Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 56996 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Рабочая программа по рисованию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности

Поделиться опытом работы. Сотрудничать с педагогами в методической работе с обучающимися по разработке рабочих программ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рабочая программа по рисованию

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

старшей группы компенсирующей направленности №___

1 раз в неделю (36 занятий)

2024 – 2025 учебный год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Тематический план

7

3.

Содержание работы

9

4.

Способы проверки усвоения содержания программы

11

5.

Результаты освоения

14

6.

Литература и средства обучения

15

7.

Календарно – тематический план

17

Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности, составлена в соответствии с Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту программа).

Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены цели, задачи, целевые ориентиры, содержание психолого-педагогической работы, определены наиболее оптимальные и эффективные для обучающихся формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Количество и длительность занятий

Общее

В неделю

Длительность (минут)

36

1 (один)

25

Сопутствующими формами образовательной деятельности по рисованию образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности являются:

Цели – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности; развитие эстетических чувств обучающихся, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи:

Предметное рисование:

Сюжетное рисование:

Декоративное рисование:

Коррекционные задачи:

Задачи по национально-региональному компоненту:

Рабочая программа предусматривает использование методов и приемов обучения в рамках национально-регионального компонента

НРК реализуется через приобщение обучающихся к быту коренных северных народов, его традициям и культуре, как часть занятия и совмещается в лексических темах: «Лес. Лиственные и хвойные деревья», «Одежда», «Обувь», «Моя Родина – Россия. Наш город. Дом».

Задачи по обновлению содержания образования:

Новизна рабочей программы по рисованию образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности заключается в использовании разнообразных нетрадиционных техник изобразительного искусства, что позволяет в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. Обоснование внесенных изменений связаны с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития обучающихся.

Особенностью организации образовательного процесса по рисованию образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» является комплексно - тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме развивать активность и самостоятельность, вызывать стремление создавать что-то полезное для других, порадовать обучающихся и взрослых. Следует побуждать обучающихся вспоминать, что они видели интересного, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт обучающихся, что похожее они уже рисовали; какие изобразительные средства и техники рисования использовали; вызывать обучающегося для показа рисования всем; уточнять, какие техники лучше использовать при создании того или иного художественного образа, изображения предмета или явления.

В процессе освоения рабочей программы используются специальные игры, формирующие руку обучающихся к работе с изобразительными средствами – карандашами, мелками, кистью, фломастерами и др. Играя со сказочными персонажами, знакомятся с основными приемами и способами рисования, особенностями рисования гуашью и акварелью, учатся композиционному построению рисунка.

Особенность организации образовательного процесса заключается в использовании инновационных педагогических образовательных технологий: ИКТ, здоровьесбережение, ТРИЗ, личностно-ориентированные технологии, технология проектирования. Программа предусматривает использование музыкального сопровождения, просмотр видео, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, прослушивание литературного материала, дидактические и художественно-развивающие игры.

Предпочтительной формой организации образовательного процесса является занятие, проводимое в игровой форме.

Вариативность проведения педагогической диагностики

Оценка индивидуального развития обучающихся в рисовании проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и выполнения практических диагностических заданий в ходе занятия. Она обеспечивает возможность оценки динамики достижения детей. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей об успехах и проблемах, выявленных.

Тематическое планирование по рисованию

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности

В тематическом плане представлена последовательность изучения разделов и тем программы по рисованию, показано распределение занятий по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Тематический план составлен с учетом специфики группы.

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Тема занятия

Количество

Сентябрь

1-2

Оценка индивидуального развития

3

«САД.ФРУКТЫ»

«Роспись миски хохломским узором»

1 (25 минут)

4

«ОВОЩИ. ОГОРОД»

«Загадки с грядки» (по представлению)

1 (25 минут)

Октябрь

1

«ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ»

«Дерево и кусты»

1 (25 минут)

2

«ЛЕС. ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ

«Осенняя береза и ель»

1 (25минут)

3

«ЛЕС. ГРИБЫ И ЯГОДЫ»

«Идет дождь»

1 (25 минут)

4

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

«Сказочные птицы»

1 (25 минут)

5

«ИГРУШКИ»

«Веселые игрушки»

(богородская игрушка)

1 (25 минут)

Ноябрь

1

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

«Петух»

(раскрашивание поделки из соленого теса)

1 (25 минут)

2

«ОДЕЖДА»

«Фартук для дымковской куклы»

1 (25 минут)

3

«ОБУВЬ»

«Чудо – сапожки»

1 (25 минут)

4

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

«Дымковские кони»

1 (25 минут)

Декабрь

1

«ЗИМА. НАЧАЛО ЗИМЫ»

«Морозные узоры»

1 (25 минут)

2

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

«Сорока оглянулась»

1 (25 минут)

3

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СКАЗКИ»

«Обложка для книги»

«Рисование иллюстраций к сказке»

1 (25 минут)

4

«НОВЫЙ ГОД»

«Большие и маленькие ели»

1 (25 минут)

Январь

2

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

«Дети гуляют зимой на участке»

1 (25 минут)

