МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ДЛЯ 8 – 9-ЫХ КЛАССОВ
АВТОР РАЗРАБОТКИ:
Учитель истории и
обществознания
Гимназии № 2
г. Нелидово
Тверской области
Белова Вера Ивановна
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИСТОРИЮ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА?»
ТИП УРОКА: повторительно- обобщающий урок.
ФОРМА УРОКА: урок обобщения и систематизации предметных знаний.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знания учащихся о важных исторических событиях, о незабываемых страницах исторической летописи Отечества, о борьбе русского народа против иноземного врага, об истории русского оружия и военного искусства.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: -воссоздать панораму героического прошлого, образцы исторических личностей разных эпох; -способствовать воспитанию у учащихся ответственности за историческую судьбу Отечества, уважения к памятным традициям и подвигам патриотов Родины; -сформировать у школьников умение восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических событий, сражений, битв.
Планируемые результаты обучения Личностные результаты: -сформировать у учеников правильное представление о значимых, памятных событиях истории Отечества. Метапредметные результаты: 1) познавательные УУД: - осуществлять расширенный поиск информации; - анализировать, сравнивать, дополнять полученную информацию; 2) регулятивные УУД: - уметь контролировать время при выполнении самостоятельной работы; - оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; - составлять план последовательности действий; 3) коммуникативные УУД: - развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; - отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; - определять собственное отношение к историческим явлениям, событиям, персоналиям жизни;
Предметные результаты: - научиться объяснять значение исторических понятий, терминов, персоналий.
В игре участвуют 2 сборные команды 8 и 9-го классов: «Истории российской славные сыны» и «Патриоты Родины великой». Каждая команда имеет эмблему с названием команды, отражающим общую тему игры. Результаты конкурсов игры оценивает компетентное жюри из 5-ти человек. Жюри подсчитывает количество баллов, полученных каждой командой за ответы на вопросы.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС «РОЗЫГРЫШ»
Каждая команда задаёт по 3 вопроса, представляющих исторические факты, относящиеся к разным периодам развития Государства Российского. Первая команда задаёт вопросы второй команде: 1. Объясните, что такое «полюдье» и «повоз»? ОТВЕТ: Это был сбор дани князем с подвластного ему населения. Всю зиму князь с дружиной «ходил по людям» - объезжал свои земли, собирая дань (шкуры, мёд, воск, сало и др.). Такой сбор дани назывался «полюдье». Одновременно князь разбирал всевозможные жалобы, судил тех, кто провинился. Жители «подданные» - от слова «дань») должны были содержать князя и его дружину. По мере укрепления княжеской власти подданные сами должны были привозить дань. Такой вид дани назывался «повозом». 2. Как называется вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты и медали прошлого? ОТВЕТ: Это нумизматика. 3. Откуда происходит и что означает слово «Гардарика»? ОТВЕТ: В переводе на русский язык данное понятие означает «страна городов». Так в Западной Европе называли Русь, где уже в XII веке существовало 120 городов. По тем временам это число считалось значительным. Вторая команда задаёт вопросы первой команде: 1. Как назывались рабы в Древней Руси и кто мог стать рабом? ОТВЕТ: Они назывались холопами. Холопами становились военнопленные, беднейшие крестьяне, продавшие себя в рабство феодалам за долги. Также холопом становился и тот, кто женился на холопке. 2. Каких трёх русских былинных богатырей изобразил на своей картине «Три богатыря» художник-живописец XIX века В. М. Васнецов? ОТВЕТ: На данной картине изображены российские былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. 3. Откуда происходит слово «АЗБУКА»? ОТВЕТ: Буква «А» на Руси называлась «аз», буква «Б» - «буки». Родоначальниками славянской азбуки являются византийские учёные монахи, братья Кирилл и Мефодий. Было два варианта азбуки: глаголица и кириллица. Позже после смерти своего брата Кирилла Мефодий решил составить как более удобную для изучения кириллицу, заменившую глаголицу. (За каждый правильный ответ жюри ставит 5 баллов)
ВТОРОЙ КОНКУРС «АУКЦИОН ПО ИСТОРИИ ОРУЖИЯ И ВОЕННОГО ИСКУССТВА»
(он состоит из 5-ти частей; за каждый правильный ответ- 1 балл)
В этом конкурсе команды отвечают поочерёдно (попеременно).
