Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 58992 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Методы и формы работы социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников

Актуальность исследования обусловлена остротой и масштабностью проблем, связанных с вхождением школьника в новую жизнь, и необходимостью конкретизации профессиональной деятельности социальных педагогов [20, C. 182]. Особенности работы социального педагога и его деятельности изучали Т.А. Василькова [5], Н.В. Вострокнутов [7], Г.Ф. Кумарина [11], Л.В. Мардахаев [13] и т. д Тем не менее, на наш взгляд, данный вопрос изучен не в полной мере. Из выше написанного, была определена проблема нашего исследования каковы наиболее эффективные направления, формы и методы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации. Выявленная проблема исследования обусловила выбор темы «Методы и формы работы социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников». Объект исследования – школьная дезадаптации. Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике школьной дезадаптации младших школьников в образовательном учреждении. Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать на практике направления, формы и методы деятельности социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников. Задачи – 1. Выявить сущность понятия «школьная дезадаптация» и причины ее возникновения в младшем школьном возрасте. 2. Рассмотреть направления, формы и профилактической работы социального педагога по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников. 3. Выявить уровень школьной дезадаптации младших школьников. 4. Апробировать на практике социально-педагогическую работу по профилактике школьной дезадаптации на базе МАОУ «Средняя школа №16» г. Краснодар. 5. Проанализировать результаты социально-педагогической деятельности по профилактике дезадаптации младших школьников. Гипотеза данного исследования предполагает, что уровень дезадаптации младших школьников снизится, если социальный педагог при проведении профилактики будет работать в таких направлениях, как − своевременное выявление проблем дезадаптации учащихся и организация помощи по их преодолению субъектам образовательного процесса − организация педагогически целесообразной воспитательной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся обеспечение комплексного подхода − систематический мониторинг социальным педагогом процесса адаптации учащихся в условиях ОУ а также применять методы − наблюдение − беседа − анкетирование − анализ школьной документации и продуктов деятельности учащихся. Применять формы − индивидуальные и групповые консультации − тренинги, семинары. Степень разработанности данной темы отражена в различных исследованиях по социальной психологии О.И. Зотова, Я.Л. Коломинский и др., по социальной педагогике Мардахаев Л.В., Мудрик А.В. и др., изучению и описанию разных позиций взаимодействия взрослого и ребенка Л.Н. Абрамова, Л.А. Венrep, E.M. Гаспарова, В.И. Петровский и.др., готовность к школе изучают отечественные и зарубежные ученые М.М. Безруких, Н.И. Гуткина, основные подходы к проблеме адаптации детей к школьному обучению Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский и др.. Методы исследования анализ научной литературы, проведение опытно - экспериментального исследования, систематизирование, обобщение. База исследования МАОУ «Средняя школа № 16» г. Краснодар. Практическая значимость заключается в том, что данный материал курсовой работы может быть полезен как студентам педагогического университета или колледжа, так и педагогам, психологам, социальным педагогам при изучении методов и форм работы социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка, приложений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Методы и формы работы социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1 Теоретические подходы к изучению социально-педагогической деятельности по профилактике школьной дезадаптации………………………8

1.1 Сущность понятия школьной дезадаптации и причины ее возникновения в младшем школьном возрасте…………………………………………………..8

1.2 Направления, формы и методы профилактической работы социального педагога по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников…………............................................................................................13

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогической деятельности по профилактике школьной дезадаптации младших школьников………………………………………………………..…21

2.1 Выявление обучающихся II класса с признаками школьной дезадаптации…………………………………………………………..…..……21

2.2 Реализация на практике направлений, форм и методов социального педагога профилактики школьной дезадаптации…………………….………37

2.3 Анализ результатов социально-педагогической деятельности по профилактике дезадаптации младших школьников………………...…….......41

Заключение……………………………………………………………………….48

Библиографический список………………………………………………..….50

Приложения……………………………………………………………….…….53

АННОТАЦИЯ

Курсовая работа посвящена проблеме выявления и апробации социально-педагогических условий с целью профилактики процесса дезадаптации в младшем школьном возрасте.

В результате исследования осуществлён социально-педагогический анализ причин возникновения школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста; обоснованы теоретические и практические основы профилактической деятельности социального педагога в рамках образовательного учреждения с целью предотвращения процесса дезадаптации младших школьников.

В работе показаны основные методы и формы работы социального педагога с целью профилактики школьной дезадаптации, на основании проведенных диагностических исследований даны рекомендации по минимизации и предотвращении процесса дезадаптации с младшими школьниками.

ВВЕДЕНИЕ

Начальный период обучения для младших школьников достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребёнка. К этим новым условиям жизни младшему школьнику необходимо адаптироваться. Но не всегда данный процесс протекает успешно. Смена места в системе общественных отношений, переход в роль ученика, школьника, затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками, всё перечисленное  создаёт трудную жизненную ситуацию у ребёнка, приводит к школьной дезадаптации.

