Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57551 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Экологический проект "Насекомые"

Цель проекта формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. Задачи проекта - Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни. - Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы. - Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы. - Развивать познавательный интерес к насекомым. - Развивать речь детей, активизировать словарный запас. - Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Актуальность

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять, как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях. Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.  Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой станице, деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. А для чего нам насекомые? В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества. Так кто же они - друзья или враги? Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.

И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в

природе.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого

его уникальность.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых,

гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о

сохранении природы.

Задачи проекта:

- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о

местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах

передвижения, условиях жизни.

- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-

следственные связи между объектами живой природы.

- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой

природы.

- Развивать познавательный интерес к насекомым.

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость

Продолжительность проекта: 2 недели.

Участники проекта: дети 4 -5 лет, воспитатель, родители воспитанников,

Предполагаемый результат:

- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы

- насекомым.

- Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные

признаки.

- Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.

- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием

опорной схемы.

- Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым,

бережно относиться к ним и к природе.

– Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать

выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на

полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках

по отношению к ним.

– К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение

родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского

сада.

Ресурсное обеспечение:

Кадровый потенциал:

• Воспитатели

• Родители

• Дети

Материально-техническая база:

- экологический центр в группе;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины;

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы насекомых, шапочки для подвижных игр.

Методическое:

• теоретическая и методическая литература,

• периодическая печать,

• материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

• Интернет-сайты;

• Выпуск фотоотчетов;

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала,

энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с

детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных

игр по теме. Подбор музыкальных произведений. Изготовление настольных

игр (разрезные картинки, раскраски). Разработка занятий и бесед о

насекомых.

Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме

«Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых

игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и

беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности

детей. Изготовление поделок и творческих работ.

Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного

материала и энциклопедических книг вместе с детьми; организация

выставки совместных работ «О многих шестиногих», консультация на тему:

«Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление альбома

о насекомых.

Заключительный этап: Выстовка работ «О многих шестиногих», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», совместное создание альбома «Удивительный мир насекомых».

Формы и методы реализации проекта:

• работа на занятиях;

• рисование на природе

• наблюдения, целевые прогулки;

• индивидуальная работа с детьми;

• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;

• чтение художественной литературы;

• утренние беседы;

• работа в книжном уголке;

• тематические выставки;

• взаимодействие с семьей.

Предварительная работа:

Продукт проектной деятельности:

Выставка работ: «О многих шестиногих»

Проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?» (Приложение 1), изготовление альбома «Удивительный мир насекомых», консультация для родителей.

Основные направления реализации проекта:

Этапы проекта

Участники

1.

Организационно-подготовительный этап

1.

Беседа с детьми по теме: «Каких насекомых ты знаешь?» с целью выяснения представлений о насекомых  и их  особенностей.

Воспитатель, дети

2.

-Изучение методической литературы.

-Подготовка оборудования и материалов, подбор музыки, подвижных игр, дидактических игр, картин, фотографий, презентаций, оформление предметно-развивающей среды.

- Помощь родителей в заготовке иллюстративного материала и

энциклопедических книг для проекта.

Воспитатель,

родители

3

- Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы

Воспитатель,

родители

4.

Консультации в родительский уголок:

- «Воспитание у детей любви к родной природе»,

- «Первая помощь при укусах насекомых».

Воспитатель,

родители

2

Основной  этап

1.

- К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».

- В. Татарников «Зажжужала тут оса».

- П. Синявский «Страшная история».

- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».

- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

- В. Митько «Я кузнечика ловил».

- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

- В. Бианки «Приключения муравьишки».

- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

- В. Песков «Лечебница под сосной».

- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик»,

«Майский жук»).

- В. Степанова «Стрекоза».

- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Воспитатель , дети, родители

2.

НОД

- Аппликация: «Бабочка».

- Лепка: «Удивительный мир насекомых».

- Рисование:" Бабочки-красавицы"

- Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики».

- Ознакомление с окружающим миром: "Чудо-бабочки", "В гости к хозяйке луга"

- Развитие речи "Эти удивительные насекомые" 

Воспитатель и дети

3.

Беседы:

- «Какую пользу приносят людям пчелы?»,

- «Правила безопасности при встрече с насекомыми».

Воспитатель и дети

4.

Дидактические игры:

- «Отгадай насекомое»,

- «Собери цветок»,

- «Кто лишний?»,

- «Закончи предложение», и др. 

Воспитатель и дети

5.

Подвижные игры: 

- «Медведь и пчелы».

- «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).

- «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».

- «Горячо – холодно».

- «Паук».

- «Поймай комара»

Воспитатель и дети

6.

Игры- драматизации:

- Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

- Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».

- Изготовление родителями атрибутов для игр.

Дети, родители, воспитатель

7.

Пешеходные прогулки ,наблюдения за насекомыми

Воспитатель, дети, родители

8.

Словесные игры:

- «Пчелки и ласточки»,

- «Медведь и пчелы»;

9.

- Логоритмические упражнения: «Друзья помогли», «Насекомые над лугом».

10.

-Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка» и др.

– Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».

3

Итоговый этап

1.

Выставка работ: «О многих шестиногих»

Воспитатель, дети

2.

Викторина для детей: «Что мы знаем о насекомых?»

Воспитатель, дети

3.

Альбом «Удивительный мир насекомых»

Воспитатели, дети, родители

Анализ эффективности работы над проектом:

В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать

свои впечатления через разные виды деятельности.

Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе,

появилось желание получить больше информации о насекомых.

У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию

насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе

поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили

словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4

названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной

деятельности у детей развивалось воображение, мышление,

сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в

рисунках и детских поделках.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для

реализации творческих и познавательных способностей у детей, в

организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по

охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

• дети готовы охранять и защищать насекомых;

• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные

отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы над экологическим проектом: «Путешествие в мир

насекомых» следует сделать вывод:

• для достижения поставленной цели целесообразно использовать

разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную,

познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-

эстетическую.

• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести

используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и

обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность,

развлечения и др.

ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет

дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети

накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт

их деятельности гуманный характер.

Приложение 1

Викторина для средней группы
«Что мы знаем о насекомых?»

Задачи:

Содействовать:
1. Уточнению и закреплению представлений детей о насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе. Расширению и активизации словаря по теме.
2. Развитию логического мышления, слухового и зрительного внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти.
3. Формированию коммуникативных умений детей в процессе взаимодействия. Оборудование и материалы: проектор, мультимедийная презентация, разрезные картинки насекомых, эмблемы команд, жетоны с изображением насекомых, ноутбук для музыкального сопровождения, мяч.

Оборудование и материалы: доска, разрезные картинки насекомых, эмблемы команд, жетоны с изображением насекомых, ноутбук для музыкального сопровождения, мяч.

Ход мероприятия:
-Здравствуйте, ребята!
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
- Скажите, ребята, о ком это стихотворение? (О насекомых)

Подготовила: учитель-логопед:

Гречиха Людмила Николае

Мы начинаем увлекательную, развлекательную игру для любителей природы «В царстве насекомых»!
-Мы с вами разделились на две команды: команда «Бабочки» и команда «Божьи коровки». (у детей на груди эмблемы с изображением насекомых) -Итак, команды, займите свои места.
Наша викторина начинается!

1.Конкурс загадок. - Команды по очереди отгадывают загадки.
Если команда ошибается, то ход передаю участникам из другой команды, поэтому вначале посоветуйтесь, подумайте, а потом отвечайте! За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Чья команда получит больше жетонов, та побеждает в этом конкурсе.

В ярком платье модница
– Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомиться – отдыхает. (Бабочка)


Красненькие крылышки
– Черные горошки.
Кто это гуляет

По моей ладошке? (Божья коровка)

На ромашку у ворот Опустился вертолет
– Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку,
Прыгает пружинка – Зелененькая спинка. (Кузнечик)

Мастерица золотая
С песней по полям летает.
Над подсолнухом звенит,
В домике пыльцу хранит. (Пчела)

Он из веточек и хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель? (Муравей)

Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.(Комар)

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.(Жук)

Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса,
Потому, что я…(оса)
-Давайте подведем итоги конкурса. Команды посчитайте жетоны. В этом конкурсе победила команда ……
2. Конкурс «Кто где живет?»
- Следующее задание «Кто где живет?» Ребята, на мольберте вы увидите изображение насекомых. Перед вами картинки с их жилищем. Вы должны выбрать, то где живет это насекомое.
- Давайте подведем итог: у команды бабочек … правильных ответов.
У команды божьих коровок … правильных ответов.
По итогам двух конкурсов

-А сейчас разминка: игра с мячом «Скажи наоборот».
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
3. Конкурс подвижная с элементами дидактической игра «Собери картинку»
Что-то мы засиделись. Давайте немного подвигаемся!
Слушайте задание. На столах сложены части картинок. Нужно подбежать к своему столу, собрать из частей целую картинку и действием показать, как передвигается насекомое: летает, прыгает или ползает. Кто быстрее справится с этим заданием. Итак, начали…. Победу в этом конкурсе одержала команда ….. По итогам третьего конкурса

4. Конкурс «Кого не стало?»
Посмотрите на доску, запомните, какие насекомые там изображены. (Дети в течение некоторого времени запоминают насекомых)
- А теперь скажите, кого не стало? Кто быстрее справится с этим заданием. Итак, начали….
Победу в этом конкурсе одержала команда ….. По итогам четырех конкурсов …..
5. Конкурс Блиц-опрос (для команд)
Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

За правильный ответ 1 жетон

1. Где живут пчелы? (в улье)
2. Что насекомые делают зимой? (спят)
3. Самое назойливое насекомое? (муха)
4. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)
5. Есть ли дом у бабочки? (нет)
6. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)
7. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
8. Сколько ног у насекомых? (6 ног)
9. Где живут муравьи? (в муравейнике)
10. Чем питаются бабочки? (нектаром)
Победу в этом конкурсе одержала команда ….. По итогам пяти конкурсов..
6. Конкурс «Узнай по силуэту».
Ну и в завершении нашей игры давайте угадаем насекомое по его силуэту. Это задание общее, какая команда быстрее ответит. А члены жюри будут внимательно следить какая команда быстрее ответит. За каждый правильный ответ вы получаете 1 жетон. Так что, та команда которая проигрывает может догнать своих соперников. Внимание на доску.
Победу в этом конкурсе одержала команда …
Ну что ж, пришло время подвести итоги нашей викторины. Все ребята показали себя настоящими знатоками царства насекомых.

Давайте посчитаем общее количество жетонов у каждой команды.
Команда бабочек …. Команда божьих коровок….
Победила команда …..

В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа-мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути
– Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой!

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.06.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области