Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38»
Краткосрочный проект
«Зимние забавы»
Группа раннего возраста (1,5 – 2 года)
Выполнила: воспитатель 1К К.
Андреева Галина Борисовна
Г. Миасс 2021 г.
Участники проекта: дети группы раннего возраста «Цыплята»,
Тип проекта: игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающего мира ребёнка; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы даёт возможность показать ребёнку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в детском саду расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами.
Цель проекта:
Формировать у детей представления о зимних природных явлениях забавах праздников.
Задачи проекта:
- Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди одеты в зимнюю одежду).
- Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки.
- Развивать речь, память, творческие способности детей раннего возраста.
- Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками).
- Воспитание бережного отношения к природе, умение замечать красоту зимней природы;
- Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
- Организовать подвижные игры на зимнюю тему
Методы и формы работы:
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картинок.
Словесные методы приемы: чтение сказок, потешек, рассматривание иллюстраций.
Подвижные игры.
Использование ИКТ.
Ожидаемый результат.
Дети: Повышение познавательного интереса по данной теме. Расширение кругозора, активизация словарного запаса.
Воспитатель: Реализация проектной технологии. Формирование речевых и познавательных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Родители: Повыситься заинтересованность, активность совместной деятельности с детьми.
В рамках реализации проекта использовали метод трёх вопросов:
1. Что мы знаем о зиме?
-Холодно
-Снег идёт
-Катаемся на санках.
2. Что мы хотим узнать?
-Почему идёт снег?
-Почему надо одеваться тепло?
-В какие игры можно играть зимой на улице?
3. Где и как мы можем об этом узнать?
-Чтение и рассматривание книг
-Беседы с родителями
-Посмотреть мультфильмы
-Наблюдать в природе
-Рассмотреть фотографии.
Сбор сведений осуществлялся в нескольких направлениях:
-Чтение детям книг о зиме;
- Рассматривание фотографий птиц и животных;
- Рассматривание фотографий о зиме, зимних пейзажах, зимних забавах;
- Беседы с родителями;
- Просмотр мультфильмов.
Выбор и реализация проекта:
-подбор детской литературы о зиме;
-подбор детских подвижных игр («Снежинки и ветер», «На лесной лужайке», «Зайка беленький сидит», «Снежки», «Катание на санках», «Пройди по мостику»).
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Зимние забавы.
Анализ предметной среды
Информирование родителей (законных представителей) о предстоящей теме проекта.
Подготовка материала (картинок, иллюстраций с зимних пейзажей,
стихов, подвижных игр на зимнюю тему, подборка бесед) вместе с
родителями и детьми, для самостоятельной деятельности.
Изучение интернет - ресурсов.
Разработка конспектов НОД, конспектов по ознакомлению с подвижными
играми.
Практический этап
1.Работа с детьми.
Образовательная область | Формы и методы работы |
Физическое воспитание | Утренняя гимнастика. «Снежинки» Подвижные игры: «Поймай снежинку». Цель: развивать координацию движений, соотносить слово с объектом. Игра «Тучи» Цель: Слушаем стихи и выполняем различные движения. Игра «Снежинки» Цель: Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела. |
Речевое развитие | Чтение стихов о зиме. Цель: Продолжать ознакомление детей со стихотворениями о зиме; развитие желания слушать стихотворения внимательно; воспитание положительных отношение к времени года зиме. Конспект НОД. Речевое развитие «Праздник елки в детском саду» Цель: Формировать зрительное восприятие картины, соотносить изображение с речевым текстом. Конспект НОД “Зимние забавы” Цель: формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы |
Познавательное развитие | Тема: «Почему снежинки летают?» Цель: Дать представление о снеге, снежинках, развивать навык наблюдательности, координацию движений, воспитывать любознательность Рассматривание иллюстраций «Снежинки» Цель: закрепить знание детей о снеге. Дидактическая игра «Времена года» Цель: Ознакомление детей с самыми характерными признаками зимы (Снегопад, гололед, мороз, люди стали одеваться в зимнюю одежду и пр.); Конспект НОД. «Праздник елки в детском саду» Цель: побуждать детей выделять елочку среди деревьев, называть и показывать, различать елочные украшения по внешнему виду. |
Художественно - эстетическое развитие | Рисование: «Рисуем снегопад». Цель: побуждать детей рисовать палочками (способ рисования -палочками), формировать у детей интерес к рисованию. Слушание детских песенок о зиме. Цель: Поощрять желание слушать, эмоционально-положительно реагировать на музыку. Рассматривание картинок. «Зима» Цель: Ознакомление детей с самыми характерными признаками зимы. Обучение детей различать на картинках зиму. |
Социално-коммуникативное развитие | Конспект НОД. Самообслуживание Тема: «Завяжи шарф» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, завязывать шарф двумя руками. Конспект НОД «Маша – растеряша» Цель: развивать координацию движений и находить нужные вещи в пространстве комнаты, ориентируясь на название; побуждать выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; воспитывать терпение и наблюдательность. |
Работа с родителями:
Консультация «Зимние забавы»;
Папка – передвижка «К нам пришла зима».