В современной школе остро стоит проблема школьной дезадаптации как явления, которое препятствует полноценному развитию личности учащегося и затрудняет учебно-воспитательный процесс.

Проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем школы современности, требующей углубленного изучения, для последующего предотвращения профилактики.

Опираясь на работы Мардахаева Л.В. [13], Васильковой Т.А. [5], Мудрика А.В [15]. об основах социально-педагогической деятельности следует понимать, что такая деятельность осуществляется социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Работа социального педагога - это деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в освоении им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе, а значит и предотвращения явления, как школьная дезадаптация. На наш взгляд важно социально-педагогическую работу осуществлять через основные формы и методы: через наблюдение, диагностику, через беседы с классными руководителями и детьми, через индивидуальные и групповые тренинги. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы.

Изучением методов и форм работы социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников занимались следующие ученые: Г.В. Бугова [4], Л.С. Выготский [8], М.В. Ермолаева [9], И.А. Зимняя [10] и др. В своих трудах они раскрыли сущность работы социального педагога, разработали методы и формы работы. Так же был затронут вопрос школьной дезадаптации, ее причины возникновения, меры профилактики.

Школьная дезадаптация – это невозможность (трудность) приспособиться к образовательному процессу школы [20]. Это приводит, как мы уже сказали выше, к детским конфликтам, невозможности полноценно осваивать школьную программу.

Когда ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, то он мгновенно попадает в поле зрения социального педагога. Задача социального педагога – своевременно оказать помощь ребенку, стабилизировать его состояние, провести профилактические действия.

Актуальность исследования обусловлена остротой и масштабностью проблем, связанных с вхождениемшкольника в новую жизнь, и необходимостью конкретизации профессиональной деятельности социальных педагогов [20, C. 182].

Особенности работы социального педагога и его деятельности изучали Т.А. Василькова [5], Н.В. Вострокнутов [7], Г.Ф. Кумарина [11], Л.В. Мардахаев [13] и т. д

Тем не менее, на наш взгляд, данный вопрос изучен не в полной мере.

Из выше написанного, была определена проблема нашего исследования: каковы наиболее эффективные направления, формы и методы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации.

Выявленная проблема исследования обусловила выбор темы: «Методы и формы работы социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников».

Объект исследования – школьная дезадаптации.

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике школьной дезадаптации младших школьников в образовательном учреждении.

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать на практике направления, формы и методы деятельности социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников.

Задачи –

Гипотеза данного исследования предполагает, что уровень дезадаптации младших школьников снизится, если социальный педагог при проведении профилактики будет работать в таких направлениях, как:

а также применять методы:

Применять формы:

Степень разработанности данной темы отражена в различных исследованиях: по социальной психологии (О.И. Зотова, Я.Л. Коломинский и др.), по социальной педагогике (Мардахаев Л.В., Мудрик А.В. и др.), изучению и описанию разных позиций взаимодействия взрослого и ребёнка (Л.Н. Абрамова, Л.А. Венrep, E.M. Гаспарова, В.И. Петровский и.др.), готовность к школе изучают отечественные и зарубежные учёные (М.М. Безруких, Н.И. Гуткина), основные подходы к проблеме адаптации детей к школьному обучению (Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский и др.).

Методы исследования: анализ научной литературы, проведение опытно - экспериментального исследования, систематизирование, обобщение.

База исследования: МАОУ «Средняя школа № 16» г. Краснодар.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал курсовой работы может быть полезен как студентам педагогического университета или колледжа, так и педагогам, психологам, социальным педагогам при изучении методов и форм работы социального педагога по профилактике дезадаптации младших школьников.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка, приложений.

Глава 1 Теоретические подходы к социально-педагогической деятельности по профилактике школьной дезадаптации

1.1 Сущность понятия школьной дезадаптации и причины ее возникновения в младшем школьном возрасте

Педагогический уровень развития школьной дезадаптации является наиболее очевидным и осознаваемым для школьных работников. Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении (деятельностный план) и освоении новой для него социальной роли – роли ученика (отношенческий план) [1]. Эти деформации носят скрытый характер и, как правило, не соотносятся с характером школьных влияний. А вместе с тем роль школы в их появлении и развитии очень велика.

На сегодняшний день проблема школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста в науке и в практике стоит достаточно остро, несмотря на то, что решение данной проблемы в педагогических кругах освещается давно. Для младшего школьного возраста специфика школьной дезадаптации определяется ведущей в этом возрасте учебной деятельности. С данным понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами [19, C. 55].

Согласно мнению Г.Ф. Кумариной, механизмы дезадаптации проявляются на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях, отражая способы реагирования ребенка на агрессию среды, защиты от этой агрессии [11, C. 79-88].

