Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №115”
Конспект занятия
по «Художественно – эстетическому развитию»
на тему: «Золотая Хохлома»
(подготовительная группа)
Выполнил:
Воспитатель первой квалификационной категории
Подготовительная группа №7
Кудряева Ю.Е.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Словарная работа:
Методы и приемы:
Наглядный метод:
Словесный метод:
Практический метод:
Игровой метод:
Материал и оборудование:
Ход занятия:
1 этап: создание поли мотивационной основы детской деятельности.
Звучит песня «Золотая Ярмарка».
В группе организована выставка хохломских изделий, внесены иллюстрации с изображением хохломской посуды, картины художников для вдохновения.
Воспитатель надевает фартук, расписанный хохломской росписью.
Дети обращают внимание на изменение в одежде воспитателя, задают вопросы.
Музыка выключается.
В-ль: ребята, какие вы любознательные, внимательные,
отгадайте загадку:
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым – земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это?
Дети: Хохлома.
В-ль: молодцы, это Хохлома.
- недавно я со своими коллегами ездила на экскурсию в Ковернино, на родину Хохломы, где мастера подарили мне такой красивый, яркий, расписной фартук.
- а вы хотите попасть в волшебную, сказочную страну Золотой Хохломы, страну музыки и ярких красок?
Дети: да.
В-ль: закройте покрепче глазки, а на счёт пять – откройте.
Дети закрывают глаза, считают.
Звучит тихая народная музыка.
2этап: обеспечение условий овладения представлениями, умениями, навыками.
В-ль: ребята, посмотрите, как красиво вокруг,
мы словно попали в царство, в чьё царство?
Дети: Хохломы.
Воспитатель читает стихотворение «Хохломская роспись»:
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
П. Синявский.
В-ль: ребята, чем вас впечатляет Хохломская роспись?
какая она на вид?
Дети: яркая, красивая, расписная, праздничная, веселая, блестящая, радостная, сказочная, золотая.
В-ль: как вы думаете, почему называют Хохлому Золотою?
Ответы детей.
В-ль: в Хохломской росписи есть золотой цвет, на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.
- полюбуйтесь картинами художников, рассмотрите их и скажите, какие ещё цвета используют мастера в Хохломской росписи?
Дети: красный, жёлтый, чёрный, зелёный.
В-ль: Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.
- Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красива.
- ребята, возьмите в руки по одному изделию и назовите его.
Дети: ваза, горшок, ложка, чашка, тарелка, кружка…
«Назовите посуду ласково».
Дети: вазочка, горшочек, ложечка, чашечка, тарелочка, кружечка…
В-ль: из чего изготовлена посуда?
Дети: из дерева.
В-ль: помогите мне вспомнить, какие элементы узора используются на этой посуде? «Назовите элементы ласково».
Дети: ягодки, травинки, кустики, усики, завитки, осочки, цветочки, листики, трилистники, капельки.
В-ль: какие ягодки рисуют мастера?
Дети: малину, клубнику, рябину, бруснику, вишенки, крыжовник.
В-ль: Раз, два, три, четыре, пять,
Предлагаю поиграть,
Элементы отыскать.
Дидактическая игра «Найди элемент росписи»
Раз, два, три, Рома, завиток найди.
Раз, два, три, Соня, травинку найди.
Раз, два, три, Женя, капельку найди…
Воспитатель за каждый правильный ответ поощряет детей фишками с изображением элементов хохломской росписи.
В-ль: молодцы, ребята.
- вспомните, как ранее мы рисовали элементы Хохломы и прорисуйте их в воздухе.
Воображаемая ситуация - «Рисование узоров в воздухе».
Дети выполняют движения руками, имитируя рисование узоров.
В-ль: здорово, присаживайтесь и послушайте легенду:
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец.
Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.
Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.
Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил.
Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».
- была и еще одна история в селе Хохлома:
«Жил мужичок, у которого большого богатства не было.
Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой.
Как-то спросил один барин:
- что же ты так хвалишь свое искусство?
Мужичок ответил:
- Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит.
И то правда, опустишь в воду – не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи - не горит.
Вот так и прославился мастер в селе Хохлома, и сейчас его помнят».
В-ль: ребята, а вот мастера хохломской росписи из Ковернино, по-моему, что-то положили мне в карман расписного фартука, посмотрим?
Дети: да.
Воспитатель достаёт из кармана конверт, расписанный хохломской росписью, в котором - письмо и вырезанные из плотной бумаги силуэты разной посуды, удивляется, вызывая интерес и положительные эмоции у детей.
Читает письмо детям:
Дорогие ребята, здравствуйте.
Пишут вам художники-мастера.
Мы знаем, что вы знакомы с нашей сказочно красивой росписью.
Знаем, что умеете рисовать, как настоящие художники.
Просим вас помочь расписать посуду Хохломской росписью для выставки на Ярмарку.
В-ль: поможем?
Дети: да.
В-ль: молодцы, ребята, вы добрые и отзывчивые.
- пожалуйста, художники, проходите в творческую мастерскую.
3 этап: обеспечение практической деятельности детей.
Дети рассаживаются за предварительно оборудованные столы для творчества.
В-ль: юные мастера, вспомним последовательность рисования хохломских узоров.
- что рисуем сначала?
Дети: фон и кайму изделий.
В-ль: что мы рисуем потом?
Дети: завиток, изогнутую веточку.
В-ль: почему?
Дети: завиток – главный элемент хохломской росписи, на нём рисуют все остальные элементы.
В-ль: что изображаем на завитке сначала, что потом?
Дети: сначала крупные элементы – ягодки, листики, потом мелкие элементы – осочки, капельки.
В-ль: как рисуем травинки, завитки?
Дети: концом тонкой кисти, чередуя цвета.
В-ль: что используем для рисования ягодок?
Дети: кисть, тычок.
В-ль: какие цвета используем?
Дети: золотой, жёлтый, красный, чёрный, зелёный.
В-ль: молодцы, всё знаете.
- разомнём пальчики перед росписью:
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
(смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
(потирание ладоней).
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки ладоней)
Не сидится им опять.
(встряхивание кистями)
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
В-ль: юные художники, теперь смело приступайте к расписыванию посуды, обращайте внимание на фишки с изображением силуэтов росписи, не забывайте кисть держать прямо, элементы рисовать концом кисти.
Дети выполняют самостоятельную продуктивную деятельность под тихую, спокойную рус. народную мелодию «Гусли».
Воспитатель во время рисования проводит индивидуальную работу с детьми, следит за правильной осанкой, за размещением центрального завитка, за различным изображением элементов, за правильным подбором средств изображения ягодок и листиков.
Поощряет детей.
4 этап: создание условий для представления детьми результатов своей практической деятельности.
В-ль: ребята, какая яркая, красочная, праздничная получилась расписная посуда – настоящая Золотая Хохлома.
- у каждого изделия – свой, неповторимый узор.
- разместите работы на выставке.
Дети прикрепляют рисунки на магнитную доску, рассматривают, презентовывают свою работу, анализируют её и работы сверстников.
В-ль: спасибо, ребята, за красивую выставку хохломской посуды, все постарались на славу, как настоящие художники – мастера.
Звучит песня «Золотая Ярмарка».
Дети танцуют танец «Карусель», изученным на музыкальном занятии.
Расписанные силуэты посуды вносятся в сюжетно – ролевые игры.
.