3

«ЗИМА. ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

«Расписные ткани»

1 (25 минут)

4

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

«Ежики»

1 (25 минут)

Февраль

1

«ОРУДИЯ ТРУДА И ИНСТРУМЕНТЫ»

«Орудия труда человека»

1 (25 минут)

2

«МЕБЕЛЬ»

«Вот эта улица, вот этот дом…»

1 (25 минут)

3

«НАША АРМИЯ. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

«Папин портрет»

1 (25 минут)

4

«ТРАНСПОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ПДД»

«Легковой автомобиль»

1 (25 минут)

Март

1

«МАМИН ПРАЗДНИК. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ»

«Мамочка любимая, мамочка красивая»

1 (25 минут)

2

«ЗИМА. ОБОБЩЕНИЕ»

«Пингвины на льдинах»

1 (25 минут)

3

«МОЯ РОДИНА – РОССИЯ.НАШ ГОРОД. ДОМ»

«Вот эта улица, вот этот дом…»

1 (25 минут)

4

«ПОСУДА»

«Гжельский сервиз»

1 (25 минут)

Апрель

1

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПОВАРА»

«Жостовский орнамент»

1 (25 минут)

2

«КОСМОС»

«Звездное небо»

1 (25 минут)

3

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

«Фантастические цветы»

1 (25 минут)

4

«РЫБЫ»

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

1 (25 минут)

Май

1

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

«День Победы. Вечный огонь»

1 (25 минут)

2

«НАСЕКОМЫЕ»

«Бабочки, которых я видел летом»

1 (25 минут)

3-4

Оценка индивидуального развития

Целевые ориентиры и требования к уровню подготовки обучающихся

по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

К концу учебного года:

Содержание работы по рисованию

образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности

Тема/раздел

Содержание

Требования к овладению необходимыми знаниями и умениями

Оценка индивидуального развития обучающихся

4 (занятия)

Беседа о том, что кто хочет изобразить.

Подготовка к практической части. Вспомнить приемы рисования разными средствами (краскам, карандашами, восковыми мелками, цветными ручками).

Выявить знания и умения по рисованию на начало учебного года с помощью диагностического материала.

Рисование

по замыслу

6 (занятий)

Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Умеют самостоятельно определять содержание для своего рисунка, доводят задуманное до конца.

Предметное рисование

10 (занятий)

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии —всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Умеют анализировать образец и самостоятельно его отображать; замечают отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей и передают эти отличия в рисунках.

Умеют передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, передают движения фигур.

Владеют композиционными умениями: учатся располагать предмет на листе с учетом его пропорций. Знают способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Рисуют акварелью, знают её свойства.

Знают основные цвета, знакомы с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый).

Сюжетное рисование

8 (занятий)

Учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Умеют создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.

При передаче сюжета располагают изображения так, чтобы они не загораживали друг друга. Могут передавать соотношения предметов по величине.

Декоративное рисование

8(занятий)

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и Филимоновская игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с росписью жостовской, гжельской, хохломской, дымковской, городецкой, ее цветовым решением.

Познакомить с северными узорами. Включать росписи в творческие работы. Помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Умеют составлять узор из знакомых элементов (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки) на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Знают холодные и теплые оттенки.

Способы проверки усвоения содержания по рисованию образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности

При проведении диагностики уровня овладения изобразительной деятельностью (рисование) педагог использует набор определенных критериев и показателей. Полный их набор можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования отбирается ограниченный набор критериев и показателей.

Выделенные критерии объединены в две группы:

1) анализ продуктов деятельности;

2) анализ процесса деятельности.

Разумеется, обе группы тесно связаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности

1. Передача формы, строения предмета:

Высокий — форма передана точно; части расположены верно;

Средний — есть незначительные искажения;

Низкий — искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно.

2. Передача пропорции предмета в изображении:

Высокий — пропорции предмета соблюдены;

Средний — есть незначительные искажения;

Низкий — пропорции предмета переданы неверно.

3. Композиция (расположение изображений на листе, соотношение по величине разных изображений, составляющих картину):

Высокий — расположено по всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

Средний — расположено на полосе листа, есть незначительные искажения;

Низкий — расположение не продумано, носит случайный характер; пропорциональность разных предметов передана неверно.

4. Цвет (цветовое решение изображения декоративной композиции):

Высокий — передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);

Средний — есть отступления от реальной окраски;

Низкий — цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно;

5. Представления о различных народных промыслах:

Высокий — знает о народных промыслах, умеет рисовать узоры и составлять декоративные композиции;

Средний — частично владеет знаниями о народных промыслах;

Низкий — не владеет знаниями о народных промыслах;

6. Представления о видах и жанрах в изобразительном искусстве:

Высокий — имеет представление о видах и жанрах в изобразительном искусстве;

Средний — частично имеет представление о видах и жанрах в изобразительном искусстве;

Низкий — не имеет представления о видах и жанрах в изобразительном искусстве.

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии.