Психологический уровень школьной дезадаптации проявляется в неуспешности в учебной деятельности, неблагополучие в отношениях с личностно-значимыми людьми, возникающее на ее основе, не могут оставить ребенка равнодушным. Переживаемые ребенком, они негативно влияют и на более глубокий уровень его индивидуальной организации - психологический, непосредственно сказываются на формировании характера растущего человека, его жизненных установок, направленности личности в целом, на его социализации.

Физиологический уровень школьной дезадаптации заключается в механизмах влияния школьных проблем на здоровье ребенка.

Следует отметить, что во всех случаях, школьная дезадаптация не является внезапной, а нарастает постепенно – в течение 1-5 лет.

По мнению, Коджаспировых Г.М. и А.Ю., школьная дезадаптация – процесс обратимый и в соответствии со своими функциями и направлениями работы решением данной проблемы будет заниматься социальный педагог [5, C. 24].

Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от него новых форм поведения.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становиться «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Поэтому при поступлении в школу и возникает необходимость выявления детей группы риска, для своевременного оказания квалифицированной помощи со стороны социального педагога, который, опираясь на личностный потенциал семьи, сможет обеспечить социально-педагогическую поддержку, для предупреждения развития школьной дезадаптации [23, C. 27-29].

Однако, кроме причин, связанных с недостаточным уровнем развития психических функций, многие ученые выделяют и другие причины школьной дезадаптации. Так, Р.В. Овчарова, считает, что главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Одной из основных задач социального педагога, должна стать задача по организации продуктивного взаимодействия родителями ученика, ведь родители играют огромную роль в развитии ребенка, и даже могут стать причиной их дезадаптации в социуме.

Г.Ф. Кумариной. утверждала, что к числу факторов, приводящих к школьной дезадаптации, можно отнести следующие [11, C. 79-88]:

Младший школьный возраст является важным периодом в формировании личности ребенка. Ведь, именно в этот период появляется большое количество новообразований, формируются основные личностные качества ребенка.

Итак, подводя итог сем вышесказанному, под школьной дезадаптацией, мы понимаем социально-психологический процесс, проявляющийся в нарушении приспособления ребёнка к основным школьным процессам (учебно-познавательная деятельность, взаимодействие с педагогами и одноклассниками). Основными причинами школьной дезадаптации являются – недостаточный уровень подготовки к школе, не развитые социальные навыки и навыки саморегуляции, физиологически-обусловленная неспособность выдерживать школьный темп.

1.2 Направления, формы и методы профилактической работы социального педагога по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников

Для достижения наибольшей эффективности в работе социального педагога по профилактике и коррекции школьной дезадаптации необходимо осуществлять работу со всеми субъектами учебной деятельности, реализуя при этом координационную деятельность. Применяя в своей работе разнообразные методы, формы социально-педагогической коррекции и профилактики, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что их эффективность определяется уровнем социализации ребенка, его способностью адаптироваться в обществе, а также профессиональными качествами, объемом знаний, умений и навыков, которыми владеет социальный педагог в решении проблемы школьной дезадаптации [7, C. 8-11].

Основными направлениями работы социального педагога с детьми по профилактике школьной дезадаптации являются:

– работа с детьми с проблемами школьной дезадаптации; общая работа; работа с родителями;

– сопровождение воспитанника до устойчивых положительных результатов;

– учет всех детей школьного возраста, изучение их социального положения и условий жизни;

– изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешения этих проблем;

– осуществление мер по социальной защите учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж;

– осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация учащихся, имеющих социальные проблемы.

Методы социально-педагогической деятельности – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога с ребенком, с его семьёй, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Дезадаптацию детей в младшем школьном возрасте необходимо предупредить и устранить факторы ее развития. Для этого используются такие методы как: наблюдения, опроса, беседы с детьми и родителями, тестирование и анкетирование детей и родителей, мониторинг обучающихся, диагностика.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника.

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности.

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.

Метод тестирования. Чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить внутренне эмоциональное состояние.

Социально-педагогический мониторинг - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о ребенке, его семье, о процессах, протекающих в социуме, социальных группах, и принятия на этой основе стратегических и тактических решений. 

Существует еще множество методов и форм работ социального педагога, но цель у них всех одна понять проблему ребенка и помочь ему и его семье в ее решении.

Формы социально-педагогической деятельности – это внешнее выражение организации взаимодействия социального педагога и клиента (ребенка, родителя).

Основными формами работы в процессе профилактики дезадаптации являются игра, упражнение, рисование, анализ сказки, обсуждение проблемных ситуаций, беседа. В том числе социально-педагогическая деятельность предусматривает работу с родителями, с целью формирования представления о необходимости поддержки ребёнка при поступлении в начальную школу и дальнейшем обучении. Для родителей могут осуществляться индивидуальные консультации, групповые тренинги, разработка памяток, содержащих в себе важнейшие правила взаимодействия с детьми, входящими в школьную жизнь.

