Конспект НОД по развитию речи
на тему «Мой родной поселок»
(средняя группа)
Задачи: образовательные: расширять знания детей о родном поселке; активировать словарь по теме «Мой поселок»; упражнять детей в составлении рассказов по картинке; закреплять умения узнавать и называть знакомые объекты по фотографии и рассказу;
развивающие: развивать диалогическую речь, внимание, память и мышление, умение обобщать, делать вывод; развивать интонационную выразительность речи; развивать координацию речи с движением; развивать умение детей разгадывать загадки; развивать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них.
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости, любви к своей Родине, к поселку в которым мы живём; вызывать чувства восхищения красотой родного поселка; дать детям представление о значимости своего родного города для каждого человека.
Предварительная работа: беседа о Родине, о поселке, рассматривание альбомов, фотографий открыток, чтение произведений.
Методы и приемы:
•Словесный: (беседы, объяснения, художественное слово, вопросы, советы, напоминание, поощрение, загадывание загадок).
•Наглядный: рассматривание фотографий, картин.
•Практический: Дидактические игры с наглядным материалом.
•Игровой: Сюрпризный момент, физкультминутка.
•Метод контроля: Оценка результатов деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие у вас добрые красивые глаза, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с гостями и окружающим нас миром.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одном краю
Всех я Вас приветствую!
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на фотографии, и скажите, что на них изображено? (ответы детей: достопримечательности нашего поселка поселок Тайжина).
Воспитатель: Как называется поселок, в котором мы живем?
Мы будем говорить о нашем поселке, о самом красивом, о самом любимом.
Ребенок читает стих
Воспитатель: Поселок Тайжина - это наша Малая Родина(показ картинки)
Воспитатель: Что мы называем Родиной -это место где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут мама и папа).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, у дороги
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живем!
Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло письмо. Давайте его почитаем. Здесь говорится о том, что к нам в гости едут дети из самой столицы, из Москвы. Они хотят познакомиться с нашим городом с его достопримечательностями. Я думаю, что нам с вами надо им помочь.
Воспитатель: Что такое достопримечательность? Это красивые, места, которые украшают наш поселок. Есть ли в нашем поселке места, которые бы мы с вами с удовольствием показали.
Воспитатель: Я думаю, что главной достопримечательностью нашего поселка являются люди, живущие здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Все они живут дружно в нашем красивом и уютном в поселке.
Воспитатель: Ребята, а на каком виде транспорта наши гости к нам могут приехать? (На автобусе, на поезде, можно приехать на легковой машине).
Воспитатель: Дети, каждый день вы ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть и показать гостям на улицах нашего поселка? (магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад).
Воспитатель: А теперь я вам загадку загадаю.
Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы. (Дом)
Воспитатель: Где обычно стоят дома? (Вдоль улицы)
Правильно в нашем поселке много улиц разных и у каждой улицы есть свое название.
А вы знаете, на какой улице вы проживаете?
Игра «Назови свой адрес»
Воспитатель: Обойди хоть сто дорог, обогни планету! Наш поселок, наш родной –нет его дороже!
Воспитатель: Ребята, а кто заботится о красоте нашего поселка? (взрослые, люди)
Воспитатель: Как они заботятся?
Ответы детей по картинкам : взрослые высаживают деревья, сажают цветы, убирают мусор, ремонтируют красивые дома
Воспитатель: Какие дома в нашем поселке.
Ответы детей по картинкам: разные высокие и низкие
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение три раза , вы слушайте внимательно. Позже я буду читать начало строчки, а вы будите продолжать стихотворение, как правильно его вначале запомнили.
Воспитатель: Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Высокие и низкие,
Далекие и близкие.
Панельные кирпичные
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.
Игра «Из чего сделан дом?»
Показ картинки: кирпичный дом, из камня, из стекла, из дерева.
Воспитатель: А как мы назовем дом из кирпича? А дом из камня? А дом из стекла? Как называется дом из дерева?
