Рабочая программа по рисованию
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
старшей группы компенсирующей направленности №___
1 раз в неделю (36 занятий)
2024 – 2025 учебный год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Тематический план | 7 |
3. | Содержание работы | 9 |
4. | Способы проверки усвоения содержания программы | 11 |
5. | Результаты освоения | 14 |
6. | Литература и средства обучения | 15 |
7. | Календарно – тематический план | 17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности, составлена в соответствии с Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту программа).
Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены цели, задачи, целевые ориентиры, содержание психолого-педагогической работы, определены наиболее оптимальные и эффективные для обучающихся формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Количество и длительность занятий
Общее | В неделю | Длительность (минут) |
36 | 1 (один) | 25 |
Сопутствующими формами образовательной деятельности по рисованию образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности являются:
Цели – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности; развитие эстетических чувств обучающихся, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности в самовыражении.
Задачи:
Предметное рисование:
Сюжетное рисование:
Декоративное рисование:
Коррекционные задачи:
Задачи по национально-региональному компоненту:
Рабочая программа предусматривает использование методов и приемов обучения в рамках национально-регионального компонента
НРК реализуется через приобщение обучающихся к быту коренных северных народов, его традициям и культуре, как часть занятия и совмещается в лексических темах: «Лес. Лиственные и хвойные деревья», «Одежда», «Обувь», «Моя Родина – Россия. Наш город. Дом».
Задачи по обновлению содержания образования:
Новизна рабочей программы по рисованию образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности заключается в использовании разнообразных нетрадиционных техник изобразительного искусства, что позволяет в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. Обоснование внесенных изменений связаны с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития обучающихся.
Особенностью организации образовательного процесса по рисованию образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» является комплексно - тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме развивать активность и самостоятельность, вызывать стремление создавать что-то полезное для других, порадовать обучающихся и взрослых. Следует побуждать обучающихся вспоминать, что они видели интересного, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт обучающихся, что похожее они уже рисовали; какие изобразительные средства и техники рисования использовали; вызывать обучающегося для показа рисования всем; уточнять, какие техники лучше использовать при создании того или иного художественного образа, изображения предмета или явления.
В процессе освоения рабочей программы используются специальные игры, формирующие руку обучающихся к работе с изобразительными средствами – карандашами, мелками, кистью, фломастерами и др. Играя со сказочными персонажами, знакомятся с основными приемами и способами рисования, особенностями рисования гуашью и акварелью, учатся композиционному построению рисунка.
Особенность организации образовательного процесса заключается в использовании инновационных педагогических образовательных технологий: ИКТ, здоровьесбережение, ТРИЗ, личностно-ориентированные технологии, технология проектирования. Программа предусматривает использование музыкального сопровождения, просмотр видео, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, прослушивание литературного материала, дидактические и художественно-развивающие игры.
Предпочтительной формой организации образовательного процесса является занятие, проводимое в игровой форме.
Вариативность проведения педагогической диагностики
Оценка индивидуального развития обучающихся в рисовании проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и выполнения практических диагностических заданий в ходе занятия. Она обеспечивает возможность оценки динамики достижения детей. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей об успехах и проблемах, выявленных.
Тематическое планирование по рисованию
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности
В тематическом плане представлена последовательность изучения разделов и тем программы по рисованию, показано распределение занятий по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Тематический план составлен с учетом специфики группы.
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Тема занятия | Количество |
Сентябрь | 1-2 | Оценка индивидуального развития | ||
3 | «САД.ФРУКТЫ» | «Роспись миски хохломским узором» | 1 (25 минут) | |
4 | «ОВОЩИ. ОГОРОД» | «Загадки с грядки» (по представлению) | 1 (25 минут) | |
Октябрь | 1 | «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ» | «Дерево и кусты» | 1 (25 минут) |
2 | «ЛЕС. ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ | «Осенняя береза и ель» | 1 (25минут) | |
3 | «ЛЕС. ГРИБЫ И ЯГОДЫ» | «Идет дождь» | 1 (25 минут) | |
4 | «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» | «Сказочные птицы» | 1 (25 минут) | |
5 | «ИГРУШКИ» | «Веселые игрушки» (богородская игрушка) | 1 (25 минут) | |
Ноябрь | 1 | «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» | «Петух» (раскрашивание поделки из соленого теса) | 1 (25 минут) |
2 | «ОДЕЖДА» | «Фартук для дымковской куклы» | 1 (25 минут) | |
3 | «ОБУВЬ» | «Чудо – сапожки» | 1 (25 минут) | |
4 | «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» | «Дымковские кони» | 1 (25 минут) | |
Декабрь | 1 | «ЗИМА. НАЧАЛО ЗИМЫ» | «Морозные узоры» | 1 (25 минут) |
2 | «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» | «Сорока оглянулась» | 1 (25 минут) | |
3 | «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СКАЗКИ» | «Обложка для книги» «Рисование иллюстраций к сказке» | 1 (25 минут) | |
4 | «НОВЫЙ ГОД» | «Большие и маленькие ели» | 1 (25 минут) | |
Январь | 2 | «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» | «Дети гуляют зимой на участке» | 1 (25 минут) |
