Публичное представление педагогического опыта работы
по предмету «Русский язык и литература»
Красовской Надежды Георгиевны,
учителя русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» г. Всеволожска Ленинградской области
(Презентация опыта работы по предмету «Русский язык и литература» в соответствии с требованиями обновленных ФГОС)
Тема: «Педагогические технологии и их использование в процессе обучения в условиях личностно ориентированного образования».
Основная цель современного образования – воспитать личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели возможно через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разно уровневую подготовку обучающихся.
Главная задача учителя – филолога - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас обучающихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить обучающимся русскую и мировую литературу как сокровищницу общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать практическую ценность и необходимость её в дальнейшей жизни. Другими словами, заканчивая школу, выпускники должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация школ" и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.
Задача - добиться проявления обучающимися активности в изучении русского языка и литературы, повысить интерес учащихся к учебной деятельности.
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время в этом помогает.
В поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, можно использовать современные педагогические технологии или отдельные элементы, которые позволяют успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает к поиску новых педагогических технологий.
На уроках, наряду с традиционными технологиями, зарекомендовали себя следующие современные образовательные технологии:
индивидуального подхода, творческая работа, самостоятельная
работа.
Идеальной формой сотрудничества и взаимопомощи является обучение в парах . В парах ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. В устной работе это такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Это задание можно изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы , как «словарный диктант для соседа». Дома обучающиеся составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами. На уроке происходит обмен карточками и выполнения задания. По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой. После изучения какой-либо темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.
Традиционно во время урока можно провести взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений. В начале урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок).
Работа в парах обучающимся нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на уроке . Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Групповой вид работы хорошо начинать с пятого класса. В среднем звене эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).
Хорошо зарекомендовала себя игра «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
«Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения. Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ.
Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
В старших классах эффективны ролевые, деловые игры, уроки – конференции, уроки практикумы. Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.
При проверке домашнего задания обучающиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (4 человека): обучающиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.
После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов – исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.
При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.
Тестовая технология помогает при контроле знаний обучающихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Хороший результат приносят следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание.
Тестовые технологии позволяют подготовить обучающихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку и литературе в форме ОГЭ, ЕГЭ, по русскому языку в новой форме.
Следует отметить, что сегодня трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда полилог. Он предполагает культурологический подход, как основу для интеграции знаний из области культуры, литературы – это и духовная встреча, и сопереживание, и диалог, внешний и внутренний – все это оправдывает использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в практике учителя-словесника является технология проблемного обучения с элементами ИКТ.
Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данная технология зарекомендовала себя при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика предмета русский язык и литература заключается в том, что в художественном произведении всегда есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта работы известно , что проблемная ситуация устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему…», «Почему Карамзин назвал своё произведение «Бедная Лиза»?). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
Для того чтобы понять взгляды, точку зрения обучающихся обязательны письменные (творческие) работы, в ходе выполнения которых они находят ответ на поставленный вопрос.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования, проводимого среди обучающихся, 100% обучающихся отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, устойчивое внимание на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего усвоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагается создать презентацию на определенную тему. Обучающиеся, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (презентация по теме «Искусство серебряного века» использована как на уроках литературы, так и на уроках музыки). Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.
На уроках русского языка и литературы обучающиеся много пишут, учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей: тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
В течение урока необходимо проводить динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности, игровые паузы, зрительная гимнастика, элементы релаксации (включение аудиозаписей «Голоса природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности - вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. В процессе урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
При изучении биографии писателей и художников необходимо показать тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал:
«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Писатель всю жизнь работал физически, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.
На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов можно рассмотреть режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомство с числительными даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Учитель изобразительного искусства предлагает выполнить аппликацию на тему «В здоровом теле - здоровый дух».
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Ведущей педагогической идеей в работе учителя является применение современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе - это создание системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения обучающихся.
Немаловажную роль в приобретении обучающимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «РЭШ», «Учи. Ру», «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.
На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов, уроки-презентации.
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание обучающихся. Тема урока становится интересна обучающимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты:
Применение современных образовательных технологий позволяет:
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.
Информационные технологии , рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку , делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе , создавая условия для мотивации к изучению предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.
Таким образом, уроки литературы в результате применения ИКТ стали более яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. На уроках мы видим мир глазами живописцев, слышим актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, а также текст художественного произведения, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок , например, литературы - это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д. Думаю, что каждый учитель может распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным, что будет способствовать развитию креативных способностей обучающихся, повышению качества образования.