ВОПРОСЫ АУКЦИОНА: ВЕДУЩИЙ: 1. Кто назовёт больше исторических сражений русского народа и годы данных сражений? ОТВЕТ: -битва на Калке (1223г.) -Невская битва (1240г.) -Ледовое побоище (1242г.) -Куликовская битва (1380г.) -Стояние на Угре (1480г.) -Полтавское сражение (1709г.) -Взятие Измаила (1790г.) -Бородинское сражение (26 августа 1812г.) -битва под Москвой (5-6 декабря 1941г.) -Сталинградское сражение (19 ноября 1942г.-2 февраля 1943г.) -битва на Курской дуге (5 июля-23 августа 1943г.) -битва за Берлин (16 апреля-8 мая 1945г.)
ВЕДУЩИЙ: 2. Кто назовёт больше назовёт известных русских полководцев? ОТВЕТ: -Святослав -Владимир Мономах -Даниил Галицкий -Александр Невский -Дмитрий Донской -Иван III -Иван IV -Ермак Тимофеевич -Пётр I -Суворов -Орлов -Румянцев -Кутузов -Багратион -Тормасов -Корнилов -Скобелев -Гурко -Истомин -Ушаков -Чапаев -Фрунзе -Блюхер -Чуйков -Берзарин -Тимошенко -Рокоссовский -Мерецков -Ватутин -Конев -Рыбалко -Шумилов -Жуков Василевский и другие.
ВЕДУЩИЙ: 3.Кто назовёт больше всего наименований русского оружия и боевых доспехов русских воинов? ОТВЕТ: Кинжал, меч, копьё, шлем, щит, кольчуга, тарч, бердыш, протазан, чекан, алебарда, рындя, пищаль, фузея, шелом, колпак, шишак, рогатина, кистень, булава, шестопёр, топор, аркан, стрела, сабля, лук, пушка, булат, панцирь, бахтерец, порок, плётка, тягиляй, колонтарь, броня, самострел, сулица, куяк, чалдар, байдана, палица, юшман, зерцало, штык, мушкет, забрало, шашка, мортира, секира. 4. Кто назовёт больше боевых орденов и медалей, названных именами выдающихся полководцев, учреждённых во время Великой Отечественной войны и в настоящее время? ОТВЕТ: Орден Суворова, орден Кутузова, орден Невского, орден Ушакова, орден Богдана Хмельницкого, медаль Жукова, медаль Ушакова, Нахимова. 5. Кто назовёт больше пословиц и поговорок, отражающих любовь русского народа к своей Отчизне, Родине? -Дома и стены помогают. -Береги платье снову, а честь смолоду. -Каждому свой край сладок. -Любовь к Родине сильнее смерти. -На родной стороне и камешек знаком. -Родная сторона – мать, чужая – мачеха. -Родина наша солнышка краше. -Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. -Велика русская земля – и везде солнышко. -Родина молодцу – мать, трусу – мачеха. -На чужбине родная землица во сне снится. -Лучше горсть родной земли, чем глыба чужой. -Чужбина – калина, Родина – малина. -Без корня и травинка не растёт. -Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха. -Много на свете разных земель, а лучше родной нет никакой. -Лучше вода у друга, чем мёд у врага. -Своя сторона не бывает холодна. -Золоту старости не, Родине – цены нет. -У своего гнезда и ворона орла бьёт. -Любовь к Родине сильнее смерти.