3 | «ЗИМА. ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» | «Расписные ткани» | 1 (25 минут) | |
4 | «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ» | «Ежики» | 1 (25 минут) | |
Февраль | 1 | «ОРУДИЯ ТРУДА И ИНСТРУМЕНТЫ» | «Орудия труда человека» | 1 (25 минут) |
2 | «МЕБЕЛЬ» | «Вот эта улица, вот этот дом…» | 1 (25 минут) | |
3 | «НАША АРМИЯ. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» | «Папин портрет» | 1 (25 минут) | |
4 | «ТРАНСПОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ПДД» | «Легковой автомобиль» | 1 (25 минут) | |
Март | 1 | «МАМИН ПРАЗДНИК. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ» | «Мамочка любимая, мамочка красивая» | 1 (25 минут) |
2 | «ЗИМА. ОБОБЩЕНИЕ» | «Пингвины на льдинах» | 1 (25 минут) | |
3 | «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ.НАШ ГОРОД. ДОМ» | «Вот эта улица, вот этот дом…» | 1 (25 минут) | |
4 | «ПОСУДА» | «Гжельский сервиз» | 1 (25 минут) | |
Апрель | 1 | «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПОВАРА» | «Жостовский орнамент» | 1 (25 минут) |
2 | «КОСМОС» | «Звездное небо» | 1 (25 минут) | |
3 | «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» | «Фантастические цветы» | 1 (25 минут) | |
4 | «РЫБЫ» | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | 1 (25 минут) | |
Май | 1 | «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» | «День Победы. Вечный огонь» | 1 (25 минут) |
2 | «НАСЕКОМЫЕ» | «Бабочки, которых я видел летом» | 1 (25 минут) | |
3-4 | Оценка индивидуального развития |
Целевые ориентиры и требования к уровню подготовки обучающихся
по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
К концу учебного года:
Содержание работы по рисованию
образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности
Тема/раздел | Содержание | Требования к овладению необходимыми знаниями и умениями |
Оценка индивидуального развития обучающихся 4 (занятия) | Беседа о том, что кто хочет изобразить. Подготовка к практической части. Вспомнить приемы рисования разными средствами (краскам, карандашами, восковыми мелками, цветными ручками). | Выявить знания и умения по рисованию на начало учебного года с помощью диагностического материала. |
Рисование по замыслу 6 (занятий) | Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. | Умеют самостоятельно определять содержание для своего рисунка, доводят задуманное до конца. |
Предметное рисование 10 (занятий) | Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии —всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. | Умеют анализировать образец и самостоятельно его отображать; замечают отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей и передают эти отличия в рисунках. Умеют передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, передают движения фигур. Владеют композиционными умениями: учатся располагать предмет на листе с учетом его пропорций. Знают способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п). Рисуют акварелью, знают её свойства. Знают основные цвета, знакомы с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый). |
Сюжетное рисование 8 (занятий) | Учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений. Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.). | Умеют создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений. При передаче сюжета располагают изображения так, чтобы они не загораживали друг друга. Могут передавать соотношения предметов по величине. |
Декоративное рисование 8(занятий) | Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и Филимоновская игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с росписью жостовской, гжельской, хохломской, дымковской, городецкой, ее цветовым решением. Познакомить с северными узорами. Включать росписи в творческие работы. Помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры. | Умеют составлять узор из знакомых элементов (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки) на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Знают холодные и теплые оттенки. |
Способы проверки усвоения содержания по рисованию образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности
При проведении диагностики уровня овладения изобразительной деятельностью (рисование) педагог использует набор определенных критериев и показателей. Полный их набор можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования отбирается ограниченный набор критериев и показателей.
Выделенные критерии объединены в две группы:
1) анализ продуктов деятельности;
2) анализ процесса деятельности.
Разумеется, обе группы тесно связаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность и ее продукты.
Анализ продукта деятельности
1. Передача формы, строения предмета:
Высокий — форма передана точно; части расположены верно;
Средний — есть незначительные искажения;
Низкий — искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно.
2. Передача пропорции предмета в изображении:
Высокий — пропорции предмета соблюдены;
Средний — есть незначительные искажения;
Низкий — пропорции предмета переданы неверно.
3. Композиция (расположение изображений на листе, соотношение по величине разных изображений, составляющих картину):
Высокий — расположено по всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
Средний — расположено на полосе листа, есть незначительные искажения;
Низкий — расположение не продумано, носит случайный характер; пропорциональность разных предметов передана неверно.
4. Цвет (цветовое решение изображения декоративной композиции):
Высокий — передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);
Средний — есть отступления от реальной окраски;
Низкий — цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;
5. Представления о различных народных промыслах:
Высокий — знает о народных промыслах, умеет рисовать узоры и составлять декоративные композиции;
Средний — частично владеет знаниями о народных промыслах;
Низкий — не владеет знаниями о народных промыслах;
6. Представления о видах и жанрах в изобразительном искусстве:
Высокий — имеет представление о видах и жанрах в изобразительном искусстве;
Средний — частично имеет представление о видах и жанрах в изобразительном искусстве;
Низкий — не имеет представления о видах и жанрах в изобразительном искусстве.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии.
