Картотека дидактических игр
Тема «Осень» средняя группа( №1-6).
Выполнила :Морева О.И.
Барнаул-2
16.«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют, на листья, деревья.
Земля, трава, на, увядает.
Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.
17.«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»
Окончания глаголов выделяем голосом.
Образец: Ветер дует, а ветры дуют.
Птица улетает, а птицы …
Лист желтеет, а листья …
Дождь моросит, а дожди ….
Цветок увядает, а цветы ….
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи ….
18.«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Употребление в речи глаголов в разных временных формах.
Образец:
(что делает?) – дует
ветер (что сделает?) – подует
(что делал?) — дул
(что будет делать?) – будет дуть.
Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.
19.«ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА»,
(Выбери съедобные, не съедобные грибы, собери только лисички и т. ;найди грибы, которые растут под берёзой и т.д.)
20. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
(Берёза, дуб, смородина, )
«ЧТО ЕСТЬ ЧТО»,«СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»
(Овощи, фрукты, ягоды)
21.« «ЧЬИ ПРИПАСЫ?».
Осенние заготовки людей и животных
22.«СКАЖИ СО СЛОВОМ «ОСЕННИЙ»..
Небо (какое?) – осеннее; ветер (какой?) – осенний; аллея (какая?) – осенняя; тучи (какие?) – осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).
23. «НАЗОВИ, КАКАЯ ПОГОДА». Образование качественных прилагательных.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
24.«ОН (ОНА) – ОНИ» .Образование множественного числа глаголов.
Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).
25.«СКАЖИ НАОБОРОТ». Поиск антонимов.
Осень ранняя – осень поздняя.
День веселый – день грустный.
День солнечный – день пасмурный.
Облако белое – туча черная.
СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ, ПО ПЛАНУ:
Когда наступает осень?
Осенние месяцы.
Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).
Что делают птицы и животные осенью?
Труд человека в осенний период.
Осенняя одежда.
Любишь ли ты осень? Почему?
26.«РАЗ ШИШКА, ДВА ШИШКА…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение прямого счёта (можно и обратного счёта). Детям выдаются ведёрки, корзинки и т.д. За определённое время нужно набрать в него упавшие с дерева шишки, при этом приговаривая: «Раз шишка, два шишка и т.д.». Можно использовать листья, жёлуди и т. д. Далее идёт беседа о дереве, чьи плоды или листья были собраны.
27. «КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение геометрических фигур.
Данная игра может проводиться как индивидуально, так и парами или группами. Задача детей: собирать листья определённой формы. Можно всем сразу трёх видов, а можно разделить по группам: одна группа собирает листья похожие по форме на круг, другая – на овал, третья – на треугольник и т. д.
28. «УГАДАЙ НА ВКУС»
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по запаху определить, что это.
29.«ДА-НЕТ».
Цель игры:развитие логического мышления и расширение кругозора детей.
Ведущий предлагает утверждения. Если утверждение верное дети говорят: «Да!» и хлопают в ладоши. Если утверждение не верное, то дети говорят: «Нет!» и топают ногами.
Примерные утверждения:
Сегодня идёт дождь.
На дворе осень.
Земля покрыта снегом.
Сентябрь – это зимний месяц.
Октябрь – это осенний месяц.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Осенью бывает снег.
Осенью птицы улетаю на юг.
Осенью в лесу много грибов и ягод.
30. «Слушай дождик»
Цели:
Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.
1ИГРА.«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» | (ОВОЩИ, «ФРУКТЫ) (определение предметов на ощупь) |
2.ИГРА: «КАКОЙ СОК? КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?» «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д. | «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д. Как эти соки называются? |
2ИГРА. «КАКОЙ ЛИСТ?» | «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист». |
3ИГРА. «ХЛОПАЙ В ЛАДОШИ» | На слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание. |
4ИГРА.«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» | Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста). Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку). От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла). Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку). Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук). Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку). Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок). А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград). Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы). Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши). Для начинки в пироги набираем … (яблоки). |
5ИГРА. «КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?» | (Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный. |
6 ИГРА."ЧЬИ ПЛОДЫ?" | Жёлуди растут на … дубе; |
7ИГРА.«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» | Определение времени года по описательным признакам, происходящим в природе, в мире животных, насекомых, людей и т.д. |
8ИГРА."НАЗОВИ ЛАСКОВО". | Ель – ёлочка. |
9ИГРА.«ЧТО ЛИШНЕЕ?» | (берёза, дуб, малина). Учить образовывать однокоренные слова: дуб - дубрава, берёза – березняк. |
10ИГРА. «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?" | Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза) |
11ИГРА.«Я ПРИДУМЫВАЮ ЦВЕТ» | Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе. |
12ИГРА.«ЛИШНИЙ» Дай четкий, полный ответ. Начни с таких слов:«Я думаю, что лишний…» | Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик. |
13ИГРА. ОПРЕДЕЛИ СЛОВА. ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ по теме «ОСЕНЬ» | Приходит (что?) …… Дует (что?) …… Плывут (что?) …… Моросит (что?) …… Улетают (кто?) …… Опадают (что?) …… Желтеет (что?) …… Мокнет (что?) …… Вянут (что?) …… |
14.«КАКАЯ?», «КАКОЙ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?» ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ» | Солнце (какое?) — ……. Небо …… Облака ….. Земля ….. Трава ….. Дождь….. Ветер ….. Листья …. День ….. |
15ИГРА.СОСТАВЛЕНИЕ СВЯЗНОГО РАССКАЗА ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ» по первым словам в предложении: | «Прошло лето, и наступила …. Дни стали ….. Подул ….. Стало …. Люди одеваются … На деревьях … На землю …. Моросит …. Увядает … На юг … Люди собирают … Скоро наступит ….» Рассказ пересказать. |



