ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий Детским садом №97
Детского сада № 97 комбинированного вида ___________И.А. Никифорова
Протокол №1 от «29» октября 2019г «29» октября 20 г.
Совместная образовательная деятельность с детьми 4-7 лет в части, формируемой участниками образовательных отношений
«Подготовка к обучению грамоте детей разновозрастной группы
с ТНР через использование программно-дидактического комплекта РЕЧЬ ПЛЮС»
Составитель:
Учитель-логопед
Кунгурова Т.Е.
г. Каменск-Уральский
2024-2025 уч. год
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРОЕКТ «ОТ А ДО Я»
Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей к обучению грамоте приобретает особую актуальность. Небольшие отклонения в речевом развитии, не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых парах обучения чтению и письму дети испытывают значительные трудности. И как результат плохая успеваемость, негативное отношение к школе, отклонение в поведении и неврозы.
Еще К. Д Ушинский обращал внимание на обучение грамоте и рекомендовал начинать с анализа звучащего слова. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только, тот кто понял звуко-слоговое строение слова.
В соответствии с ФГОС ДО направление «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:
Дети с тяжелыми нарушениями речи имея проблемы со звукопроизношением и их восприятием, испытывают значительные трудности звукового анализа и синтеза. Ориентируясь только на смысловую сторону не воспринимая фонетическую, т.е. последовательность составляющих звуков в словах. Следовательно обучение грамоте занимает более длительный период.
В связи с этим мною будет реализован проект на группе с тяжелыми нарушениями речи, посредствам инновационного программно – дидактического комплекта «РЕЧЬ ПЛЮС». Данный комплект охватывает все направления речевого развития и позволяет полноценно, грамотно, эффективно сформировать предпосылки к обучению грамоте у детей дошкольного возраста.
Цель: подготовка детей к обучению грамоте.
Задачи для детей:
Задачи для педагога:
Задачи для родителей:
Продолжительность проекта: долгосрочный с 1 октября по 30 мая.
Тип проекта: информационно практико-ориентированный.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети разновозрастной группы, родители.
Материально-техническое обеспечение проекта: столы, стулья (по росту и количеству детей), программно-дидактический комплект «Речь ПЛЮС», маркерная доска, презентации, видео по запланированным темам, картотеки «Физминутки», «Пальчиковая гимнастика», «зрительная гимнастика».
Методы, используемые в работе:
Словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы, используемые в работе:
Беседа, объяснение, сравнение, специально организованные упражнения, проблемные ситуации, мотивирование.
Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная.
Этапы проекта:
1-й этап – подготовительный: сентябрь 2024 года
2-й этап – практический: октябрь 2024 – апрель 2025 года
3-й этап – итоговый: май 2025 год
КТП образовательной деятельности на учебный год
Месяц | Тема занятия | Цель/Задачи | Методическое сопровождение | Работа с родителями |
Сентябрь | 1-2 неделя Диагностика | |||
3неделя Лексическая тема «Осень название деревьев» НОД «Знакомство со звуками и буквами» | Познакомить с понятиями «звук”, “буква” и показать отличие – “звук”, “буква” | Информирование родителей о предстоящем проекте | ||
4 неделя Лексическая тема «Огород. Овощи» Просмотр мультфильма «Гласные и согласные звуки» НОД «Гласные и согласные звуки» | Познакомить детей с понятием «гласный»-«согласный» звук | Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам -Маам.ру(maam.ru) | Приобретение родителями речевых тетрадей для детей | |
Октябрь | Лексическая тема «Обувь» НОД «Что такое слог?» | Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове | конспектНОДпо грамоте. слог.Деление слов на слоги. старшая группа. | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) | Создание индивидуальных экранов в раздевалке для взаимодействия родителя с ребенком, по закреплению полученных знаний |
2 неделя Лексическая тема «Лес. Грибы, ягоды» НОД «Звуковой анализ слова»; Речевая тетрадь с. 3 «Знакомство с Диной и Димой» | Развивать фонематическое восприятие | https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2019/12/05/konspekt-otkrytogo-logopedicheskogo-zanyatiya-po-teme; Речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы | |
3 неделя Лексическая тема «Игрушки» Карточки для педагога №4 «Сороконожки подарки»; Речевая тетрадь с. 4-5 | Закрепить навык деления слов на слоги | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы | |
4 неделя Лексическая тема «Одежда» Карточка для педагога № 4 «Что я задумал?» № 7 «Звуки и слоги» (гласные звуки) № 8 «Угадай что я сказал -1?» Речевая тетрадь стр. 4 «Звуки и буквы» | Закрепить навык деления слов на слоги; Развивать умение выделять гласный звук в начале слова; Формировать умение различать слова близкие по звуковому составу | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Размещение стендовой информации «Игры со звуками, словами, предложениями» | |
Ноябрь | 1 неделя Лексическая тема «Обувь» Карточка для педагога № 5 «Пишем, как сороконожка» № 7 «Звуки и слоги» (согласные звуки) № 8 «Угадай что я сказал -2?» Речевая тетрадь с.10-11 | Закрепить навык деления слов на слоги; Развивать умение выделять согласный звук в начале слова; Формировать умение различать слова близкие по звуковому составу; Изучить букву «А» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы |
Лексическая тема «Посуда» Карточка для педагога № 5 «В каком слове больше слогов?» № 7 «Звуки и слоги» (гласные звуки) № 8 «В каком слове есть звук?» Речевая тетрадь с.12-13 | Закрепить навык деления слов на слоги и сравнение их по количеству; Развивать умение выделять гласный звук в конце слова; Развивать навык различения схожих по звучанию звуков; Изучить букву «И» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
3 неделя Лексическая тема «Комнатные растения» Карточка для педагога № 6 «Сортировка по количеству слогов» № 7 «Звуки и слоги» (гласные звуки) № 10 «Охота на картинки» Речевая тетрадь с.14-15 | Закрепить навык деления слов на слоги; Учить соотносить слова со схемой; Развивать умение выделять гласный звук в середине слова; Формировать навык подбирать слова на заданный звук. Изучить букву «М» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
4 неделя Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Карточка для педагога № 10 «Прочитай по губам» Карточка № 6 «Мемори по слогам» № 7 «Звуки и слоги» (гласные звуки) Речевая тетрадь с. 16-17 | Формировать умение определять звук по артикуляции (без голоса); Развивать умение выделять согласный звук в конце слова; Продолжать развивать навык деления слов на слоги; Изучить букву «Д» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы; Размещение стендовой информации для родителей «Что нужно знать при обучении ребенка грамоте» | |
Декабрь | 1 неделя Лексическая тема «Зима» Карточка для педагога № 11 «Первый звук появись» №6 «Заполни игровое поле» № 14 «Какое слово я сказал? Речевая тетрадь с. 18-19 | Развивать навык определения первого звука в слове; Развивать умение выделять согласный звук в конце слова; Учить детей составлять слова из звуков; Изучить букву «Н» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы |
2 неделя Лексическая тема «Дикие животные» Карточка для педагога № 13 «Заколдуй последний звук» № 15 «Какую карточку я загадал?» № 17 Выкладываем звуки фишками» (слова из 3 звуков) Речевая тетрадь с. 20-21 | Развивать навык определения последнего звука в слове; Развивать умение определять звук в конце слова; Формировать навык раскладывания слов на звуки; Выкладывание звуковой схемы слова фишками; Изучить букву «О» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
3 неделя Лексическая тема «Домашние животные» Карточка для педагога №15 Заколдуй звук в середине слова» №15 «Подари картинку» № 17 Выкладываем звуки фишками» (слова из 4 звуков) Речевая тетрадь с.24-25 | Учить детей образовывать новое слово путем замены звука в середине слова; Формировать умение раскладывать слова на звуки; Выкладывание звуковой схемы слова фишками; Изучить букву «С» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Лексическая тема «Новый год» Карточка для педагога № 16 «Коробка со словами» № 17 Выкладываем звуки фишками» (слова из 5 звуков) № 18 «Нарисуй звуковую схему слова» Речевая тетрадь с. 26-27 | Формировать умение раскладывать слова на звуки; Выкладывание звуковой схемы слова фишками проверка звуковой схемы, рисование звуковой схемы Изучить букву «У» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы; Индивидуальные консультации для родителей о пройденных этапах обучения грамоте и предстоящих задачах | |