Подбор стихов о зиме для чтения детям.
Консультации для родителей « Одежда детей в зимнее время года»
Консультация для родителей «Зимние забавы»
Выполнение творческих заданий.
Помощь в создании плаката «Прогулки с семьей»
Совершенствование ПРС какие игры сделали,
3 этап заключительный - какой продукт? (плакат, мероприятие, и
т.д.)
Вывод:
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный
познавательный интерес. Проект предоставил каждому ребенку возможность
не только получать знания, но и развивать творческие способности.
Полученные знания способствовали развитию у интереса в дальнейшей
познавательной деятельности, физической активности. Реализация этого
проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов.
Приложение
Занятие 1.
Тема: « Почему снежинки летают?»
НОД. Познавательно-иследовательская деятельность.
Цель: дать представление о снеге, снежинках, развивать навык наблюдательности, координация движения, воспитывать любознательность
Материал: картина «Зима», кукла Катя в зимней одежде, вырезанные маленькие снежинки, кукла Таня в летней одежде.
Конспект
Воспитатель вместе с детьми рассматривают картину «Зима»:
- На дорожках, лежит снег, на улице холодно, дети одеты в пальто, шубы, на руках варежки, они играют в снежки.
После этого педагог вместе с детьми подходит к окну, рассматривают и сравнивают состояние погоды, воспитатель побуждает детей отвечать на вопрос.
- Что лежит на дорожках за окном? (Снег) И т. д.
Затем воспитатель предлагает взять с собой на прогулку куклу, которая не замерзнет. Дети берут куклу Катю в зимней одежде.
Далее проводиться подвижная игра «Поймай снежинку».
Снег, снег кружиться,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок-
Закружились, как снежок.
В конце дети снимают с куклы Кати одежду, закрепляя последовательность раздевания.
Занятие 2.
Конспект НОД. Речевое развитие «Праздник елки в детском саду»
Цель: Формировать зрительное восприятие картины, соотносить изображение с речевым текстом.
Материал: картина «Елка в детском саду».
Конспект
На картинке изображена красивая елка, украшенная игрушками. Воспитатель раздает детям подарки. На переднем плане сидит мальчик. Один показывает другому новую игрушку – автомобиль.
Картину показывают через несколько дней после праздника елки в детском саду.
Воспитатель напоминает детям, какой был у них веселый праздник, какая красивая елка, как все танцевали и получили подарки. После этого выставляется картина. Дети рассматривают картину, и воспитатель задает вопросы:
- А чем украшена елочка? (Игрушками)
- Какие игрушки висят на елке? (Шары, хлопушки, флажки)
- Что раздает воспитатель детям? (подарки)
- Что подарили этому мальчику? (Автомобиль)
- Как автомобиль гудит? (Би-би)
- Мальчик показывает этот автомобиль своему другу, они будут дружно катать автомобиль и играть.
В конце можно дать машины, кубики и предложить с ними поиграть.
Занятие 3.
Творческая мастерская. Рисование: «Рисуем снегопад».