Высокий — слитная;
Средний — прерывистая;
Низкий — дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая;
2. Раскрашивание (размах):
Высокий — мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
Средний — крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
Низкий — беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
3. Уровень самостоятельности:
Высокий — выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
Средний — требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому обращается редко;
Низкий — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами ко взрослому не обращается.
Результаты освоения содержания по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности №______
№ | Ф.И. | Передача формы, строения предмета | Соблюдает пропорции | Создание композиции | Представления о различных народных промыслах | Цвет | Характер линии | Раскрашивание | Самостоятельность | Представления о видах и жанрах в изобразительном искусстве | Общее число баллов | ||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
Дата проведения ______________ Воспитатели: _____________________________________________
высокий | средний | низкий | |
н.г. | |||
к.г. |
Литература и средства обучения
Для педагогов:
Основная методическая литература:
1.Примерная Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
2.Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России,2005.
4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. (Художественно – эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
6.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
7.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
8.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
10. Л А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет» - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
11. А.А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» - М.: ТЦ СФЕРА, 2005.
12.Рябко Н.Б. Занятия по ИЗО деятельности дошкольника (бумажная пластика) – М., Педагогическое общество России, 2007
Учебно-наглядные пособия:
плакаты;
фотографии;
демонстрационные таблицы;
репродукции картин;
иллюстрации;
игрушки;
образцы.
Технические средства обучения: интерактивная доска, программно-аппаратном комплексе (ПАК) «Колибри»
Вспомогательная учебная литература:
1. Учебное издание «Дымковская игрушка» - М.: Мозаика – Синтез, 2006.
2. Рабочая тетрадь «Филимоновские свистульки» - М.: Мозаика – Синтез, 2006.
3.Наглядно-методическое пособие. Гжельская посуда: Альбом для детского художественного творчества. /Под ред. И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. – 20 с.
4.Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка: Альбом для детского художественного творчества. /Под ред. И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. – 20 с.
5.Тематические альбомы по лексическим темам.
6.Картины, плакаты, картинки, иллюстрации, открытки, фотографии по лексическим темам.
Оборудование:
Мольберт, альбомы для рисования, карандаши цветные, фломастеры, восковые мелки, кисти, краски гуашь, стаканчики-непроливайки, салфетки, поролоновые губки, ватные палочки.
Календарно-тематический план
по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности
Тема недели | «САД. ФРУКТЫ» | «ОВОЩИ. ОГОРОД» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Скатерть - самобранка» (коллективная работа) | «Загадки с грядки» (по представлению) |
Программные задачи | Знакомить с жанром живописи – натюрмортом; учить рисовать овощи, фрукты, ягоды разными изобразительными материалами; развивать эстетический вкус; воспитывать умение работать, не мешая сверстникам | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно рисовать форму и нужный оттенок |
Словарная работа | Обогащать словарь - натюрморт | Активизировать словарь по теме - овощи |
Н.Р.К. | ||
Материал. | Репродукции картин серии «Натюрморт», лист бумаги, восковые мелки. Фломастеры, цветные карандаши. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; загадки, муляжи, предметные иллюстрации |
Методические приемы | 1. Рассматривание репродукций картин по теме, чтение отгадывание загадок. 2. Д/и «Разложи в корзины». 3.Рассматривание и рисование по образцу. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги. | 1.Рассматривание муляжей и предметных картин по теме, чтение отгадывание загадок. 2. Д/и «Назови форму». 3.Рисование образца. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги. |
Оснащение дополнительная литература | А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» с.56 | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет» с.101 |
Тема недели | «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ» | «ЛЕС. ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Роспись миски хохломским узором» (коллективная работа) | «Осенняя береза и ель» |
Программные задачи | Познакомить с видом росписи «золотая хохлома» Учить новой композиции хохломского узора, выделяя элементы узора; учить рисовать элементы травки концом кисти, ягодки – тычком ватной палочки; рисовать узор в последовательности, сочетать цвета краски; воспитывать умение воспринимать словесную инструкцию, выполнять поставленную задачу | Учить передавать строение березы и ели в силуэтах; изображать деревья на широкой полосе земли; развивать художественный вкус, технику рисования кистью. |
Словарная работа | Обогащать словарь – хохлома | Активизировать в речи эпитеты. |
Н.Р.К. | Воспитывать бережное отношение к природе Родного края. | |
Материал. | Выставка работ «Золотая хохлома»; краски, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, шаблон для росписи | Репродукции картин по теме; стихи, загадки о лесе. Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, |
Методические приемы | 1.Рассматривание экспонатов «Золотая хохлома», чтение худ. Слова. 2. Д/у «Дорисуй элемент». 3.Рассматривание и рисование по образцу. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги. | 1.Рассматривание репродукций картин по теме, чтение отгадывание загадок. 2. Д/и «Чем похожи и отличаются хвойные и лиственные деревья». 3.Рисование образца. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги. |
Оснащение дополнительная литература | О.А.Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством» с.48 | Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей старшей группы» С.34 № 4 |
Тема недели | «ЛЕС. ГРИБЫ И ЯГОДЫ» | «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Идет дождь» | «Сказочные птицы» |
Программные задачи | Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; умению строить композицию рисунка; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной). | Учить рисовать птиц по представлению; передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. |
Словарная работа | Активизировать словарь по теме | Активизировать словарь по теме - птицы |
Н.Р.К. | Владеть представлениями о растительном мире Родного края (деревья, ягоды, грибы) | Формировать представления о птицах Родного края |
Материал. | Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждого ребенка). | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации по теме «Птицы», аудиозапись «Голоса птиц» |
Методические приемы | 1.Беседа 2.Д/и «Съедобное - несъедобное» 3.Обсуждение порядка выполнения работы (по этапам). 4. Рисование образца 4.Самостоятельная работа 5.Выставка работ детей | 1.Беседа «Птицы нашего края» 2.Д/и «Часть и целое» 3.Обсуждение порядка выполнения работы (по этапам). 4. Рисование образца 4.Самостоятельная работа 5.Выставка работ детей |
Оснащение дополнительная литература | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 55-14 | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО» стр.37 №1 |
Тема едели | «ИГРУШКИ » | «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Веселые игрушки» (богородская игрушка) | «Петух» (раскрашивание поделки из соленого теса) |
Программные задачи | Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству | Учить передавать строение силуэта птицы при помощи техники раскрашивания; умению комбинировать цветовосприятие; работать кистью по назначению (всем ворсом – широкие полоски; краям ворса - тонкие). Развивать творческую активность, наблюдательность. |
Словарная работа | Обогащать словарь (богородская игрушка) | |
Н.Р.К. | ||
Материал. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, шаблон, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки (на каждого ребенка).; Альбом «Богородская игрушка» | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; грубая кисть, жесткая бумага |
Методические приемы | 1.Рассматривание, чтение худ. литературы 2. Д/у «Собери картинку». 3.Рисование образца. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги. | 1.Рассматривание, чтение худ. литературы 2. Д/у «Широка- тонкая дорожка». 3.Рисование образца. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги. |
Оснащение дополнительная литература | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 56-16 | Конспект (см. рабочая программа по «Лепке», занятие по лексической теме «Игрушки» - «поделка из соленого теста «Петух»») |
Тема недели | «ОДЕЖДА» | «ОБУВЬ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Роспись дымковской куклы» | «Чудо – сапожки» |
Программные задачи | Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы (кофту и кокошник делать одноцветным, юбку — узорчатой); Формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими мелкими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы (цвет кофточки и головного убора повторяется в каких-либо элементах узора на юбке). | Расширять представление детей об обуви. Продолжать формировать знания о назначение обуви и её частей. Познакомить со сказочной обувью и ее функциями. Формировать умение классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя; Совершенствовать навыки рисования гуашью; Воспитывать аккуратность, самостоятельность |
Словарная работа | Активизировать словарь (круги, чередовать, одноцветная, клетка, узор) | Обогащать словарь – сапоги-скороходы; расширять словарный запас; называть обобщающее слово; умение подбирать антонимы; употреблять в речи качественные прилагательные. |
Н.Р.К. | Дать представление об орнаменте и одежде коренных жителей | Дать представление об орнаменте и обуви коренных жителей |
Материал. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, салфетки, трафарет – шаблон куклы | Картинки с обувью настоящей и сказочной, карточки с заданием «Подбери обувь» - по количеству детей, разрезные картинки на тему: «Обувь», загадки, гуашь, кисти, клеенки, распечатка контуров сапог-скороходов на каждого ребенка, опорная картинка с видами узоров (круг, точка, волнистая линия, прямая линия. |
Методические приемы | 1.Рассматривание, чтение худ. литературы 2. Д/у «Чередуем узор», «Дорожка». 3.Рисование образца. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги. | 1.Рассматривание, беседа, чтение худ. литературы, отгадывание загадок. 2. Д/у «Подбери пару», «Обувь». 3.Рисование образца. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей старшей группы» III цикл занятий №9 | Конспект (см.приложение) |
Тема недели | «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» | «ЗИМА. НАЧАЛО ЗИМЫ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Конь -качалка» (городецкая роспись) | «Зима» |
Программные задачи | Дать представление о росписи Городец. Учить украшать городецким узором изделие сложной формы, видеть зависимость узора от формы украшаемого предмета; выполнять задание в указанной последовательности; познакомить с росписью (асимметричным рисунком); Развивать наблюдательность, чувство композиции. | Учить передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Упражнять в технике рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество. |
Словарная работа | Обогащать словарь (Городец, асимметричный рисунок) | Активизировать словарь по теме «Зима» |
Н.Р.К. | ||
Материал. | Силуэты коней из черной бумаги; краски гуашь, мягкие кисточки. Альбом «Городец» | Бумага светлого тона (серая, голубая, желтая) формата А4, цветные восковые мелки, белила (гуашь), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Альбом «Времена года» |
Методические приемы | 1.Рассматривание презентаций 2. Д/у «Подбери узор» 3.Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание презентаций 2. Д/у «Изобретатели» (смешивание красок) 3.Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей старшей группы» VII цикл занятий - № 7 | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 78-38 |
Тема недели | «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» | «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СКАЗКИ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Сорока оглянулась» | «Обложка для книги» |
Программные задачи | Учить определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях сороки и воробья; учить изображать новую позу птицы — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета. | Учить передавать особенности построения рисунка, орнамента на передней и задней обложке книги, композиционно подбирать цветовую палитру для узора к цвету бумаги для обложки. Развивать воображение. |
Словарная работа | Активизировать словарь по теме | Активизировать словарь по теме |
Н.Р.К. | Развивать представление о птицах Родного края; воспитывать желание подкармливать в зимнее время | |
Материал. | Иллюстрации с изображениями сороки и воробья (для сравнения); лист бумаги для показа приемов изображения. У детей листы бумаги (18x15 см), цветные карандаши | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, фон – лист для обложки книги; выставка «Книжный уголок» |
Методические приемы | 1.Рассматривание, 2. Д/и «Чем похожи, чем отличаются» 3. Рисование образца 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание, чтение худ. литературы 2. Д/и «Отгадай сказку» 3.Рассматриваие библиотеки. Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей в подготовительной к школе группы» С.50 № 4 | Комарова Т.С. «ИЗО деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)» с.92 №78 |
Тема недели | «НОВЫЙ ГОД» | «НОВЫЙ ГОД» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Морозные узоры» | «Большие и маленькие ели» |
Программные задачи | Дать представления о монохромной гамме. Учить передавать прозрачными, нежными оттенками ощущение хрупкой заколдованной природы. Рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры. Упражнять в умении свободно наносить мазки, плавными и округлыми линиями (завиток, концом кисти - травинки). Развивать воображение. | Учить располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу); передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления |
Словарная работа | Обогащать словарь – монохромная гамма | Активизировать словарь по теме |
Н.Р.К. | Дать представления об особенностях зимы в Родном краю | |
Материал. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; альбом «Краеведение для детей», иллюстрации «Северные узоры» | Бумага серая или голубая, краски гуашь и акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). |
Методические приемы | 1.Рассматривание, чтение худ. литературы 2. Д/у «Повтори за мной» (смешивание цветов) 3.Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание, чтение худ. литературы 2. Д/у «Нарисуй хвою» (короткая-длинная) 3.Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | И.Е.Аллаярова «Симфония красок (конспекты занятий)» с.33 №16 | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 73-40 |
Тема недели | «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ » | «ЗИМА. ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Дети гуляют зимой на участке» | «Расписные ткани» |
Программные задачи | Учить передавать в рисунке несложный сюжет; умению рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками). Развивать силу нажима на карандаш, технику закрашивания. | Учить рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространства, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать элементы росписи (завиток, колечки, штрихи, линии); развивать технические умения работы с кистью (рисовать кончикам кисти или всем ворсом) в разном направлении |
Словарная работа | Активизировать словарь глаголами, прилагательными | |
Н.Р.К. | ||
Материал. | Альбомные листы, цветные карандаши (цветные восковые мелки) (на каждого ребенка). Сюжетные картины | Альбомный лист (ткань); иллюстрации по теме; схемы росписей; краски, кисти, баночки с водой, салфетки |
Методические приемы | 1.Рассматривание иллюстраций 2. Д/и «Времена года» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание иллюстраций 2. Д/и «Четвертый лишний» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 81-53 | И.А.Лыкова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа» с.84 № |
Тема недели | «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ» | «ОРУДИЯ ТРУДА И ИНСТРУМЕНТЫ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Нарисуй свое любимое животное» (олень) | «Орудия труда человека» |
Программные задачи | Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию. Развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала; технические навыки и умения в рисовании. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. | Обучать построению предметов цилиндрической формы с передачей сокращенного в перспективе круга; познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; развивать умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любвь к труду, аккуратности. |
Словарная работа | Обогащать словарь (оленеводство, стадо, ягель) | Обогащать словарь: светотени |
Н.Р.К. | Дать представление об оленеводстве (коренных жителей) | |
Материал. | Цветные карандаши, цветные восковые мелки, акварель; листы бумаги разной величины (для работы карандашом – поменьше, для рисования красками, цветными мелками – побольше) (на каждого ребенка) | Образец педагогического рисунка «Орудия труда человека» (карандаш); картонные круги; детские ведро и лопатка; гипсовый цилиндр. |
Методические приемы | 1.Рассматривание иллюстраций, презентаций 2. Д/у «Опиши животное, не называя его» 3.Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание иллюстраций, презентаций 2. Д/и «Что для чего нужно», «Доскажи словечко» 3.Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 86-61 | Конспект (см.приложение) |
Тема недели | «МЕБЕЛЬ» | « НАША АРМИЯ. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Вот эта улица, вот этот дом…» | «Папин портрет» |
Программные задачи | Познакомить с понятиями «архитектор, архитектура, фасад, торец». Учить передавать впечатления от окружающей жизни; создавать несложную композицию. Развивать приемы рисования. Расширять представления о различных прямоугольниках – широких, узких, высоких, низких. | Формировать представления о портрете. Учить рисовать мужской портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения (папы, дедушки, брата, дяди). Упражнять в умении закрашивать и прорисовывать рисунок. Развивать силу нажима карандаша. |
Словарная работа | Обогащать словарь - архитектор, архитектура, фасад, торец | Активизировать словарь глаголами, прилагательными |
Н.Р.К. | Воспитывать любознательность к достопримечательностям родного города | |
Материал. | Цветные карандаши, альбомный лист; иллюстрации по теме «Архитектура», «Города и улицы»; схема рисунка | Цветные карандаши, альбомный лист; иллюстрации по теме; схема рисунка |
Методические приемы | 1.Рассматривание иллюстраций 2. Д/и «Построим город» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание иллюстраций 2. Д/и «Какой папа и что умеет делать» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО» стр.28 №1 | Лыкова И.А. «Изо деятельность в детском саду (старшая группа)» с.136 №61 |
Тема недели | «ТРАНСОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ПДД» | «МАМИН ПРАЗДНИК. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Воздушный транспорт» | «Мамочка любимая, мамочка красивая» |
Программные задачи | Учить рисовать вертолет гуашевыми красками. Развивать технику владения кистью: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта; чувство цвета, формы, композиции. | Продолжать формировать представления о рисовании портрета. Продолжать учить рисовать лицо человека, соблюдать пропорциональность по образцу. Учить передавать особенности внешности, передавать образ. Развивать умение прорисовывать детали, закрашивать в одном направлении. |
Словарная работа | Обогащать словарь (крылья, лопасть, шасси и т.д.) | Активизировать словарь – глаголами, прилагательными |
Н.Р.К. | ||
Материал. | Краски, альбомный лист; кисти, салфетки, иллюстрации по теме; схема рисунка | Цветные карандаши, альбомный лист; иллюстрации по теме; схема рисунка |
Методические приемы | 1.Рассматривание иллюстраций 2. Д/и «Часть и целое» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание иллюстраций 2. Д/и «Какая мама и что умеет делать» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Интернет – Ресурс | И.Е.Аллаярова «Симфония красок (конспекты занятий)» с.48 №27 |
Тема недели | «ЗИМА. ОБОБЩЕНИЕ» | «МОЯ РОДИНА – РОСССИЯ. НАШ ГОРОД. ДОМ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Пингвины на льдинах» | «Моя Родина» |
Программные задачи | Учить смешивать краски для получения оттенка; рисовать пингвина, передавать пропорции тела, величину; дополнять работу элементами (снег, полярная ночь, лед). Упражнять в аккуратном закрашивании. Развивать любознательность. | Учить выражению художественно – изобразительными средствами представлений о своей Родине. Создавать замысел в соответствии с заданной темой и подбирать способы передачи своего замысла. Упражнять в комбинированной технике работы с карандашами, красками и кистью, простым карандашом. Развивать чувство композиции. |
Словарная работа | Обогащать словарь – холодные цвета, оттенки, полярная ночь | Обогащать словарь (пейзаж, линия горизонта) |
Н.Р.К. | Воспитывать интерес к природным явлениям Родного края | Развивать умение рассказывать о своем рисунке. Воспитывать чувство гордости за свою «малую Родину» |
Материал. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; альбом «Краеведение для детей» | Листы бумаги, цветные и простые карандаши, краски, кисти, салфетки |
Методические приемы | 1.Рассматривание, чтение худ. литературы 2. Д/у «Повтори за мной» (смешивание цветов краски) 3.Рисование образца. 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание иллюстраций, презентация «Мой край» 2. Д/у «Запомни, назови, что видел» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» с.63 №42-43 | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет» с.701 |
Тема недели | «ПОСУДА» | «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПОВАРА» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Гжельский сервиз» | «Жостовский орнамент» |
Программные задачи | Формировать представление об особенностях гжели, «гжельской мозаики». Учить видеть элементы росписи учетом особенностей формы, размера предмета. Учить расписывать гжелью шаблоны. Упражнять в технике рисования концом кисти (тонкий мазок), широкой кистью. Развивать представление о цветовосприятии. | Познакомить с традиционным русским народным промыслом «Жостовская роспись»; с построением жостовских орнаментов, украшающих борта подноса. Учить рисовать элементы орнамента кистью, держа ее тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Развивать творческую активность. |
Словарная работа | Обогащать словарь - гжельская мозаика | Обогащать словарь – жостовская роспись |
Н.Р.К. | ||
Материал. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, фон – шаблон; выставка «Виды мозаики», альбом «Гжельские узоры», «Посуда» | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, фон – шаблон; выставка «Изделия народных мастеров», альбом «Жостовские узоры» |
Методические приемы | 1.Рассматривание иллюстраций. Беседа 2. Д/и «Посуда» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Беседа. Чтение худ. литературы 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Д/у «Рисуем узор по дорожке» 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | И.Е.Аллаярова «Симфония красок (конспекты занятий)» с.34 №17 | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО» стр.63№8 |
Тема недели | «КОСМОС» | «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Звездное небо» | «Фантастические цветы» |
Программные задачи | Учить создавать образ звездного неба, используя смешанные техники (набрызг, восковые мелки, смешание красок, печать по трафарету). Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Развивать цветовосприятие. | Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов. Показать приемы видоизменения декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции; переносить полученные представления в художественную деятельность. |
Словарная работа | Обогащать словарь – набрызг, печать по трафарету | Активизировать в речи прилагательные |
Н.Р.К. | ||
Материал. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; жесткая кисть, поролоновый тампон, трафарет, картонка для набрызга; эскизы, иллюстрации. | Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; жесткая кисть, поролоновый тампон, трафарет, картонка для набрызга; эскизы, иллюстрации. |
Методические приемы | 1.Рассматривание иллюстраций «Космос» 2. Чтение худ. литературы 3.Рассматриваие иллюстраций к схеме. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание иллюстраций, альбомов, презентаций 2. Чтение худ. литературы 3.Рассматриваие иллюстраций к схеме. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» с.68 №59 | Лыкова И.А. «Изо деятельность в детском саду (старшая группа)» с.132 №59 |
Тема недели | «РЫБЫ » | «НАСЕКОМЫЕ» |
Запланированная дата | ||
Фактическая дата | ||
Тема занятия | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | «Бабочки, которых я видел летом» |
Программные задачи | Учить рисовать рыб с опорой на схему. Упражнять в технике нажима на карандаш; в умении правильно держать карандаш тремя пальцами. Развивать умение делать самостоятельный выбор изобразительных средств (форма, величина, цвет). | Познакомить с техникой монотипии; с симметрией (на примере бабочки). Упражнять в умении использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок - маленькое). Развивать пространственное мышление. |
Словарная работа | Активизировать словарь по теме – тело, хвост, голова, плавник, чешуя | Обогащать словарь - монотипия |
Н.Р.К. | Формировать представления о рыбах Родного края | |
Материал. | Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, лист бумаги А4, иллюстрации с изображением рыб, водоемов; загадки о рыбах; художественная литература по данной теме; тематические альбома «Рабы Ямала» | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш |
Методические приемы | 1.Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. 2. Д/и «Собери картинку (рыб)» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги | 1.Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. 2. Д/и «Угадай, что это» 3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций) 4.Физ.минутка. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итоги |
Оснащение дополнительная литература | Лыкова И.А. «Изо деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)» с.134 №60 | Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» с.52 №3 |
Конспект занятия по рисованию
«Орудия труда человека»
(карандаш)
Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы с передачей сокращенного в перспективе круга; познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; обогатить и углубить элементарные знания об орудиях труда человека; развивать умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любви к труду, аккуратности.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Орудия труда человека» (карандаш); картонные круги; детские ведро и лопатка; гипсовый цилиндр.
Литературный ряд: стихотворение С. В. Михалкова «Наши дела»; загадки.
Ход
I. Организация
1. Приветствие
II. Постановка темы
Воспитатель. Сегодня тема урока – «Орудия труда человека».
Отгадайте, какие орудия труда вы будете рисовать.
Рядом с дворником шагало, разгребало снег кругом
И ребятам помогало делать гору, строить дом.
Что это?
Верно, это лопата.
За водой идут – песни звонкие поют,
А назад идут – слезы льют.
А это что?
Правильно, это ведра.
III. Актуализация знаний
Воспитатель. Как только человек появился на свет, он не захотел зависеть от окружающего мира, а решил этот мир изменить. И люди до сих пор изменяют его – все быстрее и быстрее. Со времен первых орудий труда, созданных еще в каменном веке два миллиона лет назад, люди продолжают изобретать все новые и новые вещи, чтобы сделать жизнь легче, удобнее, безопаснее и увлекательнее. Но некоторые из этих вещей настолько важны, что без них мы не могли бы и сейчас делать определенные трудовые операции. К таким орудиям труда относятся как раз и лопата с ведром.
Игра «Что для чего нужно?»
Воспитатель: Лопата имеет цилиндрическую форму, поэтому сегодня вы узнаете, как надо изображать предметы цилиндрической формы на плоскости листа бумаги.
Каковы пропорции лопаты и ведра?
Какую окраску имеют лопата и ведро?
Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.
В рисунке освещенные части предметов называются светом, неосвещенные – тенью.
Педагогический рисунок (показ, индивидуальная работа).
1. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге каждым из предметов. Укажем высоту каждого из предметов.
4. Выполним лопату и ведро в тоне с помощью светотени. Рисунок закончен.