Январь | 2 неделя Карточка для педагога № 17 Выкладываем звуки фишками» (слова из 6 звуков) № 18 «Какое слово длиннее?» Речевая тетрадь с. 28-29 | Выкладывание звуковой схемы слова фишками проверка звуковой схемы; Формировать умение сравнивать слова по длине (по количеству звуков) Изучить букву «Л» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы |
Лексическая тема «Труд на селе зимой» Карточка для педагога № 17 Выкладываем звуки фишками» (слова из 7звуков) № 19 «Знаешь этот звук?» № 18 «Рыбалка» Звуковая схема слова Речевая тетрадь с 30-31 | Выкладывание звуковой схемы слова фишками проверка звуковой схемы, определение звука, который обозначает конкретная фишка; Формировать умение подбирать звуковую схему к слову | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
4 неделя Лексическая тема «Профессии взрослых» Карточка для педагога № 19 «Заколдуй фишку в слове» № 20 «Соотнесение первого звука в слове с буквой» № 20 «Чья буква?» Речевая тетрадь с. 32-33 | Выкладывание звуковой схемы слова фишками проверка звуковой схемы, определение звука, который обозначает конкретная фишка; Установление звуко-буквенных соответствий»; Изучить букву «К» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы Размещение стендовой информации «Игры на развитие фонематического восприятия» | |
Лексическая тема «Профессии на транспорте» Карточка для педагога № 21 «Игра с буквами загружаем пароход» № 22 «Рыбалка. Составь слово из букв» (слова из 3 букв) № 23 «Соотнесение первого звука в слове с буквой» Речевая тетрадь с.34-35 | Установление звуко-буквенных соответствий, подбор слов с заданным звуком в начале слова; Формировать умение выкладывать слова из заданного набора букв на основе звукового анализа; Изучить букву «Т» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Февраль | 1 неделя Лексическая тема «Мы читаем знакомство с творчеством С. Я. Маршака» Карточки для педагога № 21 «Башни над буквами» № 22 «Рыбалка. Составь слово из букв» (слова из 4 букв) № 23 «Чья буква?» Речевая тетрадь с.36-37 | Формировать навык становления звуко-буквенных соответствий, подбор слов с заданным звуком в начале слова; Изучить букву «Э» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы |
2 неделя Лексическая тема «Транспорт» Карточки для педагога № 22 «Рыбалка. № 22 «Составь слово из букв» (слова из 5 букв) № 24 «Озвучь букву» Речевая тетрадь с. 40-41 | Формировать навык установления звуко-буквенных соответствий, подбор слов с заданным звуком в начале слова; Формировать умение выкладывать слова из заданного набора букв на основе звукового анализа; Изучить букву «Р» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Лексическая тема «Наша армия» Карточки для педагога № 25 «Звук – буква» № 25 «Звук в начале, середине, конце» № 28 «гласный-согласный» Речевая тетрадь с. 42-43 | Формировать навык становления звуко-буквенных соответствий, подбор слов с заданным звуком в начале слова; Развивать навык определения места звука в словах; Развивать навык различения гласных и согласных звуков; Изучить букву «Й» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
4 неделя Лексическая тема «Ранняя весна» Карточки для педагога № 29 «Твердый- мягкий» № 32 «Замени фишку на букву» Речевая тетрадь с.44-45 | Развивать навык различения твердых и мягких согласных звуков; Развивать умение выполнять звуковой анализ слова; Закреплять умение определять последовательность звуков в слове; Изучить букву «Е» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы; Обновление стендовой информации «Нескучное обучение грамоте» | |
Март | 1 неделя Лексическая тема «Весна. «Мамин праздник» Карточки для педагога № 30 «Звонкий-глухой» № 33 «Коробочки со словами № 34 «Слово превращается» Речевая тетрадь с.46-47 | Развивать навык различения звонких глухих согласных звуков; Формировать умение выкладывать слова из заданного набора букв; Развивать навык образования новых слов путем замены одной буквы; Изучить букву «П» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы |
2 неделя Лексическая «Мы читаем, Знакомство с творчеством К. И. Маршака» Карточки для педагога № 33 «Рыбалка. Составь слово из букв» № 34 «Найди ошибку в слове» Речевая тетрадь с.50-51 | Формировать умение выкладывать слова из заданного набора букв; Развивать умение выполнять звуковой анализ слова; Изучить букву «З» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбки» Карточки для педагога № 35 «Пишем каждый день» № 38 «Звук-буква» № 40 «Алфавит» Речевая тетрадь с.52-53 | Формировать навык выкладывание слова/ фразы по образцу или на основе звукового анализа; Установление звуко-буквенных соответствий; Формировать навык различения графического образа буквы; Развитие графомоторных навыков; Изучить букву «Г» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы; | |
Лексическая тема «Наша Родина – Россия» Карточки для педагога № 40 «Напечатаю слово» № 42 «Подбери слова со слогом» Речевая тетрадь с.54-55 | Развивать навык печатанья слов по образцу или на основе звуко-буквенного анализа; Развивать умение подбирать слова на заданный слог; Изучить букву «Б» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы; | |
Апрель | 1 неделя Лексическая тема «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова» Карточки для педагога № 43 «Отгадай по описанию» № 43 «Чья буква?» № 44 «Алфавит» Речевая тетрадь с. 58-59 | Развивать навык составления описания и определения количества слогов; Установление звуко-буквенных соответствий; Формировать навык различения графического образа буквы; Изучить букву «Ы» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы |
2 неделя Лексическая тема «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Л. Барто» Карточки для педагога № 44 «Азбука» № 45 «Звук-буква» № 46 «Гласный-согласный» Речевая тетрадь с. 60-61 | Формировать навык различения графического образа буквы; Установление звуко-буквенных соответствий; Развивать навык различения гласных и согласных звуков; Изучить букву «В» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Лексическая тема «Правила дорожного движения» Карточки для педагога № 45 «Буква-звук-слово» № 47 «Звонкий-глухой» № 50 «замени звук на букву» Речевая тетрадь с. 62-63 | Установление звуко-буквенных соответствий; Развивать навык подбора слов на заданный звук; Развивать навык различения звонких и глухих согласных звуков; Развивать умение выполнять звуковой анализ слова; Изучить букву «Я» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Лексическая тема «Перелетные птицы» Карточки для педагога № 51 «Коробочка со словами» № 53 «Найди ошибку в слове» Речевая тетрадь с. 64-65 | Развивать навык печатанья слова из заданного набора букв; Развивать умение выполнять звуковой анализ слова; | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Май | 1 неделя Лексическая тема «Насекомые» Карточки для педагога № 54 «Разгадай кроссворд» № 54 «Слово превращается» Речевая тетрадь с. 66-67 | Развивать навык печатанья слова из заданного набора букв; Развивать навык образования новых слов путем замены одной буквы; Изучить букву «Ю» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы; |
2 неделя Лексическая тема «Лето. «Цветы на лугу» Карточки для педагога № 62 «Выразительность речи» № 64 «Спрячь игрушку и скажу в рифму» Речевая тетрадь с. 68-69 | Развивать умение произносить слова с разной интенцией; Развивать понимание и употребление пространственных предлогов в монологической речи; Изучить букву «Ч» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Открытое СОД для родителей | Представление полученных знаний для родителей на конец учебного года в рамках проекта с использование программно-дидактического комплекта «Речь Плюс» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы | |
Карточки для педагога № 68 «Все слова на звук» № 68 «Найди рифму на картинке» № 68 «Что я задумал?» Речевая тетрадь с. 70-71 | Развитие навыка подбора слов на заданный звук в конце слова; Учить подбирать слова-рифмы; Развивать навык деления слов на слоги; Изучить букву «Ш» | Карточки для педагога, речевая тетрадь | Задание на рабочем листе по закреплению изученной темы; Повторение изученной буквы на экране взаимодействия в раздевалке группы |
Планируемый результат
У детей:
У родителей:
Профессиональные: