуса. Следить, чтобы студент раскрывал колени
- возвращение в исходное положение
- повторить 4 раза
Battement tendu. Выполняется лежа на спине.
- исходное положение – первая позиция
Нужно: следить, чтобы студент прижимал мизинцы к полу. Бедра развернуты. Корпус прямой.
- выполняется Battement tendu вперед
- возвращение в исходное положение
- повторить 4 раза
- то же самое в сторону
Нужно: следить, чтобы студент прижимал мизинцы к полу. Следить, чтобы не поднималось опорное бедро.
Demi rond. Выполняется лежа на спине.
- исходное положение – первая позиция
Нужно: следить, чтобы студент прижимал мизинцы к полу. Бедра развернуты. Корпус прямой.
- на счет 1-2 выполняется Battement tendu вперед. Затем нога открывается в сторону
Нужно: следить, чтобы студент удерживал выворотное положение, мизинец касается пола при отведении ноги в сторону, пятка максимально развернута вперед.
- на счет 3-4 нога закрывается в первую позицию
- выполняется предыдущее упражнение в обратном направлении, начиная с отведения ноги в сторону
Passe. Выполняется лежа на спине.
- исходное положение – первая позиция
Нужно: следить, чтобы студент прижимал мизинцы к полу. Бедра развернуты. Корпус прямой.
- выполняется Passe
Нужно: следить за выворотностью. Ягодичные мышцы в напряжении для лучшего раскрытия бедра
Далее из положения лежа на спине выполняются: Batteman fondu, Rond, Battement develloppe
Далее все предыдущие упражнения выполняются из положения лежа на животе.
Постоянная практика вышеуказанных техник позволяет студенту развить веру в собственную мышечную память и в возможность того, что каждая последовательность движений может быть вызвана из нее почти не задумываясь. В этой интенсивной игре тела и пространства мышечная память превращается в бесконечный резервуар, в котором хранятся, неразрывно связанные, образы, движения и эмоции.
Библиография: