Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обобщение опыта по теме "Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством социальных акций"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством социальных акций»

Автор опыта:

Киреева Надежда Юрьевна

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР - д/с «Золотой ключик» г. Зернограда

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология опыта…………………………………………………..…..……..…..8

Результативность опыта………………..…………………………….………….14

Библиографический список…………………………………………..…………16

Приложение к опыту……………………………………………………………18

РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Роль дошкольного воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети еще в дошкольном возрасте, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает формирование различных знаний у ребенка, в том числе, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Огромная роль в реализации этой задачи отводится экологическому образованию детей. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

В связи с этим экологическое образование является одной из актуальных проблем современности.

Для изучения исходного уровня сформированности экологических представлений дошкольников был использован диагностический инструментарий, разработанный на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. (Приложение №1).

Результаты диагностики показали следующие результаты: у 12% детей выявлен высокий уровень сформированности экологических представлений, средний у 30% и низкий у 68% детей.

Проведенный опрос среди родителей (законных представителей) воспитанников в форме анкетирования показал, что родители мало уделяют внимания формированию знаний об экологии. Они оправдывают это своей занятостью на работе, или своей неграмотностью в этом вопросе (Приложение №2).

Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы, определилась необходимость в поиске инновационных форм работы, позволяющих сформировать экологическую культуру дошкольников.

Актуальность опыта

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Несмотря на систематическую работу, которая ведется в ДОО по экологическому образованию детей, были выявлены противоречия:

Данные противоречия трансформируется в актуальную проблему и необходимость их практического разрешения.

Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям социума. Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей. В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует педагогов на активное включение в образовательную деятельность родителей (законных представителей) воспитанников, социума с использованием инновационных форм работы, одной из которых является акция.

Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в раскрытии педагогических возможностей социальной акции как интерактивной формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и социума в экологическом образовании дошкольников.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2021 по 2023 год и включает три этапа:

I этап – аналитико-диагностический – сентябрь 2021 года – декабрь 2021 года. Данный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, создание развивающей предметно – пространственной среды, выявление уровня сформированности у дошкольников представлений об экологической культуре.

II этап – формирующий – январь 2022 года – февраль 2023 года. В рамках данного этапа были разработаны и апробированы в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума: перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологической культурой, акции, направленные на привлечение внимания детей, родителей (законных представителей), социума к вопросам экологических проблем.

III этап – аналитико-обобщающий – март 2023 года – сентябрь 2023 года. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной интерактивной формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников, социума для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта представлен системой работы педагогов ДОО и социума по экологическому образованию дошкольников посредством проведения социальных акций.

Теоретическая база опыта

Проблема экологического образования отражается в ряде исследований отечественных философов и педагогов как приоритетная позиция (А.А. Вербицкий, В.И. Вернадский, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, В.А. Игнатова, В.А. Кобылянский, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев, Г.В. Платонов и др.). Экологическое образование является системообразующим компонентом образовательного процесса, который определяет его стратегические цели и ведущие направления, создает интеллектуальную, нравственную и духовную основы [2].

На этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо. Происходит постепенный переход от эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой обитания и различными ее представлениями до осознанного понимания этого взаимодействия (Н.Ф. Виноградова) [1].

Экологическую культуру дошкольников Н.А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются:

Николаева С.Н. считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников - это становление осознанно-правильного отношения к природе [12]. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного - правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе. Возможность усвоения таких знаний детьми доказана педагогическими исследованиями многих ученых (И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдуровой).

В концепции экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие «экологическая культура» соединяет в себе знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.

Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [18].

Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека. Свое начало оно берет в дошкольном детстве, в процессе экологического образования, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

Автором опыта представляется возможным использование для экологического образования дошкольников в условиях взаимодействия с социумом такой интерактивной формы работы, как акции.

Акция – социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, цель которой – привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, распространение информации среди разных групп населения, содействие формированию общественного сознания. По мнению О.Б. Тебеньковой использование социально-значимых акций является эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста по различным направлениям деятельности, в том числе и в рамках формирования экологической культуры [3].

Природоохранные акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их ценными. Дети дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность [3].

Новизна опыта заключается в разработке и апробации системы работы дошкольного образовательного учреждения и социума по формированию у дошкольников экологической культуры при подготовке и проведении современных форм социально-значимых акций.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях ДОО, начальной школы, учреждениях дополнительного образования. Опыт охватывает всех участников образовательного процесса и может быть интегрирован в другие интерактивные формы взаимодействия.

РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель опыта – экологическое образование дошкольников в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума посредством организации и проведения социальной акции.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

- экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;

-обеспечение овладения ребенком основными экологически-культурными способами осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для экологического сознания, элементов экологической культуры;

- формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях;

- развитие мотивации к экологической деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее природосохранности для себя и окружающих;

- формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, преобразовывать способы решения задач в соответствии с особенностями ситуации в различных видах деятельности;

- формирование активной жизненной позиции у дошкольников в процессе проведения акций;

- повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, представителей социума в экологическом образовании дошкольников за счет вовлечения всех субъектов взаимодействия в единое социокультурное пространство.

Основные принципы, которые легли в основу опыта:

- субъект–субъектный характер взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- принцип научности, природосообразности;

- принцип учета объективных потребностей, мотивов детей, индивидуальной комфортности;

- принцип событийности;

- принцип вариативности;

- принцип командности;

- принцип наглядности и зрелищности;

- принцип обратной связи.

Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения акции.

В экологическом образовании дошкольников используются как традиционные, так и инновационные формы и методы работы: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры; экскурсии и конкурсы; викторины и тематические занятия-развлечения; семейные гостиные; совместные праздники с воспитанниками и их родителями; тематические кукольные спектакли; проекты с использованием ИКТ. Одной из наиболее эффективных форм пропаганды экологической культуры среди детей и их родителей в ДОО являются тематические акции.

Система работы по данному направлению заключается в подготовке и проведении совместных акций с привлечением воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников, социальных институтов.

Работа по реализации данного опыта осуществлялась в несколько этапов.

Предварительный этап.

Для проведения социальных акций проводилась предварительная работа:

- разработан пакет нормативно-правовых документов (Положение о социальной акции, приказы, планы взаимодействия ДОУ и социума) (Приложение №3);

- проведен анализ состояния взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников, социумом (определение степени включенности родителей и социума в работу по экологическому образованию дошкольников: акции, конкурсы, проекты);

- составлен календарно-тематический план проведения акций (Приложение №4);

- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая повышению компетентности детей, педагогов, родителей по экологическому образованию дошкольников (уголок природы, экологическая тропа, огород, теплица, сад).

На втором этапе осуществлялась непосредственная подготовка к проведению акций. Социальная акция представляет собой одно или несколько мероприятий, логически связанных и объединенных конечной целью.

В соответствии с целевой аудиторией проводимых акций формулировались задачи. С воспитанниками проводилась предварительная работа посредством просмотра видеофильмов, презентаций, наблюдений, подготовки тематических выставок, определялись основные задачи акции, разрабатывался маршрут.

Акции, целевой аудиторией которых стали родители (законные представители) воспитанников, решали задачи пропаганды экологической культуры самими родителями, так как именно они в этом возрасте являются основным объектом для подражания.

При подготовке и проведении акций можно условно выделить основные этапы:

I этап: подготовительный - организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

II этап: основной - реализация сценария непосредственно акции.

III этап: аналитический - подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив.

Ежегодная акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!» (Приложение №5) была направлена на призыв собрать для вторичной переработки бумагу, бывшую в употреблении, для получения новой продукции. Люди, принимая активное участие в акции, часто не задумываются в чём важность сдачи бывшей в употреблении бумаги. В ДОО был организован пункт приема макулатуры. Участники акции раздавали листовки с призывом «Сдай макулатуру - спаси дерево!».

В рамках Года Экологии проходила акция «Подарим книге новую жизнь - спасём одно дерево!». Целью данной акции являлось формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, сохранения ее богатства, воспитание бережного отношения к деревьям. В ходе акции воспитанники узнали о том, как и появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Им был продемонстрирован познавательный фильм «История создания книги», а в мастерской по ремонту книг дети оказались в роли книжных «докторов» и сами лечили «больные» книжки: подклеивали, приводили в порядок обложки книг, рассказывали о бережном отношении к книгам.

Цель Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы» - развивать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения у воспитанников ДОУ; уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе; ознакомление детей с разнообразием окружающего мира, деятельности человека в природе. Во время акции ребята познакомились с образами сказочных героев - друзей и защитников природы - Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой. В рамках проведения данной акции, с целью экологического просвещения, формирования ответственного экологического поведения, воспитанники приняли участие во Всероссийском экологическом уроке «Эколята – молодые защитники природы» и во Всероссийской экологической олимпиаде «Эколята – молодые защитники природы», цель которой – выявление наиболее экологически грамотных детей, повышение естественнонаучной грамотности обучающихся (Приложение №6).

Всероссийская акция «Живи, лес!» служит хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Ребята, в ходе беседы, вспомнили о значении леса в жизни человека, правила поведения в лесу. С интересом приняли участие в дидактических играх «С какого дерева листок», «Узнай дерево» и оказали посильную помощь в посадке деревьев на территории нашего образовательного учреждения - посадили ясень на участке группы. Ведь дерево – это символ жизни и познания (Приложение № 7).

Природоохранная акция «Покормите птиц зимой!» является ежегодной и направлена на оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи. Совместная деятельность со всеми участниками образовательных отношений была направлена на изготовление кормушек для птиц и их размещение в разных местах нашего детского сада, заготовки корма для птиц, чтобы была возможность их подкормить в холодное время года (Приложение № 8).

Организаторами акции «Сдай батарейку - сохрани природу!» выступили департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области совместно с компанией ООО «Дюрасселл Раша». К участию в акции были приглашены родители (законные представители) воспитанников ДОУ и педагоги образовательной организации (Приложение № 9).

Акция «Елочка, живи!» направлена на привлечение внимания к проблеме сохранения лесных ресурсов, охране хвойных пород деревьев в период новогодних праздников. Родителям воспитанников ДОУ вручались знаки, сделанные своими руками и запрещающие вырубку деревьев, Создавались видеоролики с призывом и просьбой сохранить хвойные породы деревьев в период новогодних праздников, с последующим их размещением на официальных страницах Учреждения и в социальных сетях (Приложение № 10).

Семейная акция «День рождения Снеговика» направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, на развитие у детей воображения, мышления, памяти, творческих способностей. Дошкольники, совместно с родителями, дома изготовили Снеговиков из различных материалов и оформили тематическую фотовыставку «Наш веселый Снеговик», которая стала украшением детского сада (Приложение № 11).

Целью акции «День птиц» стало привлечение внимания взрослых и детей к прилету перелётных птиц, воспитание бережного и внимательного отношения к природе и любви к родному краю. Участниками акции стали семьи наших воспитанников. Родителям и детям было предложено принять участие в птичьих хлопотах и помочь скворцам, построить для них уютные домики - скворечники. Ведь если птицы поселятся рядом с нами, то за их жизнью ребятам будет удобнее наблюдать, а не только рассматривать на картинках. В каком восторге были наши дети, когда с гордостью приносили в группу «птичьи домики», сделанные заботливыми руками родителей (Приложение № 12).

Акция «День Земли» приурочена к Международному дню Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. Воспитанники группы и их родители с удовольствием приняли участие в данной акции. Дети, совместно с родителями, нарисовали рисунки, в которых попытались передать призыв к бережному отношению к окружающему миру и планете Земля (Приложение № 13).

Благодаря акции «День добрых дел» дети узнали на собственном опыте, что их хорошие поступки несут людям добро. В ходе беседы ребята попытались самостоятельно дать определение слову «доброта», перечислили, какие добрые дела экологической направленности по силе дошкольникам и пришли к выводу, что в их силе навести порядок на своем участке (убрать веточки, почистить дорожки, посадить цветы), а также помочь убрать участок малышам – детям младшей группы.

РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Объединение разнообразных форм работы с детьми, включённость и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на заключительном этапе обеспечили интеграцию образовательных областей, различных видов детской деятельности, позволили осуществить комплексный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Итоговая диагностика уровня сформированности представлений дошкольников об экологической культуре на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой выявила следующую динамику: высокий уровень - 65% детей, средний - 20%, низкий уровень - 15%.

Мониторинг уровня сформированности навыков экологической культуры

Данные диагностики дают основание считать, что у дошкольников в достаточной степени сформированы навыки экологической культуры. Дети включают освоенные знания и умения в игровые моделирующие ситуации.

Опыт показывает, что социальные акции являются одним из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста.

Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности. Практическая ориентированность этой формы работы запускает механизм трансформации знаний в личное отношение к социальной проблеме.

В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интеграции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.

Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности.

Результативность опроса родителей (законных представителей) воспитанников выявила положительную динамику в стремлении активно взаимодействовать с дошкольным образовательным учреждением в вопросах формирования экологической культуры у ребенка посредством участия в акциях.

С помощью социальных акций, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты.

Перспективность опыта заключается в дальнейшей разработке и применении социальных акций при формировании у дошкольников основ экологического образования, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1 - Диагностика экологических знаний дошкольников, разработанная на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой

Приложение №2 - Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Приложение №3 - Календарно-тематический план по экологическому воспитанию с воспитанниками старшего дошкольного возраста

Приложение №4 - Примерный план проведения социальных акций

Приложение №5 - Сценарий социальной акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!».

Приложение №6 – Сценарий социальной акции «Эколята –защитники Природы»

Приложение № 7 – Сценарий Всероссийской акции «Живи, лес!»

Приложение № 8 - Сценарий природоохранной акции «Покормите птиц зимой!»

Приложение № 9 - Сценарий акции «Сдай батарейку - сохрани природу!»

Приложение № 10 - Сценарий социальной акции «Елочка, живи!»

Приложение № 11 – Сценарий семейной экологической акции «День рождения Снеговика»

Приложение № 12 – Сценарий социальной акции «День птиц»

Приложение № 13 – Сценарий акции «День Земли»

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.01.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области