Профилактика (др. - греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска [1, C. 115].

Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и способствующих к проявлению различных видов его активности [2, C. 37]. Основная роль в осуществлении данной деятельности принадлежит социальному педагогу. В своей деятельности он будет использовать различные социально-педагогические методы.

В нашей работе под профилактикой понимаются действия социального педагога, направленные на [1, C. 59-60]:

Роль социального педагога в профилактической работе с учениками начальной школы заключается в организации взаимодействия взрослых и его пошаговой координации для конструирования оптимального (учитывающего физиологические, психологические особенности) образа жизни ребенка, а также осуществления необходимой медицинской, психологической, социально-педагогической коррекции и профилактики [14, C. 46].

Исходя из причин, школьной дезадаптации основными направлениями работы социального педагога являются:

В процессе своей деятельности наиболее востребованными функциями социального педагога в работе по профилактике школьной дезадаптации выступают диагностическая, аналитическая, проектировочная, координирующая, коррекционно-развивающая, консультативная. По сути, социальный педагог осуществляет организацию комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка [15, C. 22].

Деятельность социального педагога по преодолению школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте будут реализовываться с помощью таких методов, как игра, арт - терапия, литература или библиотерапия, рисование и др. [14, C. 28-32].

Таблица 1

Показатели и инструментальные методики для диагностирования школьной дезадаптации младших школьников

Критерии

Показатели

Интрументальные методики

Тревожность

Низкий уровень тревожности, говорит о спокойствии ребенка, его желании идти в школу.

Средний уровень тревожности – у школьников имеются не значительная тревожность, она ситуативная, не имеет постоянного характера.

Высокий уровень тревожности, вызывает плохое настроение, поведение. Ребенок агрессивен, плаксив, не воспринимает материал, бурно реагирует на происходящее.

Методика «Беседа о школе»

Агрессивность

У детей может диагностироваться низкий, средний и высокий уровень агрессии. Так же может быть выявлена физическая, вербальная, враждебность, гнев, импульсивность, нетерпеливость, самоповреждение, антисоциальное поведение, генеральный фактор.

Проективная методика «Что мне нравится в школе?»

Не готовность к школе

Неадекватное отношение к себе, неумение оценивать свои способности, неудачи; не обладание произвольной саморегуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Анкета для определения школьной мотивации

Школьная зрелость

При диагнотстировании школьной зрелости наблюдают на показателями: быстротой и легкостью образования условных рефлексов, уровнем дифференцированного торможения, развитием сигнальной системы, развитием фонетики, координацией и дифференциацией движений пальцев руки, развитием мышц, способных длительное время удерживать голову и туловище в вертикальном положении. Обращают особое внимание на психологическое, физическое развитие.

Методика ориентировочной школьной зрелости

Таким образом, организация работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации в образовательных учреждениях невозможна без использования различных форм и методов социально-педагогической детальности. Социальный педагог является одним из главных составляющих системы образования и воспитания. От того каким квалификационным требованиям соответствует социальный педагог и какие методы использует в работе зависит конечный результат его деятельности. Методы социально-педагогической деятельности – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога с ребенком, с его семьёй, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации условий социально-педагогической деятельности по профилактике школьной дезадаптации младших школьников

2.1 Выявление обучающихся II класса с признаками школьной дезадаптации

Практическое исследование было организовано на базе МАОУ СОШ №16 г. Краснодар, в исследовании приняли участие школьники 2 «А», 2 «Б», 2 «В» класса. В каждом классе по 20 обучающихся.

В школе создана и успешно функционирует социально-педагогическая служба сопровождения, которая с активно работает по следующим направлениям: учет детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного ОУ; изучение их социального положения и условий жизни; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и многое др. В школе созданы условия для индивидуально-педагогического сопровождения каждой социальной группы учащихся в учебной и внеклассной деятельности ОУ.

Для оценки уровня школьной дезадаптации младших школьников и необходимости организации социально-педагогической профилактики данного явления в условиях образовательного учреждения, нами была проведена диагностическая работы, целью которой являлось выявление особенностей социализации детей с признаками школьной дезадаптацией и определение причин школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте [18, C. 36-45].

Для проведения исследования, с целью выявления у обучающихся уровня школьной дезадаптации взяты следующие методики:

Таблица 2

Показатели и инструментальные методики для диагностирования школьной дезадаптации младших школьников

Критерии

Показатели

Интрументальные методики

Тревожность

Низкий уровень тревожности, говорит о спокойствии ребенка, его желании идти в школу.

Средний уровень тревожности – у школьников имеются не значительная тревожность, она ситуативная, не имеет постоянного характера.

Высокий уровень тревожности, вызывает плохое настроение, поведение. Ребенок агрессивен, плаксив, не воспринимает материал, бурно реагирует на происходящее.