Высокий — слитная;

Средний — прерывистая;

Низкий — дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая;

2. Раскрашивание (размах):

Высокий — мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

Средний — крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

Низкий — беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

3. Уровень самостоятельности:

Высокий — выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

Средний — требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому обращается редко;

Низкий — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами ко взрослому не обращается.

Результаты освоения содержания по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности №______

Ф.И.

Передача формы, строения предмета

Соблюдает

пропорции

Создание композиции

Представления о различных народных промыслах

Цвет

Характер линии

Раскрашивание

Самостоятельность

Представления о видах и жанрах в изобразительном искусстве

Общее число баллов

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Дата проведения ______________ Воспитатели: _____________________________________________

высокий

средний

низкий

н.г.

к.г.

Литература и средства обучения

Для педагогов:

Основная методическая литература:

1.Примерная Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

2.Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России,2005.

4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. (Художественно – эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.

6.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

7.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

8.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

10. Л А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет» - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

11. А.А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» - М.: ТЦ СФЕРА, 2005.

12.Рябко Н.Б. Занятия по ИЗО деятельности дошкольника (бумажная пластика) – М., Педагогическое общество России, 2007

Учебно-наглядные пособия:

плакаты;

фотографии;

демонстрационные таблицы;

репродукции картин;

иллюстрации;

игрушки;

образцы.

Технические средства обучения: интерактивная доска, программно-аппаратном комплексе (ПАК) «Колибри»

Вспомогательная учебная литература:

1. Учебное издание «Дымковская игрушка» - М.: Мозаика – Синтез, 2006.

2. Рабочая тетрадь «Филимоновские свистульки» - М.: Мозаика – Синтез, 2006.

3.Наглядно-методическое пособие. Гжельская посуда: Альбом для детского художественного творчества. /Под ред. И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. – 20 с.

4.Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка: Альбом для детского художественного творчества. /Под ред. И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. – 20 с.

5.Тематические альбомы по лексическим темам.

6.Картины, плакаты, картинки, иллюстрации, открытки, фотографии по лексическим темам.

Оборудование:

Мольберт, альбомы для рисования, карандаши цветные, фломастеры, восковые мелки, кисти, краски гуашь, стаканчики-непроливайки, салфетки, поролоновые губки, ватные палочки.

Календарно-тематический план

по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности

Тема недели

«САД. ФРУКТЫ»

«ОВОЩИ. ОГОРОД»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Скатерть - самобранка» (коллективная работа)

«Загадки с грядки» (по представлению)

Программные задачи

Знакомить с жанром живописи – натюрмортом;

учить рисовать овощи, фрукты, ягоды разными изобразительными материалами;

развивать эстетический вкус; воспитывать умение работать, не мешая сверстникам

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно рисовать форму и нужный оттенок

Словарная работа

Обогащать словарь - натюрморт

Активизировать словарь по теме - овощи

Н.Р.К.

Материал.

Репродукции картин серии «Натюрморт», лист бумаги, восковые мелки. Фломастеры, цветные карандаши.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; загадки, муляжи, предметные иллюстрации

Методические приемы

1. Рассматривание репродукций картин по теме, чтение отгадывание загадок.

2. Д/и «Разложи в корзины».

3.Рассматривание и рисование по образцу.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги.

1.Рассматривание муляжей и предметных картин по теме, чтение отгадывание загадок.

2. Д/и «Назови форму».

3.Рисование образца.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги.

Оснащение дополнительная литература

А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» с.56

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет» с.101

Тема недели

«ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ»

«ЛЕС. ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Роспись миски хохломским узором»

(коллективная работа)

«Осенняя береза и ель»

Программные задачи

Познакомить с видом росписи «золотая хохлома»

Учить новой композиции хохломского узора, выделяя элементы узора; учить рисовать элементы травки концом кисти, ягодки – тычком ватной палочки; рисовать узор в последовательности, сочетать цвета краски; воспитывать умение воспринимать словесную инструкцию, выполнять поставленную задачу

Учить передавать строение березы и ели в силуэтах; изображать деревья на широкой полосе земли;

развивать художественный вкус, технику рисования кистью.

Словарная работа

Обогащать словарь – хохлома

Активизировать в речи эпитеты.

Н.Р.К.

Воспитывать бережное отношение к природе Родного края.

Материал.

Выставка работ «Золотая хохлома»; краски, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, шаблон для росписи

Репродукции картин по теме; стихи, загадки о лесе.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки,
магнитофон, классическая музыка

Методические приемы

1.Рассматривание экспонатов «Золотая хохлома», чтение худ. Слова.

2. Д/у «Дорисуй элемент».

3.Рассматривание и рисование по образцу.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги.

1.Рассматривание репродукций картин по теме, чтение отгадывание загадок.

2. Д/и «Чем похожи и отличаются хвойные и лиственные деревья».

3.Рисование образца.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги.

Оснащение дополнительная литература

О.А.Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством» с.48

Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей старшей группы»

С.34 № 4

Тема недели

«ЛЕС. ГРИБЫ И ЯГОДЫ»

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Идет дождь»

«Сказочные птицы»

Программные задачи

Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; умению строить композицию рисунка; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке.

Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной).

