РЕВЕРСИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Айслу Бауржановна Юсупова (Подгородняя Покровка)
МАОУ «Подгороднепокровская СОШ»
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается вопрос о переходе от классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству.
Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.
Молодой специалист ощущает свою значимость в школьном учреждении, растёт его профессиональное мастерство и возможность остаться в школе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита.
Ключевые слова: реверсивное наставничество, профессиональные отношения, субъекты образовательного процесса, зона комфорта, молодой специалист, профессиональное мастерство, образовательный дефицит, реализация собственных инициатив.
REVERSE MENTORING
Aislu Baurzhanovna Yusupova (Podgorodnyaya Pokrovka)
MAOU “Podgorodnepokrovskaya School”
ABSTRACT
This article discusses the transition from the classical methodological model of mentoring to reverse mentoring.
Reverse mentoring is an unconventional form of developing professional relationships between subjects of the educational process of different ages. Both sides of this form of mentoring are forced to leave their comfort zone and learn to think, work and learn in a new way, tolerantly perceive each other’s social, age and communication characteristics.
The young specialist feels his importance in the school institution, his professional skills and the opportunity to stay in school grow. Reverse mentoring is a source of additional opportunity to fill the resource gap for implementing one’s own initiatives and educational deficit.
Key words: reverse mentoring, professional relationships, subjects of the educational process, comfort zone, young specialist, professional excellence, educational deficit, implementation of one’s own initiatives.
Современный педагог независимо от возраста и стажа работы способен реагировать на изменения образовательной ситуации, адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, реализовать свой личностный потенциал в открытом образовательном пространстве. [6, 49 c.]
В условиях становящейся цифровой среды может произойти выгорание педагога. При таких условиях эффективно саморазвитие: постоянное неформальное обучение и развитие, «быть учеником», развитие коммуникативных навыков; иметь всегда «пищу для ума»; творческий подход; формирование собственных педагогических технологий и традиций (вне стандартов и формальных рекомендаций). [2, 6 c.] Наставник способен организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования.
Реверсивное наставничество может стать полноценной заменой курсов повышения квалификации.[7, 20 c.] Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Ценность наставничества заключается в возможности наблюдать за тем, как работает наставник и как он решает актуальные текущие проблемы в тех или иных условиях, т.е. осуществляется передача живого опыта. [4, 88 c.]
Реверсивное наставничество позволяет организовать сотрудничество старшего и более молодого поколения преподавателей в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые тренды, цифровизация и познание современной культуры. [1, 159 c.]
Необходимость создания программы реверсивного наставничества в нашем образовательном учреждении появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития педагогов.
Мною в коллективе школы был проведён социологический опрос по целесообразности программы обратного наставничества. Программа была хорошо принята как младшими, так и старшими педагогами, как способ расширить возможности молодых учителей, развивая новые навыки. Результаты были неожиданными. При опросе 70% опрашиваемых – опытных учителей – хотели бы заниматься с младшими сотрудниками, чтобы получить новые навыки и опыт от следующего развивающегося поколения. Но, следует отметить, что были и те представители, которые без особого энтузиазма восприняли предложенную идею.
Молодые педагоги, в свою очередь, испытывают трудности в методическом становлении, в процессе организации урока, выборе форм и методов обучения.
Анализируя эти данные, мы видим проблему, в том, что классическая система наставничества малоэффективна. Требуются новые формы взаимодействия, которые позволят повысить уровень информационной компетентности «возрастных» педагогов и при этом будут способствовать росту профессионального мастерства молодых педагогов.[5, 168 c.]
Решить данную проблему поможет изменение классического метода наставничества и внедрение в школе модели реверсивного наставничества. Данная модель была разработана на базе МАОУ «Подгороднепокровская СОШ» в соответствии с Приказом Министерства образования и науки ПК №789-а от 23.07.2020 в рамках внедрения Региональной целевой модели наставничества для обеспечения целевых показателей и дорожной карты и в целях реализации в данной образовательной организации национального проекта «Образование».
Цель: организовать сотрудничество старшего и более молодого поколения преподавателей в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые тренды, цифровизация.
Задачи: стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагога, овладение современными педагогическими технологиями, обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, а также отслеживать динамику развития профессиональной деятельности.
Актуальность реверсивного наставничества обусловлена тем, что учителя старшего поколения недостаточно компетентны в области информационно-коммуникационных технологий.
Практическая значимость данной модели наставничества заключается в том, что у опытного педагога, как правило, есть серьёзные методические и дидактические материалы, фонд оценочных средств. Но для реализации обучения в условиях цифрового обучения необходимо педагогу владеть ИКТ-компетентностями, иметь наглядные материалы в электронном виде, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы. Для этого нужно владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами. Также необходима работа на образовательной платформе образовательного учреждения, осуществление взаимодействия и сотрудничества с обучающимися с помощью онлайн – сервисов.
Срок реализации модели реверсивного наставничества 1 учебный год.
1 этап - адаптационный (диагностический). Выявление профессиональных затруднений педагогов, разработка основных направлений работы.
2 этап - основной (проектировочный). Реализация программы наставничества, осуществление корректировки профессиональных умений, оказание методической помощи.
3 этап - контрольно-оценочный. Подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Основной метод реверсивного наставничества:
- консультирование (индивидуальное, групповое): совместное обсуждение, осмысление полученного опыта.
- активные методы: создание проблемных, конфликтных ситуаций, личный пример, информирование, консультирование, дискуссия, круглый стол, игра, мастер-класс и др.
Контроль и оценивание работы наставляемых, наставников и всей программы в целом осуществляется заместителем директора по научно-методической работе.
Оценка осуществляется в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль - 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчета на заседании учителей, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре.
Итоговый контроль - на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемых реализации индивидуального образовательного маршрута.
Выводы и заключение
Таким образом, «чтобы осуществлять наставническую деятельность, недостаточно быть высококвалифицированным педагогом со своей сложившейся системой педагогической деятельности, с использованием цифровых технологий, необходимо развивать творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществлять межличностное общение, обмен опытом, собственными разработками». Реверсивное наставничество – это есть инструмент для открытия каналов общения и обмена знаниями между поколениями. Помогает обрести понимание и мудрость, на получение которых в противном случае могли бы уйти годы.[5, 169 c.]
Со стороны наставляемого необходимо осознание неизбежности трансформации общества, специфики нового поколения, изменений. Личностная готовность к инновациям, их применению в профессиональной деятельности; отношение к наставнической деятельности, позитивное реагирование на предлагаемое обучение, способность действовать в рамках освоенной деятельности при измененных обстоятельствах; устойчивая внутренняя мотивация к осваиваемой деятельности, уровень самоанализа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