Чтобы достичь мягкости перехода от светлого к темному, не следует растирать штрихи пальцем или бумажкой, а надо добиваться этого усилением или ослаблением нажима пальцев на карандаш и изменением расстояния между штрихами. Особое внимание обратите на то, чтобы в штриховке не было случайных пятен или линий.
Показ приемов нанесения светотени посредством рисунка
Самостоятельная работа
Итог
Конспект по рисование
«Чудо - сапожки»
Цель: Расширять представление детей об обуви.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания о назначение обуви и её частей.
2. Познакомить со сказочной обувью и ее функциями.
3. Формировать умение классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя;
4. Расширять словарный запас; называть обобщающее слово; закреплять умение подбирать антонимы; употреблять в речи качественные прилагательные.
5. Совершенствовать навыки рисования гуашью;
6. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: картинки с обувью настоящей и сказочной, карточки с заданием «Подбери обувь» - по количеству детей, разрезные картинки на тему: «Обувь», загадки, гуашь, кисти, клеенки, распечатка контуров сапог-скороходов на каждого ребенка, опорная картинка с видами узоров (круг, точка, волнистая линия, прямая линия.
Ход образовательной деятельности:
1 Организационный момент.
Загадки об обуви.
(На столе лежат карточки, с изображением обуви – отгадки. Отгадывая, дети размещают картинки на магнитной доске)
Чтобы прыгать и скакать?
Чтобы ножки не опухли,
Надевать что нужно?
(Туфли)
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену.
(Босоножки)
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой.
(Валенки)
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
Нужно нам обуть.
(Сапожки)
Входит в группу грустный «Кот в сапогах», плачет и здоровается с детьми.
Кот. Здравствуйте, ребятки! Я не знал к кому мне обратиться и пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги мои совсем прохудились, порвались, даже подошва отвалилась, а на улице уже холодно, лапы мерзнут, болят. Где же мне взять новые сапоги?
Ответы детей. (Например: В магазине, на рынке).
Воспитатель. Сапоги быстро износились, потому что ты, кот, и зимой, и летом, в одних сапогах ходишь, поэтому у тебя еще и лапы болят. А ведь обувь разная бывает.
Кот. Какая разная?
(Воспитатель указывает на магнитную доску, где расположены отгадки ранее загаданных загадок.)
Кот. Так много обуви. Но зачем? Ведь можно всегда и везде ходить в одних сапогах.
Воспитатель. Нет, это вредно для здоровья. Обувь надо тщательно выбирать, чтоб ноги были здоровы, не уставали и не болели. Вот, например, ребята подскажут.
2.Словарная работа
(Задание на словообразование)
- Зимой мы носим какую обувь? (Зимнюю)
- Летом …….
- Осенью ……
- Мужчины носят – мужскую.
- Женщины ……..
- Дети ……….
- Спортом занимаются в …….
- Дома, в квартире …….
- На улице …….
Кот. А на праздник девочки ходят в нарядной обуви на высоченных каблуках, да?
(Ответы детей. Например: нет, детям нельзя ходить на высоких каблуках, это вредно, можно ногу подвернуть, упасть.)
Воспитатель. Ребята, расскажите Коту, как правильно выбрать обувь, какая она должна быть.
(Ответы детей. Например: обувь должна быть удобная, нужного размера, для спорта – спортивная, для холода – теплая, для жары – легкая).
Воспитатель. Понял?
Кот. Да, все понял. Я побежал в магазин.
Воспитатель. Не нужно тебе кот бегать по магазинам, мы разомнем наши ножки и сделаем тебе обувь.
Физминутка.
Вот они сапожки
Это с левой ножки
Это с правой ножки
Если дождик пойдет
Наденем калошки
Это с правой ножки
Это с левой ножки
Вот как хорошо!
4. Сообщение темы занятия.
5. Рисование
Воспитатель. Ребята, посмотрите, вот сапоги-скороходы. Какие они? Они не яркие. Давайте придумаем каждый себе узор для своих сказочных сапог-скороходов. Что нам понадобиться?
А вы помните, какие бывают узоры?
(Опорная картинка)
С чего начнем?
Сначала сделаем фон, затем, будем рисовать большие элементы, а уж потом - маленькие.
Не забудьте промывать хорошо кисть, после каждой краски.
(Дети рисуют).
6.Подведение итогов
Воспитатель. Молодцы! Какую красивую обувь мы нарисовали. Назовите ее ласково. (Ответы детей по очереди).
. Подведение итогов
- Ребята, что такое обувь?
- Зачем она нужна нам?
- Какая бывает обувь?
- Какую вы знаете летнюю обувь?
- Какую зимнюю обувь?
- Какая осенняя обувь бывает?
- Какую сказочную обувь вы знаете?
Дорогой, Кот! А я вот от всех детей и от себя хочу подарить тебе вот такие новенькие, красивые, зимние сапожки.
Кот. Спасибо! Я всю жизнь мечтал о таких. До свидания ребята! Я вас никогда не забуду. Буду приходить к вам в гости.