Конспект выступления
«Подготовка к ЕГЭ: работа с историческими персоналиями на уроках истории»
Учителя истории Гончаровой Н.Н.
Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и вариативная форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента – нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить именно при проведении повторительно-обобщающих уроков.
Поэтому приёмы и формы работы, которые я сегодня продемонстрирую удобнее всего применять на уроках повторного обобщения или на уроках-семинарах.
В настоящее время для успешного изучения предмета история необходимо хорошее знание деятельности исторических персоналий. Особенно стало востребовано в свете подготовки к экзаменационной работе в формате ЕГЭ (ОГЭ). Для выполнения заданий ЕГЭ (ОГЭ) необходимо обладать навыками:
Специфика подросткового восприятия такова, что для того, чтобы знания были прочными, необходимо, чтобы исторический персонаж оставил в памяти эмоциональный след. Поэтому изучение должно быть интересным для учащегося.
Мною были разработаны некоторые приёмы на уроках и уроки, которые дают возможность учителю активизировать интерес и внимание учащихся. Сегодня я познакомлю уважаемых коллег со своим опытом работы.
Моими помощниками сегодня будут учащиеся 11б класса.
На обычных уроках мы изучаем историю, используя лекционно-семинарскую систему на основе блочно-модульной технологии. Блок и модули выглядят примерно так ( в зависимости от часов, выделяемых на изучение раздела)
Планирование раздела «Россия в XVII веке (10 класс)
модули | Деятельность на уроке | часы |
1. Основные направления внутренней и внешней политики Урок-лекция | Составление опорного конспекта по теме | 1 |
2. Хронологическая таблица событий Смутного времени и народных движений Урок практической деятельности | Работа с текстом параграфов по теме | 1 |
3. Установление причинно-следственные связи событий Смутного времени Комбинированный урок | Работа с текстом параграфов, с текстом документов. Беседа с учителем, | 1 |
4. Исторические персоналии Комбинированный урок | Готовят Сообщения Обсуждают роль личностей в событиях данного периода | 1 |
5. Повторительно-обобщающий урок Семинар, игра, диспут, круглый стол, конференция) | Повторение пройденного Контроль знаний учащихся | 2 |
На своём мастер-классе продемонстрирую некоторые мои наработки и практики которые я использую для изучения и закрепления материала знакомства об исторических персоналиях.
1. Логическая цепочка
(решение логических цепочек)
Сущность задания состоит в том, чтобы в перечне исторических личностей найти лишний элемент и объяснить своё решение.
2. Изображение исторических личностей в искусстве
Работа на уроках с исторической картиной или скульптурой
3. Работа с политической карикатурой
Рассмотреть карикатуру и
4. Составление «Странички» персоналии в социальной сети.
Учащиеся получают задание составить страничку персоналии в «Контакте». В ходе занятия учащиеся работают с изображениями и текстовой информацией и должны будут на листе ватмана оформить страничку по рубрикам:
(Помещаются только изображения (фотографии), которые имеют отношение к деятельности исторической личности или его эпохе)
(Размещаются портреты соратников, друзей, членов семьи, коллег, а так же современников, живших в той же стране).



