ТРЕНИРУЕМ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ (игровые приёмы развития речевого дыхания у детей) |
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Недостаточное его развитие ведёт к нарушению речевой функции, в частности к нарушениям звукопроизношения. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает, этот процесс требует большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного его расходования.
В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, её оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребёнка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.
Выполняя упражнения, следите, чтобы вдох ребёнка представлял собой спокойный дыхательный акт без поднятия плеч, а ротовой выдох был спокойный, плавный и бесшумный. Необходимо так же знать и помнить, что упражнения быстро утомляют ребёнка. Поэтому их необходимо проводить не более 3-5 минут с перерывами на отдых.
Внимание! При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох = вдоху. Речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом, а так же удлинение выдоха.
Упражнение «Погудим»
Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует ребёнку, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя – «ветерок» быть достаточно сильной. Затем ребёнок сам дует в свой пузырёк, добиваясь возникновения гудящего звука. При обыгрывании упражнения можно предложить ребёнку несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу взрослого во время исполнения специально подобранного музыкального ритма знакомой музыки.
Упражнение «Поиграем животиками»
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, ребёнок кладёт руки на живот, глубоко вдыхает – при этом животик надувается, затем выдыхает – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя ребёнок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение «Весёлые шаги»
Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счёт.