Методика «Беседа о школе»

Агрессивность

У детей может диагностироваться низкий, средний и высокий уровень агрессии. Так же может быть выявлена физическая, вербальная, враждебность, гнев, импульсивность, нетерпеливость, самоповреждение, антисоциальное поведение, генеральный фактор.

Проективная методика «Что мне нравится в школе?»

Не готовность к школе

Неадекватное отношение к себе, неумение оценивать свои способности, неудачи; не обладание произвольной саморегуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Анкета для определения школьной мотивации

Школьная зрелость

При диагнотстировании школьной зрелости наблюдают на показателями: быстротой и легкостью образования условных рефлексов, уровнем дифференцированного торможения, развитием сигнальной системы, развитием фонетики, координацией и дифференциацией движений пальцев руки, развитием мышц, способных длительное время удерживать голову и туловище в вертикальном положении. Обращают особое внимание на психологическое, физическое развитие.

Методика ориентировочной школьной зрелости

Исследование младших школьников начали с методики «Беседа о школе». Рассмотрим результаты по первой методике, каждого класса.

Рисунок 1 – Результаты исследования 2 «А» класса по методике «Беседа о школе»

У 8 школьников преобладают ответы категории «А». Это свидетельствует о том, что их внутренняя позиция имеет содержательный характер. У 12 учащихся преобладают ответы категории «Б» и это говорит об ориентации детей на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Рисунок 2 – Результаты исследования 2 «Б» класса по методике «Беседа о школе»

У 9 школьников преобладают ответы категории «А». Это свидетельствует о том, что их внутренняя позиция имеет содержательный характер. У 11 учащихся преобладают ответы категории «Б» и это говорит об ориентации детей на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Рисунок 3 – Результаты исследования 2 «В» класса по методике «Беседа о школе»

У 18 школьников преобладают ответы категории «А». Это свидетельствует о том, что их внутренняя позиция имеет содержательный характер. У 2 учащихся преобладают ответы категории «Б» и это говорит об ориентации детей на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Изучим результаты анкетирования «Определение школьной мотивации» у младших школьников 2 «А», 2 «Б», 2 «В» классов.

Рисунок 4 – Результаты анкетирования 2 «А» класса, «Определение школьной мотивации»

Низкая школьная мотивация. Такие школьники посещают школу неохотно, часто пропускают занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. Такой уровень диагностируется у 18 учащихся 2 «А» класса.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия. Негативный уровень отношения к школе у 2 учащихся.

Рисунок 5 – Результаты анкетирования 2 «Б» класса, «Определение школьной мотивации»

Низкая школьная мотивация. Такие школьники посещают школу неохотно, часто пропускают занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. Такой уровень диагностируется у 15 учащихся.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия. Негативный уровень отношения к школе у 5 учащихся.

Рисунок 6 – Результаты анкетирования 2 «В» класса, «Определение школьной мотивации»

Низкая школьная мотивация. Такие школьники посещают школу неохотно, часто пропускают занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. Такой уровень диагностируется у 10 учащихся.

Такие дети благополучно, хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. К ним относятся 10 исследуемых 2 «В» класса.

Изучим результаты третьей диагностики «Что мне нравится в школе?».

Рисунок 7 – Результаты 2 «А» класса, проективной методики «Что мне нравится в школе?»

У 1 ребенка выявлен детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований.

У 1 ребенка диагностируется учебная ситуация. Это характеризуется тем, что у ребенка выявлена высокая школьная мотивация и учебная активность ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов.

У 18 детей класса – преобладают игровые ситуации — качели на школьном дворе, игрушки. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Так как это дети младшего школьного возраста, и не так давно, они были дошкольниками, то этот факт считается нормальным.

Рисунок 8 – Результаты 2 «Б» класса, проективной методики «Что мне нравится в школе?»

У 15 детей диагностируется учебная ситуация. Это характеризуется тем, что у ребенка выявлена высокая школьная мотивация и учебная активность ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов.

У 5 учащихся – преобладают игровые ситуации — игровая, пришкольная площадка с турниками, качелями.

Рисунок 9 – Результаты 2 «В» класса, проективной методики «Что мне нравится в школе?»

Учебные ситуации у 19 учащихся. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов.

Ситуации не учебного характера выявлены у 1 ребенка — ученики на перемене. Свойственны детям, с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты.

В заключение, проведена методика ориентировочной школьной зрелости. Обобщим результаты.

Рисунок 10 – Результаты исследования 2 «А» класса, «Ориентировочная школьная зрелость»

Задание № 1 – рисование мужской фигуры. 2 балла у 19 учащихся, выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали: шея, волосы, один палец руки.

3 балла у 1 ребенка. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами.

2 балла у 18 учащихся. Образец скопирован.

3 балла набрал 1 ребенок. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять только четыре буквы образца.

Задание № 3 Срисовывание групп точек. 2 балла у 18 школьников. Число, расположение точек должны соответствовать образцу.