Цель: побуждать детей рисовать палочками (способ рисования - палочками), формировать у детей интерес к рисованию.
Материал: кукла Таня, листы бумаги на каждого ребенка, белая гуашь, ватные палочки.
Конспект
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за погодой на улице.
- Сейчас на улице зима, на дорожках лежит снег, на деревьях снег.
- Где лежит снег?
Далее воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Снежки».
Детям раздают ватные снежки для игры. После игры воспитатель предлагает рассмотреть, как падает снежок, используя мультимедийный материал
Затем дети рисуют зимний пейзаж, используя метод рисования палочками. В конце организованной деятельности воспитатель рассматривает вместе с детьми все рисунки.
Занятие 4.
Конспект НОД. Самообслуживание: «Завяжи шарф»
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, завязывать шарф двумя руками.
Материал: сюжетные игрушки, шарфики, кукла Катя.
Конспект
Раздается стук, входит кукла Катя со своими друзьями: собачка, мишка, зайка. Дети здороваются с гостями. Воспитатель предлагает назвать гостей, рассказать про них: собачка лает (ав-ав-ав), зайка прыгает (прыг-скок, прыг-скок) и т. д. кукла Катя принесла чудесный мешочек, достает из него шарфы и предлагает детям помочь ей завязать ее друзьям шарфы, чтобы они не заболели. Показывает, как надо это сделать: «Беру шарф двумя руками, прикладываю к шее собачки, вот так, теперь пальцами завязываю узелок. Теперь собачке тепло, она не замерзнет. Собачка мне сказала: «Спасибо, Катя!»
Затем игрушки и шарфы раздаются детям, и они самостоятельно завязывают шарфы, если ребенок затрудняется, воспитатель помогает.
Занятие 5.
Конспект НОД. Познавательное развитие. Мир природы: «Елочка зеленая иголочка».
Цель: побуждать детей выделять елочку среди деревьев, называть и показывать, различать елочные украшения по внешнему виду; воспитывать эстетические чувства.
Материал: елка, елочные игрушки; фигурки елочки, деревья, зайчик, мишка.
Конспект
Воспитатель предлагает детям пойти в лес, на столе расставлены фигурки елочки, деревья, зайчик, медведь. Все вместе любуются, лесом, рассматривают зайчика, мишку. Затем педагог предлагает найти елочку. Дети выделяют елочку.
Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Мы возьмем дамой.
Дети берут фигурку елочки и отправляются в детский сад. Воспитатель предлагает поставить елочку на стол, где заранее спрятана искусственная елка.
Воспитатель удивленно обращает внимание, что елочка росла, росла и выросла вот такая красивая, большая. Она предлагает детям нарядить елочку игрушками. Дети по одной игрушке подают воспитателю, называя ее.
В конце проводиться хоровод возле елочки.
Бусы повесили,
Встали в хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!
Занятие 6.
НОД. Тема: Формирование коммуникативных отношений. «Прогулка в лес».
Цель: Ознакомление детей с такими животными как заяц, медведь, лиса, формирование коммуникативных отношений, развитие внимания, наглядно-действенного мышления, ориентировка в пространстве.
Материал: Паровоз, игрушки – зайчик, медведь, теремок.
Воспитатель: Ребята: - давайте мы с вами отправимся в путешествие в лес, а поедим мы на поезде.
Вот паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий,
Он вагончики повез,
Словно настоящий,
Кто же едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Зайчики пушистые,
Белки да детишки.
- Вот мы и приехали в лес. Посмотрите, что там стоит?
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок.
Воспитатель: - Кто, кто в теремочке живет?
Прыгает ловко, любит морковку?
- Кто это? (если дети затрудняются ответить, педагог помогает)
- Посмотрите, дети, какой мягкий, пушистый зайчик. (дети повторяют, проговаривают за воспитателем)
- Ребята, а зайчик любит играть в снежки. Проводиться игра «Снежки». Дети побрасывают снежки и прыгают, как зайчики.
- Кто еще в теремочке живет? Стучит в теремок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет?
В лесу мохнатый здоровяк,
А дома - плюшевый добряк.
