Актуальность
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять, как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях. Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой станице, деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. А для чего нам насекомые? В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые. Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества. Так кто же они - друзья или враги? Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.
И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в
природе.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого
его уникальность.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых,
гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о
сохранении природы.
Задачи проекта:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о
местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах
передвижения, условиях жизни.
- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-
следственные связи между объектами живой природы.
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой
природы.
- Развивать познавательный интерес к насекомым.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети 4 -5 лет, воспитатель, родители воспитанников,
Предполагаемый результат:
- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы
- насекомым.
- Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные
признаки.
- Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием
опорной схемы.
- Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым,
бережно относиться к ним и к природе.
– Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать
выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на
полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках
по отношению к ним.
– К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение
родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского
сада.
Ресурсное обеспечение:
Кадровый потенциал:
• Воспитатели
• Родители
• Дети
Материально-техническая база:
- экологический центр в группе;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины;
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы насекомых, шапочки для подвижных игр.
Методическое:
• теоретическая и методическая литература,
• периодическая печать,
• материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
• Интернет-сайты;
• Выпуск фотоотчетов;
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала,
энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с
детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных
игр по теме. Подбор музыкальных произведений. Изготовление настольных
игр (разрезные картинки, раскраски). Разработка занятий и бесед о
насекомых.
Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме
«Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых
игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и
беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности
детей. Изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного
материала и энциклопедических книг вместе с детьми; организация
выставки совместных работ «О многих шестиногих», консультация на тему:
«Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление альбома
о насекомых.
Заключительный этап: Выстовка работ «О многих шестиногих», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», совместное создание альбома «Удивительный мир насекомых».
Формы и методы реализации проекта:
• работа на занятиях;
• рисование на природе
• наблюдения, целевые прогулки;
• индивидуальная работа с детьми;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• чтение художественной литературы;
• утренние беседы;
• работа в книжном уголке;
• тематические выставки;
• взаимодействие с семьей.
Предварительная работа:
Продукт проектной деятельности:
Выставка работ: «О многих шестиногих»
Проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?» (Приложение 1), изготовление альбома «Удивительный мир насекомых», консультация для родителей.
Основные направления реализации проекта:
№ | Этапы проекта | Участники |
1. | Организационно-подготовительный этап | |
1. | Беседа с детьми по теме: «Каких насекомых ты знаешь?» с целью выяснения представлений о насекомых и их особенностей. | Воспитатель, дети |
2. | -Изучение методической литературы. -Подготовка оборудования и материалов, подбор музыки, подвижных игр, дидактических игр, картин, фотографий, презентаций, оформление предметно-развивающей среды. - Помощь родителей в заготовке иллюстративного материала и энциклопедических книг для проекта. | Воспитатель, родители |
3 | - Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы | Воспитатель, родители |
4. | Консультации в родительский уголок: - «Воспитание у детей любви к родной природе», - «Первая помощь при укусах насекомых». | Воспитатель, родители |
2 | Основной этап | |
1. | - К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище». - В. Татарников «Зажжужала тут оса». - П. Синявский «Страшная история». - Ян Бжехва «Муравей», «Комар». - Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей». - Н. Нищева «На ромашке – две букашки». - В. Митько «Я кузнечика ловил». - Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей». - В. Бианки «Приключения муравьишки». - К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке». - В. Песков «Лечебница под сосной». - В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»). - В. Степанова «Стрекоза». - Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей». - Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». - Г. Скребицкий «Счастливый жучок». | Воспитатель , дети, родители |
2. | НОД - Аппликация: «Бабочка». - Лепка: «Удивительный мир насекомых». - Рисование:" Бабочки-красавицы" - Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики». - Ознакомление с окружающим миром: "Чудо-бабочки", "В гости к хозяйке луга" - Развитие речи "Эти удивительные насекомые" | Воспитатель и дети |
3. | Беседы: - «Какую пользу приносят людям пчелы?», - «Правила безопасности при встрече с насекомыми». | Воспитатель и дети |
4. | Дидактические игры: - «Отгадай насекомое», - «Собери цветок», - «Кто лишний?», - «Закончи предложение», и др. | Воспитатель и дети |
5. | Подвижные игры: - «Медведь и пчелы». - «День и ночь» (дневные и ночные бабочки). - «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики». - «Горячо – холодно». - «Паук». - «Поймай комара» | Воспитатель и дети |
6. | Игры- драматизации: - Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». - Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». - Изготовление родителями атрибутов для игр. | Дети, родители, воспитатель |
7. | Пешеходные прогулки ,наблюдения за насекомыми | Воспитатель, дети, родители |
8. | Словесные игры: - «Пчелки и ласточки», - «Медведь и пчелы»; | |
9. | - Логоритмические упражнения: «Друзья помогли», «Насекомые над лугом». | |
10. | -Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка» и др. – Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке». | |
3 | Итоговый этап | |
1. | Выставка работ: «О многих шестиногих» | Воспитатель, дети |
2. | Викторина для детей: «Что мы знаем о насекомых?» | Воспитатель, дети |
3. | Альбом «Удивительный мир насекомых» | Воспитатели, дети, родители |
Анализ эффективности работы над проектом:
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать
свои впечатления через разные виды деятельности.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе,
появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию
насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили
словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4
названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной
деятельности у детей развивалось воображение, мышление,
сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в
рисунках и детских поделках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для
реализации творческих и познавательных способностей у детей, в
организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по
охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные
отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над экологическим проектом: «Путешествие в мир
насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать
разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную,
познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-
эстетическую.
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести
используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и
обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность,
развлечения и др.
ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет
дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети
накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт
их деятельности гуманный характер.
Приложение 1
Викторина для средней группы
«Что мы знаем о насекомых?»
Задачи:
Содействовать:
1. Уточнению и закреплению представлений детей о насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе. Расширению и активизации словаря по теме.
2. Развитию логического мышления, слухового и зрительного внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти.
3. Формированию коммуникативных умений детей в процессе взаимодействия. Оборудование и материалы: проектор, мультимедийная презентация, разрезные картинки насекомых, эмблемы команд, жетоны с изображением насекомых, ноутбук для музыкального сопровождения, мяч.
Оборудование и материалы: доска, разрезные картинки насекомых, эмблемы команд, жетоны с изображением насекомых, ноутбук для музыкального сопровождения, мяч.
Ход мероприятия:
-Здравствуйте, ребята!
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
- Скажите, ребята, о ком это стихотворение? (О насекомых)
Подготовила: учитель-логопед:
Гречиха Людмила Николае
Мы начинаем увлекательную, развлекательную игру для любителей природы «В царстве насекомых»!
-Мы с вами разделились на две команды: команда «Бабочки» и команда «Божьи коровки». (у детей на груди эмблемы с изображением насекомых) -Итак, команды, займите свои места.
Наша викторина начинается!
1.Конкурс загадок. - Команды по очереди отгадывают загадки.
Если команда ошибается, то ход передаю участникам из другой команды, поэтому вначале посоветуйтесь, подумайте, а потом отвечайте! За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Чья команда получит больше жетонов, та побеждает в этом конкурсе.
В ярком платье модница
– Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомиться – отдыхает. (Бабочка)
Красненькие крылышки
– Черные горошки.
Кто это гуляет
По моей ладошке? (Божья коровка)
На ромашку у ворот Опустился вертолет
– Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку,
Прыгает пружинка – Зелененькая спинка. (Кузнечик)
Мастерица золотая
С песней по полям летает.
Над подсолнухом звенит,
В домике пыльцу хранит. (Пчела)
Он из веточек и хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель? (Муравей)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.(Комар)
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.(Жук)
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я…(оса)
-Давайте подведем итоги конкурса. Команды посчитайте жетоны. В этом конкурсе победила команда ……
2. Конкурс «Кто где живет?»
- Следующее задание «Кто где живет?» Ребята, на мольберте вы увидите изображение насекомых. Перед вами картинки с их жилищем. Вы должны выбрать, то где живет это насекомое.
- Давайте подведем итог: у команды бабочек … правильных ответов.
У команды божьих коровок … правильных ответов.
По итогам двух конкурсов
-А сейчас разминка: игра с мячом «Скажи наоборот».
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
3. Конкурс подвижная с элементами дидактической игра «Собери картинку»
Что-то мы засиделись. Давайте немного подвигаемся!
Слушайте задание. На столах сложены части картинок. Нужно подбежать к своему столу, собрать из частей целую картинку и действием показать, как передвигается насекомое: летает, прыгает или ползает. Кто быстрее справится с этим заданием. Итак, начали…. Победу в этом конкурсе одержала команда ….. По итогам третьего конкурса
4. Конкурс «Кого не стало?»
Посмотрите на доску, запомните, какие насекомые там изображены. (Дети в течение некоторого времени запоминают насекомых)
- А теперь скажите, кого не стало? Кто быстрее справится с этим заданием. Итак, начали….
Победу в этом конкурсе одержала команда ….. По итогам четырех конкурсов …..
5. Конкурс Блиц-опрос (для команд)
Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
За правильный ответ 1 жетон
1. Где живут пчелы? (в улье)
2. Что насекомые делают зимой? (спят)
3. Самое назойливое насекомое? (муха)
4. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)
5. Есть ли дом у бабочки? (нет)
6. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)
7. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
8. Сколько ног у насекомых? (6 ног)
9. Где живут муравьи? (в муравейнике)
10. Чем питаются бабочки? (нектаром)
Победу в этом конкурсе одержала команда ….. По итогам пяти конкурсов..
6. Конкурс «Узнай по силуэту».
Ну и в завершении нашей игры давайте угадаем насекомое по его силуэту. Это задание общее, какая команда быстрее ответит. А члены жюри будут внимательно следить какая команда быстрее ответит. За каждый правильный ответ вы получаете 1 жетон. Так что, та команда которая проигрывает может догнать своих соперников. Внимание на доску.
Победу в этом конкурсе одержала команда …
Ну что ж, пришло время подвести итоги нашей викторины. Все ребята показали себя настоящими знатоками царства насекомых.
Давайте посчитаем общее количество жетонов у каждой команды.
Команда бабочек …. Команда божьих коровок….
Победила команда …..
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа-мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути
– Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой!