ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОМЯЧЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ.
А.Г. Жерина, Ю.Е. Михайлова, Е.В. Трошина, М.С.Фролова
педагоги-психологи МБДОУ «Детский сад № 66 «Беломорочка», г. Северодвинск
Аннотация: в статье рассматриваются использование нейромячей , как технологии развития детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с детьми с функциональными расстройствами зрения.
Ключевые слова: нейропсихологические упражнения, дети с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ).
В психологии на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции развития детей, но, несмотря на это, проблема эффективности психологической помощи детям остаётся очень актуальной.
Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции. Например, если у ребёнка страдала память – в заданиях предлагалось запомнить и воспроизвести различные стимулы, если у ребёнка были трудности произношения – нужно было многократно повторять звуки слова по образцу логопеда. Таким образом и без того слабое звено в психической деятельности ребёнка получало дополнительную нагрузку без исследования причин его недостаточности.
В настоящее время в образовательной среде широкое распространение получило более эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций, который дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы.
Нейропсихологическая коррекция – один из методов эффективной помощи детям для преодоления: - снижения работоспособности, быстрой утомляемости;- трудностей мышления;- рассеянного внимания;- ухудшения памяти;- несформированности пространственных представлений;- проблемы самоконтроля в учебе.
Дети с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ) [Фомичева Л.В., 2007] - это дети с особыми образовательными потребностями - дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Нарушение зрения в детском возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены такие формы зрительной недостаточности, как миопия, гиперметропия, амблиопия, астигматизм.
Знание специфики психофизического, психического, социального и личностного развития необходимо каждому специалисту, работающему с данной категорией детей.
Наблюдаются трудности формирования и сохранения представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений.
Для воображения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти.
Развитие речи происходит в основном также, как и у нормально видящих, однако, динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей имеющих патологию зрения, а также обеднённостью предметно – практического опыта детей.
Наблюдаются особенности формирования речи, проявляющиеся в формализме употребления значительного количества слов; отставание в развитии неречевых средств общения; сужение видеосенсорной сферы затрудняет восприятие сложных психических образований партнера по общению.
Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в неуверенности, скованности, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний у ребёнка к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребёнка от помощи и руководства взрослых.
Дети с нарушением зрения, плохо владея мимикой лица, не могут показать свое эмоциональное состояние.
МБДОУ № 66 «Беломорочка» города Северодвинска посещают дети с нарушением зрения и речи. В саду функционируют 10 тифлогрупп и 4 группы для детей с ТНР. Специально оборудованы кабинеты тифлопедагогов, учителей-логопедов, педагогов - психологов, кабинеты аппаратного лечения зрения, которые оснащены материалами для проведения лечения, коррекционно-развивающей работы, освоения детьми с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ) ФАООП ДО.
Недостаточность зрительных функций отрицательно сказывается, в первую очередь, на процессе восприятия, которая у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность в макро - и микропространстве. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ФРЗ направлена на развитие высших психических функций, активизацию познавательной деятельности, навыков ориентировки в пространстве, эмоциональной сферы, коммуникативных и социальных навыков, обогащение социального опыта детей. Одной из самых важных задач, стоящей перед специалистами детского сада, мы считаем социализацию детей, обучение навыкам взаимодействия, чтобы ребенок с нарушением зрения мог стать полноценным членом детского коллектива.
Мы используем в своей работе технологию «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». «Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). В свою работу мы включаем различные нейропсихологические упражнения.
Для повышения уровня знаний родителей по использованию нейропсихологических упражнений, применение которых возможно в домашних условиях, проводятся мастер-классы, показ упражнений на родительских собраниях, открытые занятия, видео уроки, памятки по использованию. Приведем примеры некоторых из них.
«Колечко». Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядках. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием стихотворения, постепенно увеличивая скорость.
«Коза – корова». Чередование пальчиковых поз, при которых вверх выставляются то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. По мере усвоения упражнения можно предложить ребенку чередовать: «коза» – одной рукой, «корова» – другой.
«Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.
«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с увеличением скорости.
«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.
«Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа.
«Снизу вверх, сверху вниз». Упражнение выполняется стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перемещением рук снизу вверх (низ, пояс, плечи, верх) и сверху вниз (верх, плечи, пояс, низ).
По мере усвоения упражнения, меняется исходное положение - правая рука на поясе, левая опущена вдоль тела, ноги вместе и под счет производится одновременное перемещение рук: правая - на плечо, левая - на поясе, правая - наверху, левая - на плечо. Правая опускается на плечо, левая - наверху, правая - на пояс, левая - на плечо, правая - внизу, левая - на поясе. Далее - с левой руки.
Таким образом, использование нейропсихологических упражнений в работе с детьми с ФРЗ, заинтересованность родителей в обучении, оказывают положительное воздействие на здоровье дошкольников, а также доказало свою эффективность в коррекционно-развивающей работе.
Библиографический список:
1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.,2013.
2.Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Л.А. Дружинина; Ин-т коррекц. педагогики РАО. – М., 2000. – 21 с.
3.Колесников А.В. Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка. – М.: Центрполиграф, 2009. – 254 с.
4.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М-Спб, 2008.
5.Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: автореф. дис. д-ра психол. наук : 19.00.10 / Л.И. Плаксина; Ин-т коррекц. педагогики Рос.акад. образования. – М., 1998. – 49 с.
6.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.