- Кто это? Это Мишенька. Какой Мишка? Большой. Как Мишка рычит? Р-ры-р-ры. А как Мишка ходит? (дети имитируют ходьбу медведя)
Мишка по лесу гуляет,
Деткам шишки собирает.
В конце занятия дети играют с зайчиком и с мишкой.
Занятие 7
НОД. Познавательное развитие. Тема : «Зимние забавы» Цель: формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы.
.
Материалы: кукла Маша, серия картинок «Зимушка», мольберт, ноутбук, дидактическая игра «Одежда и обувь».
Занятие
Организационный этап.
Здравствуйте, дети! У меня для вас есть загадка, попробуйте отгадать!
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Молодцы, конечно зима (воспитатель показывает картинку по теме «зима»). Правильно, ребята. Мы попрощались с осенью, а после осени наступает зима, и вот она наступила.
Давайте вспомним, что было осенью? (листья желтые, листопад, холод, дожди и т. д.)
Посмотрите, что изображено на картинке? А какая зима бывает? (признаки зимы: холодная, белая, морозная, снежная)
2. Сюрпризный момент. Кукла Маша.
Стук в дверь. В гости приходит кукла Маша. Здоровается с детьми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это же кукла Маша. Посмотрите, как она одета? А почему она так оделась? (ответы детей) Правильно сейчас зима, холодно, идет снег нужно одеваться тепло. А давайте перечислим все, что Маша надела… (дети называют предметы одежды)
3. Д/и «Чего не стало?».
На доске висят картинки с зимней одеждой и обувью: куртка, шапка, носки, штаны, сапоги, шарф Всего шесть картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья почему-то грустная! Машенька, что же у тебя случилось.
Кукла Маша: Я грущу, так как мне скучно. Когда было лето, я могла купаться в речке, собирать ягоды и цветы, осенью я ходила за грибами, собирала урожай, а теперь наступила зима и я не знаю чем мне заняться.
4.Беседа о зимних развлечениях.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Маше, что зима – чудесное время года. Мы не хотим уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. А чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками). Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».
Воспитатель:
1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты?
2. Чем ребята кормят птиц?
3. Какие птицы прилетели к кормушке (снегирь, синица, воробей)
4. А чем заняты другие ребята?
5. Кто катается на санках? Где они катаются?
6. Кто катается на лыжах? Где они катаются?
7. Чем заняты остальные ребята?
8. Какое настроение у детей во время прогулки?
9. Как вы думаете, чем завершится прогулка у ребят?
10. А снег, какой? (мягкий, мокрый, холодный, хрустящий.)
5. Физкультминутка.
Мы погреемся немножко
Мы похлопаем в ладошки
Вот так, вот так.
Ножки тоже мы погреем
Мы потопаем скорее
Вот так, вот так.
Мы с морозом подружились
Как снежинки закружились
Вот так, вот так.
6. Итог. Снова наша Машенька веселая.
Воспитатель: Кукла Машенька была очень грустная, а теперь, когда ребята рассказали ей, как много существует зимних забав и развлечений она снова стала весёлой.
Маша: - Спасибо вам ребята, теперь мне совсем не грустно. Теперь я знаю, что зима – это замечательное время года. Зимних развлечений очень много, и все они очень интересные.
7. Анализ.
Воспитатель: - Ребята давайте напомним Маше, о чем мы с вами сегодня говорили? (Сегодня мы с вами говорили о зимних забавах, о зиме). Мне и Маше понравилось, как вы отвечали. Все ребята молодцы.
Занятие №8
Конспект НОД «Маша – растеряша»
Цель: развивать координацию движений и находить нужные вещи в пространстве комнаты, ориентируясь на название; побуждать выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; воспитывать терпение и наблюдательность.
Материал: игрушечная одежда ( шапка, шарф, пальто, варежки, разложенные в разных местах комнаты). Кукла Маша.
Конспект
Воспитатель обращает внимание на детей на погоду за окном: идет снег, как одеты люди и т. д. Затем предлагает всем пойти гулять и взять с собой куклу Машу. Педагог удивленно обращается к кукле Маше:
- Маша, а где же твои вещи: шапка, шарф, пальто, варежки?