Учить рисовать птиц по представлению; передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста.

Словарная работа

Активизировать словарь по теме

Активизировать словарь по теме - птицы

Н.Р.К.

Владеть представлениями о растительном мире Родного края (деревья, ягоды, грибы)

Формировать представления о птицах Родного края

Материал.

Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждого ребенка).

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации по теме «Птицы», аудиозапись «Голоса птиц»

Методические приемы

1.Беседа

2.Д/и «Съедобное - несъедобное»

3.Обсуждение порядка выполнения работы (по этапам).

4. Рисование образца

4.Самостоятельная работа

5.Выставка работ детей

1.Беседа «Птицы нашего края»

2.Д/и «Часть и целое»

3.Обсуждение порядка выполнения работы (по этапам).

4. Рисование образца

4.Самостоятельная работа

5.Выставка работ детей

Оснащение дополнительная литература

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 55-14

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО» стр.37 №1

Тема едели

«ИГРУШКИ »

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Веселые игрушки»

(богородская игрушка)

«Петух»

(раскрашивание поделки из соленого теса)

Программные задачи

Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей.

Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой.

Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству

Учить передавать строение силуэта птицы при помощи техники раскрашивания; умению комбинировать цветовосприятие; работать кистью по назначению (всем ворсом – широкие полоски; краям ворса - тонкие).

Развивать творческую активность, наблюдательность.

Словарная работа

Обогащать словарь (богородская игрушка)

Н.Р.К.

Материал.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, шаблон, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки (на каждого ребенка).; Альбом «Богородская игрушка»

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; грубая кисть, жесткая бумага

Методические приемы

1.Рассматривание, чтение худ. литературы

2. Д/у «Собери картинку».

3.Рисование образца.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги.

1.Рассматривание, чтение худ. литературы

2. Д/у «Широка- тонкая дорожка».

3.Рисование образца.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги.

Оснащение дополнительная литература

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 56-16

Конспект (см. рабочая программа по «Лепке», занятие по лексической теме «Игрушки» - «поделка из соленого теста «Петух»»)

Тема недели

«ОДЕЖДА»

«ОБУВЬ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Роспись дымковской куклы»

«Чудо – сапожки»

Программные задачи

Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы (кофту и кокошник делать одноцветным, юбку — узорчатой);

Формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими мелкими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы (цвет кофточки и головного убора повторяется в каких-либо элементах узора на юбке).

Расширять представление детей об обуви.

Продолжать формировать знания о назначение обуви и её частей.

Познакомить со сказочной обувью и ее функциями.

Формировать умение классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя;

Совершенствовать навыки рисования гуашью;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность

Словарная работа

Активизировать словарь (круги, чередовать, одноцветная, клетка, узор)

Обогащать словарь – сапоги-скороходы; расширять словарный запас; называть обобщающее слово; умение подбирать антонимы; употреблять в речи качественные прилагательные.

Н.Р.К.

Дать представление об орнаменте и одежде коренных жителей

Дать представление об орнаменте и обуви коренных жителей

Материал.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, салфетки, трафарет – шаблон куклы

Картинки с обувью настоящей и сказочной, карточки с заданием «Подбери обувь» - по количеству детей, разрезные картинки на тему: «Обувь», загадки, гуашь, кисти, клеенки, распечатка контуров сапог-скороходов на каждого ребенка, опорная картинка с видами узоров (круг, точка, волнистая линия, прямая линия.

Методические приемы

1.Рассматривание, чтение худ. литературы

2. Д/у «Чередуем узор», «Дорожка».

3.Рисование образца.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги.

1.Рассматривание, беседа, чтение худ. литературы, отгадывание загадок.

2. Д/у «Подбери пару», «Обувь».

3.Рисование образца.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей старшей группы»

III цикл занятий №9

Конспект (см.приложение)

Тема недели

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

«ЗИМА. НАЧАЛО ЗИМЫ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Конь -качалка» (городецкая роспись)

«Зима»

Программные задачи

Дать представление о росписи Городец.

Учить украшать городецким узором изделие сложной формы, видеть зависимость узора от формы украшаемого предмета; выполнять задание в указанной последовательности;

познакомить с росписью (асимметричным рисунком);

Развивать наблюдательность, чувство композиции.

Учить передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке.

Упражнять в технике рисовать разные дома и деревья.

Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

Словарная работа

Обогащать словарь (Городец, асимметричный рисунок)

Активизировать словарь по теме «Зима»

Н.Р.К.

Материал.

Силуэты коней из черной бумаги; краски гуашь, мягкие кисточки.

Альбом «Городец»

Бумага светлого тона (серая, голубая, желтая) формата А4, цветные восковые мелки, белила (гуашь), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Альбом «Времена года»

Методические приемы

1.Рассматривание презентаций

2. Д/у «Подбери узор»

3.Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание презентаций

2. Д/у «Изобретатели» (смешивание красок)

3.Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей старшей группы»

VII цикл занятий - № 7

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 78-38

Тема недели

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. СКАЗКИ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Сорока оглянулась»

«Обложка для книги»

Программные задачи

Учить определять по изображению птицы ее характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях сороки и воробья; учить изображать новую позу птицы — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась);

упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета.

Учить передавать особенности построения рисунка, орнамента на передней и задней обложке книги, композиционно подбирать цветовую палитру для узора к цвету бумаги для обложки.

Развивать воображение.

Словарная работа

Активизировать словарь по теме

Активизировать словарь по теме

Н.Р.К.

Развивать представление о птицах Родного края; воспитывать желание подкармливать в зимнее время

Материал.

Иллюстрации с изображениями сороки и воробья (для сравнения); лист бумаги для показа приемов изображения. У детей листы бумаги (18x15 см), цветные карандаши

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, фон – лист для обложки книги; выставка «Книжный уголок»

Методические приемы

1.Рассматривание,

2. Д/и «Чем похожи, чем отличаются»

3. Рисование образца

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание, чтение худ. литературы

2. Д/и «Отгадай сказку»

3.Рассматриваие библиотеки. Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Г.С.Швайко «ИЗО деятельность в ДОУ для детей в подготовительной к школе группы» С.50 № 4

Комарова Т.С. «ИЗО деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)» с.92 №78

Тема недели

«НОВЫЙ ГОД»

«НОВЫЙ ГОД»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Морозные узоры»

«Большие и маленькие ели»

Программные задачи

Дать представления о монохромной гамме.

Учить передавать прозрачными, нежными оттенками ощущение хрупкой заколдованной природы.

Рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры.

Упражнять в умении свободно наносить мазки, плавными и округлыми линиями (завиток, концом кисти - травинки).

Развивать воображение.

Учить располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу); передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее).

Развивать эстетические чувства, образные представления

Словарная работа

Обогащать словарь – монохромная гамма

Активизировать словарь по теме

Н.Р.К.

Дать представления об особенностях зимы в Родном краю

Материал.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; альбом «Краеведение для детей», иллюстрации «Северные узоры»

Бумага серая или голубая, краски гуашь и акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Методические приемы

1.Рассматривание, чтение худ. литературы

2. Д/у «Повтори за мной» (смешивание цветов)

3.Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание, чтение худ. литературы

2. Д/у «Нарисуй хвою» (короткая-длинная)

3.Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

И.Е.Аллаярова «Симфония красок (конспекты занятий)» с.33 №16

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 73-40

Тема недели

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ »

«ЗИМА. ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Дети гуляют зимой на участке»

«Расписные ткани»

Программные задачи

Учить передавать в рисунке несложный сюжет; умению рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног.

Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).

Развивать силу нажима на карандаш, технику закрашивания.

Учить рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространства, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать элементы росписи (завиток, колечки, штрихи, линии); развивать технические умения работы с кистью (рисовать кончикам кисти или всем ворсом) в разном направлении

Словарная работа

Активизировать словарь глаголами, прилагательными

Н.Р.К.

Материал.

Альбомные листы, цветные карандаши (цветные восковые мелки) (на каждого ребенка).

Сюжетные картины

Альбомный лист (ткань); иллюстрации по теме; схемы росписей; краски, кисти, баночки с водой, салфетки

Методические приемы

1.Рассматривание иллюстраций

2. Д/и «Времена года»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание иллюстраций

2. Д/и «Четвертый лишний»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 81-53

И.А.Лыкова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа» с.84 №

Тема недели

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

«ОРУДИЯ ТРУДА И ИНСТРУМЕНТЫ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Нарисуй свое любимое животное» (олень)

«Орудия труда человека»

Программные задачи

Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию.

Развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала; технические навыки и умения в рисовании.

Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

 Обучать построению предметов цилиндрической формы с передачей сокращенного в перспективе круга;

познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций;

развивать умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательности и внимания;

воспитывать любвь к труду, аккуратности.

Словарная работа

Обогащать словарь (оленеводство, стадо, ягель)

Обогащать словарь: светотени

Н.Р.К.

Дать представление об оленеводстве (коренных жителей)

Материал.

Цветные карандаши, цветные восковые мелки, акварель; листы бумаги разной величины (для работы карандашом – поменьше, для рисования красками, цветными мелками – побольше) (на каждого ребенка)

Образец педагогического рисунка «Орудия труда человека» (карандаш); картонные круги; детские ведро и лопатка; гипсовый цилиндр.

Методические приемы

1.Рассматривание иллюстраций, презентаций

2. Д/у «Опиши животное, не называя его»

3.Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание иллюстраций, презентаций

2. Д/и «Что для чего нужно», «Доскажи словечко»

3.Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», с. 86-61

Конспект (см.приложение)

Тема недели

«МЕБЕЛЬ»

« НАША АРМИЯ. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Вот эта улица, вот этот дом…»

«Папин портрет»

Программные задачи

Познакомить с понятиями «архитектор, архитектура, фасад, торец». Учить передавать впечатления от окружающей жизни; создавать несложную композицию.

Развивать приемы рисования.

Расширять представления о различных прямоугольниках – широких, узких, высоких, низких.

Формировать представления о портрете.

