Дидактические игры и упражнения, на развитие звуковой культуры речи детей раннего возраста
Подготовила Маркина Зальфира Расулевна
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 107» г. Магнитогорска
Звуковая культура речи - это одно из основных направлений по речевому развитию детей до трех лет.
Одним из методов решения проблемы развития звуковой культуры речи могут стать разнообразные дидактические пособия, игры, макеты, которые обеспечивают повышение звуковой культуры речи детей.
Задачи: Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
Воспитание звуковой культуры речи у ребенка раннего возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, речевого дыхания, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.
Развивающие внимание и слухового восприятие | Развивающие силу голоса | Развивающие речевое дыхание | Формирующие правильное звукопроизношение |
«Кто, что услышит?» Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. «Угадай, что звучит?» Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. «Похлопаем - потопаем» Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что детям, услышав такой громкий звук, нужно топать ногами. «Зайка прыгает, а мишка топает» Цель: дифференциация неречевых звуков по темпу звучания, развивать переключаемость слухового внимания, умение воспроизводить движения в соответствие с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений. Материал: бубен, игрушечные зайка и мишка. «Большие ноги идут по дороге». Цель: Развивать речевой слух, учить различать речь по темпу и интонации. | «Громко – тихо» Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Материал: Большая и маленькая собачки или другие игрушки. «Идите с нами играть» Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом. Материал: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери. «Не разбуди куклу» Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом. Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек. «Скажи на ушко» Для игры понадобится игрушка-собачка. «Кто как кричит?» Цель: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом. Материал: игрушечные собачка, кошка, лошадка, корова и детеныши (щенок, котенок, жеребенок, теленок). | «Заморозим руку» Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят: «Фу-у--у» - дуют на руку. «Сдуваем снежинки» Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха. Материал: бумажные снежинки или кусочки белой бумаги на подносе «Воздушный шарик» Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Материал: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар или вертушка. «Уточки» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Материал: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде. «Булькание» Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. Материал: стакан или бутылочка с водой, коктейльные трубочки разного диаметра. | «Во дворе» Цель: Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию. Материал: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. «Песня — песенка» Цель: Закрепление правильного звукопроизношения у ребенка. Развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Материал: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. «Часы тикают» Цель: Развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звука «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. Материал: Большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные). «Автомобиль» Цель: Формирование у ребенка правильного и отчетливого произношения звука «Б» (Бь), развитие умения произносить отдельные звукоподражания громко и тихо. Материал: Маленькая и большая машины. «Мышка» Цель: Формирование правильного и отчетливого произношения звука «П» (Пь), отчетливого произношения слов, воспитание звуковой культуры речи. Материал: Игрушечная мышка. |