Кукла Маша. Не знаю.
Воспитатель. Ах ты, Маша,
Маша-растеряша,
Потеряла ты пальто,
Потеряла шапку.
Воспитатель предлагает детям помочь Маше найти ее вещи:
-Дети, что мы должны сначала надеть? Шапку?
- Где шапка? Посмотрите внимательно.
Если дети затрудняются найти, воспитатель дает ориентир:
- А что там, на столе лежит? Затем дети отыскивают пальто, шапку и т. д.
В конце организованной деятельности проводится подвижная игра « Зимние забавы». После имитации прогулки дети помогают кукле Маше раздеться и сложить вещи на свое место.
Игра «Тучи»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Тучи по небу плывут –
Были там, а стали тут.
(Поднимаем руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.)
Тучи ниже опустились,
Над домами появились.
(Руки перед собой, качаем ими из стороны в сторону.)
Вот из туч летят снежинки,
Белоснежные пушинки.
(Вращаем кистями рук.)
В воздухе они кружатся,
На земле ковром ложатся.
(Приседаем.)
Игра «Ветер и тучки»
Воспитатель играет роль ветра. Дети - тучки. Когда ветер дует, тучки движутся по небу: дети ходят по комнате, кружатся. Когда ветер перестаёт дуть, тучки останавливаются и замирают. Игра проводится несколько раз.
Игра «Снежинки»
Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Падают на плечи,
Падают на ножки,
Падают на щёчки,
Также на ладошки.
Падают на грудку,
Падают на нос.
С Северного полюса
Ветер их принёс.
Игра «Сугробы, снежки, сосульки»
Когда воспитатель произносит слово «сугробы», дети должны присесть, когда слово «снежки» - должны стоять и показывать кулачки, а когда слово «сосульки» - стоя, поднимают руки вверх. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Игра «Снежная королева»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Закружились, полетели
Все снежинки выше ели.
(Поднимаем руки вверх, делаем фонарики.)
Выше клёна, выше крыши,
Выше сосен, дома выше.
(Тянемся вверх.)
Вот летят снежинки вправо,
Вот летят снежинки влево.
(Делаем фонарики вправо-влево.)
Вверх летят, внизу кружатся,
Как им скажет королева.
(Делаем фонарики, поднимая руки вверх и опуская вниз.)
Королеве снежной надо,
Чтоб весь день они кружились,
(Кружимся на месте.)
А потом чтоб тихо, плавно
Все на землю опустились.
(Приседаем.)
Игра «Танец снежинок»
Воспитатель говорит детям, что снежинки очень любят танцевать, и предлагает придумать танец снежинок. Когда звучит музыка, дети (снежинки) кружатся, красиво танцуют. Как только музыка заканчивается, дети приседают: снежинки опускаются на землю. Затем игра повторяется.
Игра «Деревья зимой»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Шапки снежные надели
Клёны, липы, сосны, ели.
(Показываем: надеваем шапки.)
Вот могучий старый дуб.
Снежный он надел тулуп.
(Показываем: надеваем тулуп.)
Ветер сильно вдруг подул,
И деревья он нагнул.
(Машем руками перед собой и дуем, как ветер.)
Все деревья закачались.
Шубы, шапки потерялись.
(Качаемся из стороны в сторону, трясём руками перед собой.)
Игра «Убираем снег»
На полу - кусочки белой бумаги. Это снег. Дети в двух командах быстро собирают свою часть снега, пока звучит музыка. Побеждает команда, которая успевает это сделать до того, как закончится музыка. Затем игра повторяется.
Игра «Иголки»
Слушаем стихи и выполняем движения руками.
У зелёной ёлочки
Колются иголочки.
Вот так, вот так
Колются иголочки.
(Выставляем руки вперёд, пальцы растопырены.)
У ежа, как и у ёлки,
Тоже колются иголки.
Вот так, вот так
Тоже колются иголки.
(Отводим руки назад, пальцы растопырены.)