3 балла у 1 ребенка. Рисунок соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое.

4 балла у 1 учащегося. Контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек.

Рисунок 11 – Результаты исследования 2 «Б» класса, «Ориентировочная школьная зрелость»

Задание № 1 – рисование мужской фигуры. 3 балла у 1 ребенка. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла у 19 учащихся. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами.

3 балла набрали 2 школьника. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять только четыре буквы образца.

4 балла у 18 детей. С образцом совпадают две буквы. Воспроизведенный образец так же создает строку надписи.

Задание № 3 Срисовывание групп точек. 3 балла у 3 детей. Рисунок соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое.

4 балла у 17 учащихся. Контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек.

Рисунок 12 – Результаты исследования 2 «В» класса, «Ориентировочная школьная зрелость»

Задание № 1 – рисование мужской фигуры.

1 балл у 19 учащихся. Нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы, имеются уши, глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы "растут" из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры.

2 балла у 1 учащегося. Выполнены все требования на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами.

1 балл у 18 исследуемых. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла у 2 исследуемых. Разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

Задание № 3 Срисовывание групп точек.

1 балл у 20 респондентов. Совершенное копирование образца, но частично есть отличия.

Результаты исследования по четырем методикам показали, что лучшие результаты показал 2 «В» класс. 2 «А» и 2 «Б» классы нуждаются в помощи и профилактике школьной дезадаптации. Исходя из результатов, была реализована на практике работа, направленная на повышения у учащихся уровня школьной дезадаптации. Работа заключалась в апробации форм и методов социальным педагогом профилактики школьной дезадаптации.

2.2 Реализация на практике направлений, форм и методов социального педагога профилактики школьной дезадаптации

Подводя итог, можно отметить следующие трудности у детей, проявляющиеся как признаки школьной дезадаптации – низкая самооценка, низкий уровень школьной мотивации, конфликты с одноклассниками и учителями, неуспеваемость, повышенная школьная тревожность.

Была выделена группа детей имеющих признаки школьной дезадаптации. Это учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса. В основном, у данных детей преобладает высокий и средний уровни школьной дезадаптации. Причины этих трудностей видятся в педагогической запущенности, индивидуальных особенностях, конфликтных отношениях в семье, а также в проблеме взаимоотношений с учителем.

Также можно определить основное направление социально-педагогической деятельности с выделенной группой детей. Это, в первую очередь, создание условий для развития уверенности в себе, повышения уровня школьной мотивации, формирования позитивного отношения к сверстникам, снятия тревожности.

При построении программы необходимо опираться на сильные стороны социального развития школьников: сформированные навыки общения (поэтому предпочтительнее групповые занятия), самостоятельность, открытость внешним педагогическим воздействиям и многое другое [18, C. 89].

Анализ результатов диагностического исследования позволил выйти на определение цели практической деятельности – создание условий для преодоления школьной дезадаптации посредством повышения школьной мотивации, формирования позитивной самооценки, развития коммуникативных навыков, с учетом воспитательного потенциала школы.

Для реализации поставленной цели социально педагогической деятельности были поставлены следующие задачи: повышение уровня самооценки; повышение школьной мотивации; снижение уровня тревожности.

Профилактическая программа по минимизации школьной дезадаптации должна базироваться на следующих принципах: партнерства в отношении с ребенком; положительного отношения к внутреннему миру ребенка; добровольности участия в социально-педагогических занятиях; индивидуализированности социально-педагогической деятельности. Последний принцип заслуживает особого внимания, т.к. является одним из базовых для социальной педагогики. Деятельность по снижению проявлений школьной дезадаптации должна быть методически оснащена упражнениями и заданиями, направленными на усиление самосознания, взаимодействие с одноклассниками, развитие рефлексии [22, C. 9].

Основными формами социально-педагогической деятельности в ходе реализации программы будут беседы, психологические и развивающие игры, упражнения, чтение и анализ психологических сказок (приложение Д).

Для получения обратной связи в конце каждого занятия детям должно быть предложено, оценить проведенное занятие с помощью 2 цветов (красный – понравилось занятие; черный цвет - занятие не понравилось). Это показывает состояние каждого ребенка после занятия и интерес его к проводимым нами занятиям.

Групповая работа должна начаться с занятия, на котором будет разъяснена цель совместной деятельности. Программа по профилактике школьной дезадаптации может включать вступительное занятие, на котором ребята совместно с социальным педагогом разработают правила поведения группы, чтобы определить, что для детей является важным и ценным в отношениях со сверстниками, и чего им не хватает. Во время составления необходимо отслеживать активность детей. Можно задействовать игру «Никто не знает», которая заключалась в том, чтобы рассказать что-то тайное о себе.

Следующее занятие должно быть направлено на формирование положительной самооценки. Основой занятия может стать прочтение сказки «Пропало имя», после которой детям будет предложено поучаствовать в беседе по сказке. По завершению этой беседы ребятам может быть предложено упражнение «Нарисуй свое имя».

