Конспект НОД по рисованию в технике эбру «Морозные узоры» в старшей группе
Цель: повышение интереса детей к изобразительной деятельности через знакомства с нетрадиционной техникой рисования по воде - «эбру».
Задачи:
Образовательная – познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами; ввести понятие «Эбру», учить наносить краски на поверхность воды; систематизировать представления детей о зиме как времени года.
Развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, любознательность к новому.
Материалы и оборудование: фотографии морозных узоров на стеклах; картинки «Эбру», А4 лист в форме окна; краска для Эбру; шпажки; раствор для Эбру; лотки для рисования; салфетка бумажная и влажная салфетка; колпаки деда мороза.
Содержание:
Организационная часть
В.: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В.: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей на занятие, поздороваемся с ними.
Д.: Здравствуйте
В.: Ребята, представляете, мне сегодня утром снегирь принес письмо, вот оно (показывает). Как вы думаете, от кого оно? Оказывается, чтобы его открыть, нужно отгадать загадки.
В.: Хотите узнать, что в этом письме?
Д.: Да.
В: Попробуем их отгадать вместе?!
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые…
(Снежинки)
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал-никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Морозный узор)
В.: Молодцы! Вы очень наблюдательны, поэтому отгадали все загадки. Скажите, ребята, а к какому время года это относится?
Д.: Зима.
В: Ребята, а вы любите зиму?
Д: Да.
В: Теперь давайте вспомним: - Какие еще природные явления характерны для зимы?
Д.: иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа
В.: Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)
В.: А сейчас какой месяц? (январь)
Д: Ответы детей.
В: Молодцы. Сразу видно, что вы знаете все о зиме.
В.: Смотрите, а письмо то само открылось. Это все потому, что вы все загадки отгадали правильно, и я теперь могу прочитать, кто нам пишет. А пишет нам Дедушка Мороз, он написал, что живет в глухом лесу, со зверями лесными.
А еще Дедушка Мороз пишет, что он работает, старается, чтобы все полюбили зиму: и деревья украшает снежными шапками, чтобы они не мерзли, и узорами расписными украшает окна домов. Посмотрите, какие красивые веточки-травинки, белые снежинки, завитушки и крючочки студеные нарисовал он (показ фото морозных узоров на стёклах). А вы, что видите, ребята?
Д.: ответы.
В.: А мы можем любоваться морозными узорами на окне летом или весной?
Д.: Ответы
В.: К сожалению, нет, мы можем любоваться морозными узорами только зимой. Но чтобы сохранить память о зиме, я вам предлагаю сегодня побыть волшебниками и нарисовать морозные узоры на воде.
В.: Можно ли рисовать на воде?
Д.: Нет
В.: Почему?
Д.: Краска растворяется в воде.
В.: Сегодня будем рисовать на воде – в технике Эбру. Эбру – древнейшее искусство рисования на воде. Эбру – это рисунок одной жидкостью (красками) на поверхности другой (вода с загустителем). Рисунок возможен только, если краска не тонет и не расползается по поверхности воды. Существуют разные версии о месте происхождения Эбру. Однако родиной Эбру приняло считать Турцию. Эбру можно использовать не только на бумаге, но и на одежде, обуви.
В.: Как вы думаете, какие краски нам понадобятся для работы?
Д.: Голубая, синяя, белая)
В.: Итак, превращаемся в волшебных помощников Деда Мороза: повторяйте за мной: (музыка превращения)
Ну-ка быстро покрутись,
Волшебство скорей явись.
И в помощника Мороза
Ты скорее превратись.
(одеваем шапки)
Практическая часть
Воспитатель (показ выполнения работы)
В.: А теперь мои волшебники, чтобы ваши работы получились красивыми, мы разомнем ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Чтоб красиво рисовать
Надо пальцы нам размять
Кулачки все крепко сжали
И немножко подержали
Подержали и разжали
Мне ладошки показали
В.: проходите, волшебники к своему рабочему месту и начинайте творить.
Самостоятельная творческая работа детей с музыкальным сопровождением. Индивидуальная помощь детям.
В.: Какие вы молодцы, какие замечательные узоры у вас получились.
Итог занятия:
В.: Что вы сегодня рисовали?
- Как называется техника рисования, в которой вы создавали узоры?
- Давайте рассмотрим получившиеся узоры, расскажите о понравившейся работе.
- Есть ли работы одинаковые? А похожие на мой образец?
- Как вы думаете, будем мы вспоминать о морозных узорах летом, глядя на наше волшебство? Справились с заданием Деда Мороза?