Использование нейропсихологических упражнений
в коррекционной работе с детьми
Нейропсихологические методы и приёмы являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.
У детей, имеющих речевые нарушения, очень часто прослеживаются проблемы в развитии высших психических функций и межсистемного взаимодействия.
Нейропсихологический подход помогает сформировать эти базовые функции, повысить результативность лого - коррекционной работы. На что направлены нейропсихологические упражнения? Прежде всего, это:
- развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия;
- развитие мелкой и общей моторики, формирование навыка ориентировки в собственном теле и пространстве;
- активизация речевой функции;
Упражнение «Будь внимателен!»
Поочередно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом можно адаптировать это упражнение для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах или словосочетаниях.
Например, ребёнок, замыкая пальцы в колечко, произносит звук С, на следующем этапе работы со звуком – слог СА, затем слово НОСОК, затем словосочетание СУХОЙ НОСОК. Речевой материал подбирается изходя из произносительных возможностей ребёнка.
Упражнение «Звуковые /слоговые волны», «Игровое поле»
Вариант 1. Двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук , который находится у ребёнка на этапе автоматизации.
Вариант 2. На игровом поле двумя руками одновременно ищем одинаковые фрукты и называем их (можно использовать подборку картинок на любую лексическую тему «Одежда», «Мебель», «Животные», «Посуда» и т.д.