Учить рисовать мужской портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения (папы, дедушки, брата, дяди).

Упражнять в умении закрашивать и прорисовывать рисунок.

Развивать силу нажима карандаша.

Словарная работа

Обогащать словарь - архитектор, архитектура, фасад, торец

Активизировать словарь глаголами, прилагательными

Н.Р.К.

Воспитывать любознательность к достопримечательностям родного города

Материал.

Цветные карандаши, альбомный лист; иллюстрации по теме «Архитектура», «Города и улицы»; схема рисунка

Цветные карандаши, альбомный лист; иллюстрации по теме; схема рисунка

Методические приемы

1.Рассматривание иллюстраций

2. Д/и «Построим город»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание иллюстраций

2. Д/и «Какой папа и что умеет делать»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО» стр.28 №1

Лыкова И.А. «Изо деятельность в детском саду (старшая группа)» с.136 №61

Тема недели

«ТРАНСОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ПДД»

«МАМИН ПРАЗДНИК. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Воздушный транспорт»

«Мамочка любимая, мамочка красивая»

Программные задачи

Учить рисовать вертолет гуашевыми красками.

Развивать технику владения кистью: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта; чувство цвета, формы, композиции.

Продолжать формировать представления о рисовании портрета.

Продолжать учить рисовать лицо человека, соблюдать пропорциональность по образцу.

Учить передавать особенности внешности, передавать образ.

Развивать умение прорисовывать детали, закрашивать в одном направлении.

Словарная работа

Обогащать словарь (крылья, лопасть, шасси и т.д.)

Активизировать словарь – глаголами, прилагательными

Н.Р.К.

Материал.

Краски, альбомный лист; кисти, салфетки, иллюстрации по теме; схема рисунка

Цветные карандаши, альбомный лист; иллюстрации по теме; схема рисунка

Методические приемы

1.Рассматривание иллюстраций

2. Д/и «Часть и целое»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание иллюстраций

2. Д/и «Какая мама и что умеет делать»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Интернет – Ресурс

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-hudozhestveno-yesteticheskomu-razvitiyu-risovanie-v-starshei-grupe-samolyot-istrebitel.html

И.Е.Аллаярова «Симфония красок (конспекты занятий)» с.48 №27

Тема недели

«ЗИМА. ОБОБЩЕНИЕ»

«МОЯ РОДИНА – РОСССИЯ. НАШ ГОРОД. ДОМ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Пингвины на льдинах»

«Моя Родина»

Программные задачи

Учить смешивать краски для получения оттенка; рисовать пингвина, передавать пропорции тела, величину; дополнять работу элементами (снег, полярная ночь, лед).

Упражнять в аккуратном закрашивании.

Развивать любознательность.

Учить выражению художественно – изобразительными средствами представлений о своей Родине.

Создавать замысел в соответствии с заданной темой и подбирать способы передачи своего замысла.

Упражнять в комбинированной технике работы с карандашами, красками и кистью, простым карандашом. Развивать чувство композиции.

Словарная работа

Обогащать словарь – холодные цвета, оттенки, полярная ночь

Обогащать словарь (пейзаж, линия горизонта)

Н.Р.К.

Воспитывать интерес к природным явлениям Родного края

Развивать умение рассказывать о своем рисунке. Воспитывать чувство гордости за свою «малую Родину»

Материал.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; альбом «Краеведение для детей»

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, краски, кисти, салфетки

Методические приемы

1.Рассматривание, чтение худ. литературы

2. Д/у «Повтори за мной» (смешивание цветов краски)

3.Рисование образца.

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание иллюстраций, презентация «Мой край»

2. Д/у «Запомни, назови, что видел»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» с.63 №42-43

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет» с.701

Тема недели

«ПОСУДА»

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ТРУД ПОВАРА»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Гжельский сервиз»

«Жостовский орнамент»

Программные задачи

Формировать представление об особенностях гжели, «гжельской мозаики».

Учить видеть элементы росписи учетом особенностей формы, размера предмета. Учить расписывать гжелью шаблоны.

Упражнять в технике рисования концом кисти (тонкий мазок), широкой кистью.

Развивать представление о цветовосприятии.

Познакомить с традиционным русским народным промыслом «Жостовская роспись»; с построением жостовских орнаментов, украшающих борта подноса. Учить рисовать элементы орнамента кистью, держа ее тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Развивать творческую активность.

Словарная работа

Обогащать словарь - гжельская мозаика

Обогащать словарь – жостовская роспись

Н.Р.К.

Материал.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, фон – шаблон; выставка «Виды мозаики», альбом «Гжельские узоры», «Посуда»

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, фон – шаблон; выставка «Изделия народных мастеров», альбом «Жостовские узоры»

Методические приемы

1.Рассматривание иллюстраций. Беседа

2. Д/и «Посуда»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Беседа. Чтение худ. литературы

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Д/у «Рисуем узор по дорожке»

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

И.Е.Аллаярова «Симфония красок (конспекты занятий)» с.34 №17

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по ИЗО» стр.63№8

Тема недели

«КОСМОС»

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Звездное небо»

«Фантастические цветы»

Программные задачи

Учить создавать образ звездного неба, используя смешанные техники (набрызг, восковые мелки, смешание красок, печать по трафарету). Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Развивать цветовосприятие.

Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов. Показать приемы видоизменения декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов.

Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции; переносить полученные представления в художественную деятельность.

Словарная работа

Обогащать словарь – набрызг, печать по трафарету

Активизировать в речи прилагательные

Н.Р.К.

Материал.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; жесткая кисть, поролоновый тампон, трафарет, картонка для набрызга; эскизы, иллюстрации.

Краски, кисти, баночки с водой, салфетки; жесткая кисть, поролоновый тампон, трафарет, картонка для набрызга; эскизы, иллюстрации.

Методические приемы

1.Рассматривание иллюстраций «Космос»

2. Чтение худ. литературы

3.Рассматриваие иллюстраций к схеме. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание иллюстраций, альбомов, презентаций

2. Чтение худ. литературы

3.Рассматриваие иллюстраций к схеме. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» с.68 №59

Лыкова И.А. «Изо деятельность в детском саду (старшая группа)» с.132 №59

Тема недели

«РЫБЫ »

«НАСЕКОМЫЕ»

Запланированная дата

Фактическая дата

Тема занятия

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

«Бабочки, которых я видел летом»

Программные задачи

Учить рисовать рыб с опорой на схему.

Упражнять в технике нажима на карандаш; в умении правильно держать карандаш тремя пальцами.

Развивать умение делать самостоятельный выбор изобразительных средств (форма, величина, цвет).

Познакомить с техникой монотипии; с симметрией (на примере бабочки).

Упражнять в умении использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок - маленькое).

Развивать пространственное мышление.

Словарная работа

Активизировать словарь по теме – тело, хвост, голова, плавник, чешуя

Обогащать словарь - монотипия

Н.Р.К.

Формировать представления о рыбах Родного края

Материал.

Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, лист бумаги А4, иллюстрации с изображением рыб, водоемов; загадки о рыбах; художественная литература по данной теме; тематические альбома «Рабы Ямала»

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш

Методические приемы

1.Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок.

2. Д/и «Собери картинку (рыб)»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

1.Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок.

2. Д/и «Угадай, что это»

3.Рассматриваие иллюстраций, схем. Рисование образца (элементов, пропорций)

4.Физ.минутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итоги

Оснащение дополнительная литература

Лыкова И.А. «Изо деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)» с.134 №60

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» с.52 №3

Конспект занятия по рисованию

«Орудия труда человека»
(карандаш)

Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы с передачей сокращенного в перспективе круга; познакомить с понятием и сущностью светотени и ее градаций; обогатить и углубить элементарные знания об орудиях труда человека; развивать умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любви к труду, аккуратности.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Орудия труда человека» (карандаш); картонные круги; детские ведро и лопатка; гипсовый цилиндр.

Литературный ряд: стихотворение С. В. Михалкова «Наши дела»; загадки.

Ход

I. Организация

1. Приветствие

II. Постановка темы

Воспитатель. Сегодня тема урока – «Орудия труда человека».

Отгадайте, какие орудия труда вы будете рисовать.

Рядом с дворником шагало, разгребало снег кругом

И ребятам помогало делать гору, строить дом.

  Что это?

Верно, это лопата.

За водой идут – песни звонкие поют,

А назад идут – слезы льют.

  А это что?

Правильно, это ведра.

III. Актуализация знаний

Воспитатель. Как только человек появился на свет, он не захотел зависеть от окружающего мира, а решил этот мир изменить. И люди до сих пор изменяют его – все быстрее и быстрее. Со времен первых орудий труда, созданных еще в каменном веке два миллиона лет назад, люди продолжают изобретать все новые и новые вещи, чтобы сделать жизнь легче, удобнее, безопаснее и увлекательнее. Но некоторые из этих вещей настолько важны, что без них мы не могли бы и сейчас делать определенные трудовые операции. К таким орудиям труда относятся как раз и лопата с ведром.

Игра «Что для чего нужно?»

Воспитатель: Лопата имеет цилиндрическую форму, поэтому сегодня вы узнаете, как надо изображать предметы цилиндрической формы на плоскости листа бумаги.

  Каковы пропорции лопаты и ведра?

  Какую окраску имеют лопата и ведро?

Светотень – это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий.

В рисунке освещенные части предметов называются светом, неосвещенные – тенью.

Педагогический рисунок (показ, индивидуальная работа).

1. Расположим лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге каждым из предметов. Укажем высоту каждого из предметов.

4. Выполним лопату и ведро в тоне с помощью светотени. Рисунок закончен.

Чтобы достичь мягкости перехода от светлого к темному, не следует растирать штрихи пальцем или бумажкой, а надо добиваться этого усилением или ослаблением нажима пальцев на карандаш и изменением расстояния между штрихами. Особое внимание обратите на то, чтобы в штриховке не было случайных пятен или линий.

Показ приемов нанесения светотени посредством рисунка

Самостоятельная работа

Итог

Конспект по рисование

«Чудо - сапожки»

Цель: Расширять представление детей об обуви.

