«Формирование основ ОБЖ на занятиях физической культуре»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.
Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-
нибудь, чем-нибудь.
В настоящее время сформировалась новая образовательная область
«Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех
типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде
- природной, техногенной.
Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений:
1 Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок
должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими
людьми.
2 Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать
детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов,
чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть
природы.
3 Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы
связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками
потенциальной опасности для детей.
4 Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление
программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа
жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье
окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной
первой помощи.
5 Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы
педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из
конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения,
профилактике конфликтных ситуаций.
6 Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах,
правилам дорожного движения.
Цели работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физической культуре, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия по физической культуре. В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность, а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем).
Требования к условиям организации занятия дошкольников
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки и т.п. должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
Материалы и оборудование.
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям; запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы
3. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду
1. Педагог, проводящий физкультурные занятия, должен узнать у медицинского работника, о состоянии здоровья детей, есть ли какие-то противопоказания к занятиям.
2. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, педагог должен обеспечить правильный показ движения.
3. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
4. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
5. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети. Поэтому на занятии должен обязательно быть и воспитатель.
6. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т. д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми
7. Инструктор по физической культуре осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия
8. При организации занятия педагог должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей. Поэтому именно при проведении подвижных игр необходимо учить ребенка соблюдать правила безопасности. В дошкольном возрасте происходит становление опыта безопасного поведения, развитие самосознания, формирование самооценки, умение осознавать последствия своих поступков, предвидеть результаты своей деятельности, осуществлять контроль поведения, появление потребности поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, способности планировать свои действия.
Содержание подвижных игр для маленьких детей 3-4, 4-5 лет в детском саду направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания. Важно обращать внимание детей соблюдение правил безопасности во время игры. Взрослый является образцом, инициатором обсуждения и выявления этих правил, участником игры и наблюдателем за соблюдением правил игры и безопасного поведения при игре.
В зависимости от времени года взрослый знакомит детей с сезонными изменениями в природе, знакомит с моделями безопасного поведения на игровой площадке и использования спортивного инвентаря посредством объяснения, а также в процессе наблюдения за играми старших дошкольников. Для детей 3-4 лет важен показ образца правильных с позиций безопасности приемов выполнения действий. Наблюдая за деятельностью воспитанников, педагог дает им оценку, корректирует их. При ознакомлении с правилами безопасности акцент делается не на ознакомлении с последствиями нарушений, а на необходимость их неукоснительного соблюдения.
Для детей 4-5 лет проведение подвижных игр предваряется проговариванием правил безопасного осуществления данного вида двигательной деятельности, происходит знакомство с правилами безопасного поведения на игровой площадке. Организуется отработка выполнения различных правил, на элементарном уровне формируется умение сопоставлять свои действия с правилами.
Педагог организует наблюдение за играми старших дошкольников, обращает внимание воспитанников на ребят, демонстрирующих модели безопасного поведения, озвучивает правила безопасности, которые они соблюдают. Также используются игровые ситуации с участием различных персонажей, в ходе которых дети учатся выбирать место для подвижных игр, организовывать игры, осуществлять самонаблюдение, подходят к пониманию того, что безопасность человека во многом зависит от соблюдения им правил.
У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. Применение и осмысление знаний, умений, накопление опыта происходит в различных видах самостоятельной детской деятельности. Педагог стимулирует воспитанников включать освоенные знания и умения в игровые ситуации, помогает организовывать игры. Также педагог активизирует и дополняет представления детей о правилах безопасности, которые нужно соблюдать во время дождя, в метель, во время гололеда, во время подвижных игр в помещении и на игровой площадке, организует их обсуждение, учит прогнозировать последствия несоблюдения. В ходе имитационных упражнений отрабатываются необходимые навыки. С ростом самостоятельности дошкольников при организации подвижных игр акцент делается на формирование умения правильно выбрать место и инвентарь для игры, учитывать погодные условия, оценивать ход игры не только с точки зрения соответствия ее правилам, но и требованиям безопасности. Большое внимание уделяется неукоснительному соблюдению норм безопасного поведения. В этом возрасте дети могут выступать как наставники детей младшей группы при организации подвижных игр.
Приведем примеры подвижных игр для решения задач формирования культуры безопасности дошкольников.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Подвижная игра «Цветные автомобили».
Подвижная игра «Ловкий пешеход»
Подвижная игра «Воробушки кот»
Подвижная игра «Самый быстрый».
Подвижная игра «Автомобиль».
Подвижная игра «Светофор и скорость».
Подвижная игра «К своим флажкам».
Подвижная игра «Нарисуем дорогу».
Подвижная игра «Бегущий светофор».
Подвижная игра «Умелый пешеход».
Подвижная игра «Мяч в корзину».
Подвижная игра «УГАДАЙ-КА»
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»
Подвижная игра «СТОП»
Так же инструктор ФК широко использует в своей практике такие виды работы с детьми, как пешеходные экскурсии, походы, соревнования, спортивные праздники, мероприятия: «Весёлые старты», «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья» и др. Большой интерес у детей вызывают игры-викторины на спортивную тематику, беседы темы: «Режим дня», «Профилактика вредных привычек», «Я и моё здоровье».
"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.