Следующие занятия посвящены снятию различных страхов у детей. Могут быть использованы различные сказки, с последующими обсужениями, организована беседа на тему «Как можно преодолевать свои страхи».

В ходе следующих занятий с учащимися необходимо обсудить такие темы, как «Какие качества помогают дружить, а какие наоборот мешают», можно использовать упражнения «Разноцветные варежки», «Ласковое слово».

Еще одно занятие программы должно быть направлено на повышение уровня школьной мотивации, а также должна быть затронута тема родительского наказания и прощения.

Предпоследнее наше занятие должно быть направлено на подведение итогов проведенных занятий. На этом занятии можно предложить написать себе письмо в будущее.

Так же были использованы формы и методы.

Методы социально-педагогической деятельности, беседы. Проведены консультации, беседы с детьми, что нуждаются в помощи по повышению уровня школьной дезадаптации.

Метод анкетирования, тестирования и диагностирования. Ими являются апробированные нами во второй главе диагностики, методики, анкеты для выявления уровня, характерных особенностей школьной дезадаптации.

Основными формами работы в процессе профилактики дезадаптации являются игра, упражнение, рисование, анализ сказки, обсуждение проблемных ситуаций, беседа. Данная форма так же была реализована на практике. Применена проективная диагностика, проведены игры, упражнения с детьми с целью повышения уровня школьной дезадаптации, снижения уровня тревожности, агрессивности и других показателей дезадаптации.

2.3 Анализ результатов социально-педагогической деятельности по профилактике дезадаптации младших школьников

По итогам проведенных практических занятий нами была осуществлена итоговая диагностика с целью оценки эффективности проделанной работы. Были использованы такие же методики, что и в первичном исследовании.

Вторичное исследование проводилось с учащимися 2 «А» и 2 «Б» классов, так как именно у этих детей наблюдалась отрицательная динамика и низкий уровень школьной дезадаптации. Изучим результаты.

Результаты методики «Беседа о школе». Рассмотрим результаты.

Рисунок 13 – Результаты исследования 2 «А» класса по методике «Беседа о школе»

У 19 школьников преобладают ответы категории «А». Это свидетельствует о том, что их внутренняя позиция имеет содержательный характер. У 1 учащегося преобладают ответы категории «Б» и это говорит об ориентации детей на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Рисунок 14 – Результаты исследования 2 «Б» класса по методике «Беседа о школе»

У 18 школьников преобладают ответы категории «А». Это свидетельствует о том, что их внутренняя позиция имеет содержательный характер. У 2 учащихся преобладают ответы категории «Б» и это говорит об ориентации детей на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Изучим результаты анкетирования «Определение школьной мотивации».

Рисунок 15 – Результаты анкетирования 2 «А» класса, «Определение школьной мотивации»

У 20 учащихся, высокий уровень школьной мотивации. Преобладает школьная мотивация и учебная активность.

Рисунок 16 – Результаты анкетирования 2 «Б» класса, «Определение школьной мотивации»

Низкая школьная мотивация. Школьник посещает школу неохотно, часто пропускает занятия. На уроках часто занимается посторонними делами, играми. Такой уровень диагностируется у 1 учащегося.

Высокий уровень школьной мотивации у 19 учащихся. Преобладает школьная мотивация и учебная активность.

Проанализируем результаты третьей диагностики «Что мне нравится в школе?».

Рисунок 17 – Результаты 2 «А» класса, проективной методики «Что мне нравится в школе?»

У 20 учащихся диагностируется учебная ситуация. Это характеризуется тем, что у ребенка выявлена высокая школьная мотивация и учебная активность ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов.

Рисунок 18 – Результаты 2 «Б» класса, проективной методики «Что мне нравится в школе?»

У 20 школьников диагностируется учебная ситуация. Это характеризуется тем, что у ребенка выявлена высокая школьная мотивация и учебная активность ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов.

Методика ориентировочной школьной зрелости показала следующие результаты.

Рисунок 19 – Результаты исследования 2 «А» класса, «Ориентировочная школьная зрелость»

Задание № 1 – рисование мужской фигуры. 2 балла у 20 учащихся, выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали: шея, волосы, один палец руки.

Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами.

2 балла у 20 учащихся. Образец скопирован.

Задание № 3 Срисовывание групп точек. 3 балла у 20 учащихся. Рисунок соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое.

Рисунок 20 – Результаты исследования 2 «Б» класса, «Ориентировочная школьная зрелость»

Задание № 1 – рисование мужской фигуры. 3 балла у 20 детей. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами.

3 балла набрали 20 школьников. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять только четыре буквы образца.

Задание № 3 Срисовывание групп точек. 3 балла у 20 детей. Рисунок соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое.

