Продуктивно-творческая деятельность
на уроках музыки
Говоря о продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки я как и любой педагог ставлю перед собой цель «увлечь, заинтересовать учащихся музыкой». В этом мне помогает технология продуктивно-творческой деятельности, она не только вовлекает детей в удивительный мир музыки, но ещё и развивает их, заставляет думать, творить, действовать.
Изучая литературу по этому вопросу, я прочитала высказывание замечательного швейцарского педагога, одного из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики Песталоцци, он говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».
Нельзя не согласиться с его словами, они достаточно точно выражают основную идею данной технологии.
У детей существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках я использую различные творческие задания, развивающие как музыкальные навыки, так и навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемно-игровой форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
А что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
Анализируя работу учащихся на моих уроках, я сделала вывод, что все задания, которые выполняются детьми индивидуально и группой можно поделить на три направления, блока:
I блок - слушаем
II блок - действуем
III блок - находим
I блок – слушаем. В данный блок входят задания и упражнения, в которых учащиеся работают со звуком (музыкой) и на поставленный проблемный вопрос (задание) отвечают звуком.
1. «Композитор» - сочинение мелодии на заданный текст (стихи, потешки, загадки)
2. «Переводчик» выражение своих мыслей, чувств звуками (по картине, по заданному образу, по литературному фрагменту)
3. Музыкальная пауза «громко-тихо» (по принципу игры горячо-холодно.)
4. Волшебные звуки (физкультминутка на уроке музыки – дети имитируют названные звуки голосом)
Можно слышать всё на свете;
Шорох листьев, дождь и ветер.
Лай собаки во дворе, пенье птички на заре,
Шум шагов, ремонт забора, мяч в воротах, гул мотора,
Ветка стукнула в окошко, а в углу играет кошка,
Ходят голуби по крыше- так учусь я звуки слышать.
5. «Фоноскоп событий» (приготовить различные музыкальные инструменты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша.
Ребенку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: воссоздать по звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно предложить изобрести собственный музыкальный инструмент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение)
II блок – действуем.
“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей
проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой
эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает
особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
III блок - находим.
Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.