ТРЕТИЙ КОНКУРС «УЗНАЙ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ ПОЛКОВОДЦА»
ВЕДУЩИЙ: Командам нужно угадать о каком знаменитом полководце идёт речь в данном отрывке. Каждой команде предлагается по три отрывка, рассказывающих о том или ином выдающемся полководце. (За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 5 баллов) ВЕДУЩИЙ: Первый отрывок для команды «Истории российской славные сыны»: , горячности, был не только смел, но и осторожен. Он старался сохранить мир с Золотой Ордой, понимая, что не пришло ещё время для открытой борьбы. Именно он произнёс слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стоит и будет стоять Русская земля!» ОТВЕТ: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ. ВЕДУЩИЙ: Первый отрывок для команды «Патриоты Родины великой»»: При рождении он якобы получил имя Ермолай. От него и пошло прозвище. Роста он был среднего, плечист, плосколиц, борода чёрная, волосы густые, кудрявые. Был он казак отважный, решительный, умный, хитрый. Собрал он смелых людей в отряд, утвердил среди них твёрдую дисциплину. Он так прославился своей силой, храбростью, что сибирские татары, ханты, манси считали его вооружение волшебным, приносящим удачу на войне. ОТВЕТ: ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ. ВЕДУЩИЙ: Второй отрывок для команды «Истории российской славные сыны»: Был он высокого роста без малого трёх аршин. Фигура его всегда была приметна для окружающих. Когда он шёл среди придворных, то голова его возвышалась над ними. Царь был не только рослым, но и необыкновенно сильным человеком. Ходил быстро, соответственно своему огромному росту. Именно он произнёс слова: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. Ногою твёрдой стать при море!» ОТВЕТ: ПЁТР ВЕЛИКИЙ.
ВЕДУЩИЙ: Второй отрывок для команды «Патриоты Родины великой»»: Храбрый и толковый офицер, отлично проявивший себя во многих битвах, быстро был произведён в генералы. Войска под его командованием всегда одерживали блистательные победы. Он казался неутомимым: не спал по несколько ночей подряд, питался самой грубой солдатской пищей, сутками не слезал с лошади. Солдаты любили его. За более чем 50 лет воинской службы он получил 6 ранений и не проиграл ни одного сражения. За год до смерти ему было присвоено высшее воинское звание – генералиссимус. Именно он произнёс слова: «Тяжело в ученье, легко в бою». ОТВЕТ: АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ. ВЕДУЩИЙ: Третий отрывок для команды «Истории российской славные сыны»: Он был опытным военачальником, соратником, другом, учеником и последователем А. В. Суворова. Его вторая фамилия Голенищев. Когда он возглавил русские войска, ему было уже около 70 лет. Солдаты и офицеры хорошо знали и любили его. Все, кто знал полководца, не сомневались, что преклонный возраст не помешал ему сделать всё возможное для победы над неприятелем. За Бородинское сражение был удостоен звания фельдмаршала. Он был награждён орденом святого Георгия 4-х степеней. Именно он произнёс слова: «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия… Но коль уничтожится армия, погибла Москва и вся Россия». ОТВЕТ: МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ. ВЕДУЩИЙ: Третий отрывок для команды «Патриоты Родины великой»»: Он был прославленным полководцем Великой Отечественной войны в звании маршала. Он был волевым и решительным человеком. Начал службу в армии в 1915 году в Первую мировую войну, был награждён двумя солдатскими георгиевскими крестами. Он принимал участие во всех крупных сражениях, был на самых опасных участках фронта во время Великой Отечественной войны. Этот военный был удостоен четырежды звания Героя Советского Союза. Он награждён 67-ю орденами и медалями многих стран мира (среди них – 2-мя высшими военными орденами СССР – «Победа» дважды и орденом Суворова под номером 1). Имел легендарный герой Великой Отечественной и почётное именное оружие – шашку. Одна из площадей нашего города Нелидово названа его именем. Также в России учреждена и медаль его доблестного имени. ОТВЕТ: ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ.
(По результатам игры жюри определяет победителя и игра завершается)
ВЕДУЩИЙ: Всего доброго! До новых встреч и новых побед!