Нельзя не отметить, что результаты вторичного исследования, а именно 2 «А» и 2 «Б», считают лучше. Поэтому, благодаря проведенной нами работы, мы смогли повысить уровень школьной дезадаптации у младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем исследовании мы изучали проблему школьной дезадаптации младших школьников.

Теоретический анализ нашего исследования показал, что сущность школьной дезадаптации младшего школьника определяется ведущей для него учебной деятельностью, процессом обучения, в котором ученик испытывает психологический дискомфорт. Естественной реакцией ребенка на него является сопротивление. Симптомами школьной дезадаптации являются: нежелание ходить в школу, отставание в учебе, нарушение поведения, конфликтность с одноклассниками и учителями, высокая тревожность в школе, зачастую сниженная самооценка. На основе анализа теоретической и практической литературы и исследований, мы можем констатировать, что решению проблем ребенка, их предупреждению способствует качественная профилактическая и коррекционная деятельность социального педагога, основанные на совместной работе школьных педагогов, психологов, и, конечно же, родителей.

Для того, чтобы определить особенности работы социального педагога с детьми со школьной дезадаптацией, нами было проведено диагностическое исследование на базе МАОУ № 16 г. Краснодар. Результаты данного исследования выявили детей с комплексом признаков школьной дезадаптации, что определило необходимость проведения коррекционно-профилактической работы по проблеме повышения мотивации учения и минимизации тревожности в школе и позволило определить необходимость проведения развивающей групповой работы с учащимися данных классов.

Все выше изложенное послужило основой программы социального педагога по преодолению школьной дезадаптации младших школьников. Ее целью стало создание условий для преодоления школьной дезадаптации по средствам повышение уровня самооценки, повышение школьной мотивации, снятие тревожности, агрессивности.

Данная программа содержит рекомендации по преодолению школьной дезадаптации младших школьников. По итогам реализации была оценена ее эффективность. Данные, полученные на итоговой диагностике, позволили сделать вывод, что реализованные занятия по профилактике школьной дезадаптации способствуют решению проблемы школьной дезадаптации младших школьников в условиях ОУ. Так, у учащихся, с которыми проводилась работа, снижается уровень тревожности, нормализуются отношения с одноклассниками и педагогами, а также повышается уровень школьной мотивации, что отражается на их поведении и успеваемости, а следовательно, снижается степень выраженности школьной дезадаптации. Для достижения таких результатов при осуществлении социально-педагогической деятельности, соблюдались следующие условия: комплексный подход субъектов учебной деятельности, согласованность их работы; своевременное выявление причин школьной дезадаптации; организация образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование приемов положительной оценочной стимуляции, дифференцированный подход.

Все это говорит о том, что поставленная нами в начале исследования гипотеза считается подтвержденной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Методика «Беседа о школе»

1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

2.Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

3.Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?

6.Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

7.В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

8.Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов

(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию. 
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя. 
Вопрос 7: выбор школы А. 
Вопрос 8: выбор школы А. 
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на "отпуск".
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9:  выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Приложение Б

Анкета для определения школьной мотивации

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень б) нравится в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в)не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся

Обработка.

Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

Интерпретация.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Приложение В

Проективная методика «Что мне нравится в школе?»

Инструкция.

«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите».

Процедура обработки.

1.Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости:

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2.Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:

а) учебные ситуации. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера — школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Приложение Г

Методика ориентировочной школьной зрелости

Инструкция.

Процедура обработки:

Задание № 1 – рисование мужской фигуры 

1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы "растут" из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища ("головоножка" или преобладание "головоножки") или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами

1 БАЛЛА. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы.

Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 БАЛЛОВ. Каракули.

Задание № 3 Срисовывание групп точек

1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.

3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 БАЛЛОВ. Каракули.

Приложение Д

Игры и упражнения по устранению школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Игра «Имя и фрукт».

Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.

Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.

Упражнение «Улыбнись!».

Инструкция: Все дети стоят в кругу, вам предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова. Я начинаю: «Доброе утро, Карина!» (При этом нужно улыбнуться и кивнуть головой). Ребята приветствуют, таким образом, друг друга по кругу.

Игра «Водяной».

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку». Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. «Водяной», не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача — определить, кто перед ним. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.

Игра «Оркестр».

Ведущий — дирижёр. Когда он поднимает руки вверх, дети поют ( любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» — дети молчат. Дирижирование происходит в произвольной форме,можно резко поднимать и опускать руки .

Игра «Пожалуйста».

Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово "пожалуйста” (например: "Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Упражнение «Самый внимательный».

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет. Это может быть яркая игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу детей вспомнить и назвать все его детали. Затем вновь предъявляю детям этот же предмет и коллективно беседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Игра «Художник».

Цель: Развивает внимание, наблюдательность и речь детей 

Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,

Только чей – пока секрет.

Отгадайте, вас прошу я,

Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

Упражнение «Составь предложение».

Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 11.11.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области