Ответы детей: из кирпича дом называется кирпичный; а дом из камня каменный; дом из стекла стеклянный; дом из дерева называется деревянный.
Воспитатель: Попробуйте отгадать мои загадки, и мы узнаем, какие здания мы покажем нашим гостям. Моя первая загадка.
Это что за чудный дом:
Сто детишек в доме том,
Там детишкам очень рад,
Что же это… (ответ детей: детский сад) картинка
Воспитатель: Ребята, а скажите, как называется наш детский сад и на какой улице он находится?
Ответы детей: Наш любимый Детский сад называется «Ромашка», находится на улице Коммунистическая.
Воспитатель: Слушаем следующую загадку.
В этом доме есть врачи,
Ждут людей, чтоб их лечить
Вам помочь они готовы
Отпускают нас здоровых
Ответы детей: больница.
Воспитатель: Зачем в нашем поселке нужна больница?
Ответы детей: для того чтобы лечить людей; можно было сдать анализы(кровь); на перевязки ходить, если рука сломана; ходить в больницу и ставить уколы; зубы лечить)
Воспитатель: Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет.
Ведь это здание .
Ответы детей: почта.
Воспитатель: Для чего нужна людям почта на поселке?
Ответы детей: заплатить за свет; получить посылку; скинуть деньги на телефон; купить конверт написать письмо; купить журнал, газету и кроссворд; послать бандероль и т.д
Воспитатель: следующая загадка:.
Стоит веселый светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
Ответы детей :школа.
Воспитатель: Ребята, а что делают дети в школе?
Ответы детей: дети учатся, посещают уроки физкультуры; получают знания; учатся считать, писать, читать, решать задачи; участвуют в олимпиадах по математике и в конкурсах, решают тесты.
Воспитатель: Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем.
Там проходим вдоль витрин
И заходим?
Ответы детей: в магазин.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Физминутка «По поселку я шагаю…»
По поселку мы шагаем (шагают)
Много видим, называем (делают бинокль)
Светофоры и машины (едут на машине)
Ярмарки и магазины (делают «крышу»)
Скверы, улицы, мосты (руки в сторону, вперед, «мост»)
И деревья, и кусты (на носочках, присесть).
Воспитатель: Я вижу, что вы с таким интересом рассказывали о своем родном поселке. И мне стало известно, что вы любите свой поселок. Теперь я смело могу отправить письмо, что мы готовы к встрече наших гостей. А теперь я хочу от вас услышать, как надо вести себя в общественном месте. И предлагаю вам игру.
Игра «Можно-нельзя»
• Переходить улицу на красный свет?
• Рвать цветы на клумбе?
• Любоваться цветущей клумбой?
• Сажать деревья и цветы?
• Бросать фантики от конфет?
• Переходить улицу на зеленый сигнал светофора?
• Кричать, шуметь в общественных местах?
• Уступать место в автобусе?
• Разговаривать вежливо в спокойном тоне?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы много сказали хороших и добрых слов о своем поселке.
Воспитатель: Любите свой поселок, любите свою Родину. Берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.
Воспитатель: Ведь будущее зависит от вас, от того, как сильно вы любите свой поселок, свою Родину. Что хорошего можете сделать, когда станете взрослыми? Давайте стараться, чтобы наш поселок был чистым, красивым и пожелаем ему расцвета и благополучия.
Мы живем, мы растем.
В нашем поселке родном,
Для кого-то он большой,
А для нас огромный!
Пусть живет!
Пусть растет!
Поселок наш скромный.
Я предлагаю вам превратиться в маленьких волшебников и помочь нашему городу стать самым красивым (украшение фонтана цветами) используя нетрадиционную технику рисования поролоновыми шаблонами.
Итог: О чем с вами говорили? Что такое Малая Родина? Какой наш поселок? Какое у вас на поселке самое любимое место?