Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Петелинская средняя общеобразовательная школа»
ул. Ленина, д. 25, с. Петелино, Ялуторовский район, Тюменская область, 627047 тел./факс 95-168
ИНН/КПП 7228001043/720701001 ОГРН 1027201463728chkolapetelino@mail.ru
Конспект урока. Обучение грамоте. 1 класс.
Тема «Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п, развития речи
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): Овладевают навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты: Проявляют общепринятые правила человеколюбия, уважения к труду.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации, схемы; логические – характеризуют согласные звуки [п], [п’]
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Основное содержание темы, понятия и термины: Согласные буквы П, п; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение; многозначные слова.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса настрой на урок.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Давайте с вами начнём наш урок с улыбки. Мы с Вами «Орлята России» встанем в наш Орлятский круг посмотрим друг на друга и улыбнемся. (Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой).
II. Актуализация знаний
Мотивация учебной деятельности
-Ребята, у вас на столах карточки на которых написаны буквы. Вам нужно карандашом красного цвета подчеркнуть гласные, а карандашом синего цвета согласные буквы.
А, Н, О,В, Р, И, Л У, Т, К,Ы, С
- Какие буквы вы подчеркнули красным цветом? (-это буквы гласных звуков)
-А почему? Как узнали? Докажите. (- Гласные звуки произносятся голосом и при произношении не встречают преград. Образуют слог. Бывают ударные и безударные.)
- А какие буквы карандашом синего цвета? (это буквы согласных звуков)
-Почему? Как узнали? (-При произнесении встречают во рту преграду или издают шум.)
III. Постановка учебной задачи.
- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки.:
Саша водит самолёт,
Потому что он… (Пилот)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды (Повар)
(На доске картинки с изображением повара и пилота.)
-Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках? ([п], [п’])
-Кто догадался, какая тема урока?
– Давайте сформулируем тему и учебную задачу урока.
(– Познакомимся со звуками [п], [п’] и буквой, обозначающей их на письме. Будем читать слоги и слова с новой буквой.)
-Что объединяет отгадки? Кто догадался?
(Обе отгадки - Название профессий)
- А какие еще профессии с новым звуком вы знаете?
(- Плотник, парикмахер, продавец, программист, почтальон)
- А чтобы стать хорошим профессионалом, что надо делать?
(- Хорошо учиться)
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Знакомство со звуком П П, и его характеристика.
- Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на группы.
Задача каждой группы – сделать звуко- буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук. Первая группа делает схему слова повар, а вторая – пилот.
(два человека у доски)
Схему своего слова вы должны выложить перед собой на партах.
(Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.)
-Итак, давайте сделаем вывод, каким бывает звук П.
(– В слове пилот звук [п’] мягкий, в слове повар – [п] твердый.
По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы
- Согласным, твердым или мягким, глухим.)
Физкультминутка.
По дорожке шли, шли,
Много ягодок нашли.
Присели, собрали.
И дальше пошли. (Любая знакомая физкультминутка)
Игра «хлопок-кулачок»
Поиграем! Определи твёрдость-мягкость.
Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый - стучим кулачком. Если мягкий -хлопаем в ладоши. (Слова: помидор, плот, пилка, повар, пена, пилот, подушка, пыль, песня, полка, петрушка, письмо.)
Знакомство с буквой П
-Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук (п) на письме?
-Для чего две буквы? (Буква «Пэ» большая и маленькая. Ответы детей. Высказывают свои предположения.)
-Посмотрите на доску. Почему на картинке именно петух?
- Итак, это буква П (пэ)
– На что похожа буква (пэ) П?
(Опережающее задание. Дети выходят к доске с рисунками и читают стихи.)
1. Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
2. На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
3. Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
4. Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.
(Находят букву на ленте букв. Буква «ПЭ» обозначает согласный звук, поэтому находится на ленте букв в синем месте; в нижнем ряду, потому что обозначает глухой звук.)
- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит. (Находят в алфавите, после гласной буквы О).
V. Закрепление знаний и способов действий.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.
- Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили букву П.
Работа в парах.
-Найдите в предложении букву П. Если она обозначает мягкий звук обведите её зелёным карандашом, если твёрдый – синим.
(На доске предложение: Папа купил Пете пенал.)
Проверка. Сколько всего букв нашли. Сколько обвели зелёным? синим?
Физкультминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Чтение слогов.
- А теперь пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой.
Ап па апа пар папа
Уп пу упу пуск парк
Оп по опо полк лапа
(На доске 4 столбика слогов)
Чтение. Развитие речи.
- Откройте страницу 84.
- Прочитаем текст.
-О ком идёт речь?
-Где можно увидеть, как работает повар?
-Давайте представим, что мы повара, сварим суп, какие овощи мы в него положим?
-Как зовут повара из нашего текста?
-Как пишутся имена? Вспомним правило.
(Читают текст по предложению. Отвечают
на вопросы.)
-Составим схему предложения: Елена Петровна варит суп.
(Один ребенок у доски). Проверка.
Игра «Расколдуй слова»
-Ребята, а теперь побудем с вами волшебниками, поиграем в игру – расколдуй слова. Прочитайте слоги в первом ряду: ПО ПИ ПА ПЕ
-Назовите твёрдые слоги. Мягкие. Эти слоги являются началом слов. Подберите к ним слоги из второго ряда так, чтобы получились слова. ЛЕ ЛА ПА НА
(Поле, пила, папа, пена)
VI. Рефлексивно-оценочный
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
-Посмотрите на парты, у вас лежат осенние листочки, оценим свою работу на уроке: поднимете зеленый листочек, если всё удалось и понравилось, жёлтый, если что-то не получалось, красный, если было скучно и непонятно.
(Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке с использованием осенних листочков деревьев.)
– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока? Тогда улыбнитесь еще раз друг другу и поднимете солнышко, если у вас остались хорошие эмоции от урока, кому было скучно – поднимите тучку.
(На доске солнышко и тучка. Можно по общему решению класса тучку удалить).
– Спасибо за урок