Задачи:

1. Продолжать формировать знания о назначение обуви и                    её частей.

2. Познакомить со сказочной обувью и ее функциями.

3. Формировать умение классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя;

4. Расширять словарный запас; называть обобщающее слово; закреплять умение подбирать антонимы; употреблять в речи качественные прилагательные.

5. Совершенствовать навыки рисования гуашью;

6. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Оборудование: картинки с обувью настоящей и сказочной, карточки с заданием «Подбери обувь» - по количеству детей, разрезные картинки на тему: «Обувь», загадки, гуашь, кисти, клеенки, распечатка контуров сапог-скороходов на каждого ребенка, опорная картинка с видами узоров (круг, точка, волнистая линия, прямая линия.

Ход образовательной деятельности:

1 Организационный момент.

Загадки об обуви.

 (На столе лежат карточки, с изображением обуви – отгадки.  Отгадывая, дети размещают картинки на магнитной доске)

         Чтобы прыгать и скакать?

         Чтобы ножки не опухли,

         Надевать что нужно?

                                               (Туфли)

         Летом жарко в сапогах!

         Чтобы рады были ножки,

         Я надену.

                                               (Босоножки)

         Но их тоже носят ножки.

         В них мы бегаем зимой:

         Утром – в школу,

         Днём – домой.

                                               (Валенки)

         Бойко шлёпаем по лужам.

         Станет солнышко сиять –

         Нам под вешалкой стоять.

                                               (Резиновые сапоги)

         Нужно нам обуть.

                                               (Сапожки)

Входит в группу грустный «Кот в сапогах», плачет и здоровается с детьми.

Кот. Здравствуйте, ребятки! Я не знал к кому мне обратиться и пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги мои совсем прохудились, порвались, даже подошва отвалилась, а на улице уже холодно, лапы мерзнут, болят. Где же мне взять новые сапоги?

       Ответы детей. (Например: В магазине, на рынке).

Воспитатель. Сапоги быстро износились, потому что ты, кот, и зимой, и летом, в одних сапогах ходишь, поэтому у тебя еще и лапы болят. А ведь обувь разная бывает.

Кот. Какая разная?

      (Воспитатель указывает на магнитную доску, где расположены отгадки ранее загаданных загадок.)

 Кот. Так много обуви. Но зачем? Ведь можно всегда и везде ходить в одних сапогах.

Воспитатель. Нет, это вредно для здоровья. Обувь надо тщательно выбирать, чтоб ноги были здоровы, не уставали и не болели. Вот, например, ребята подскажут.

     2.Словарная работа

       (Задание на словообразование)

- Зимой мы носим какую обувь? (Зимнюю)

- Летом …….

- Осенью ……

- Мужчины носят – мужскую.

- Женщины ……..

- Дети ……….

- Спортом занимаются в …….

- Дома, в квартире …….

- На улице …….

Кот. А на праздник девочки ходят в нарядной обуви на высоченных каблуках, да?

      (Ответы детей. Например: нет, детям нельзя ходить на высоких каблуках, это вредно, можно ногу подвернуть, упасть.)

Воспитатель. Ребята, расскажите Коту, как правильно выбрать обувь, какая она должна быть.

      (Ответы детей. Например: обувь должна быть удобная, нужного размера, для спорта – спортивная, для холода – теплая, для жары – легкая).

Воспитатель. Понял?

Кот. Да, все понял. Я побежал в магазин.

Воспитатель. Не нужно тебе кот бегать по магазинам, мы разомнем наши ножки и сделаем тебе обувь.

Физминутка.

Вот они сапожки

Это с левой ножки

Это с правой ножки

Если дождик пойдет

Наденем калошки

Это с правой ножки

Это с левой ножки

Вот как хорошо!

4. Сообщение темы занятия.

5. Рисование

Воспитатель. Ребята, посмотрите, вот сапоги-скороходы. Какие они? Они не яркие. Давайте придумаем каждый себе узор для своих сказочных сапог-скороходов. Что нам понадобиться?

А вы помните, какие бывают узоры?

(Опорная картинка)

С чего начнем?

Сначала сделаем фон, затем, будем рисовать большие элементы, а уж потом - маленькие.

Не забудьте промывать хорошо кисть, после каждой краски.

      (Дети рисуют).

6.Подведение итогов

 Воспитатель. Молодцы! Какую красивую обувь мы нарисовали. Назовите ее ласково. (Ответы детей по очереди).

. Подведение итогов

- Ребята, что такое обувь?

- Зачем она нужна нам?

- Какая бывает обувь?

- Какую вы знаете летнюю обувь?

- Какую зимнюю обувь?

- Какая осенняя обувь бывает?

- Какую сказочную обувь вы знаете?

Дорогой, Кот! А я вот от всех детей и от себя хочу подарить тебе вот такие новенькие, красивые, зимние сапожки.

Кот. Спасибо! Я всю жизнь мечтал о таких. До свидания ребята! Я вас никогда не забуду. Буду приходить к вам в гости.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области