Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г.Челябинска»
ПРОЕКТ: «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»
Подготовительная группа
Выполнила: Пищета О.А.
Актуальность проекта
В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья.
Ещё лет 20 тому назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формирование уважения к труду, учению, старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи.
Современные же родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка «для него самого», то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими людьми, так как не понимает другого, не учитывает его интерес и потребности. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в-третьих – на творческое самовыражение; в-четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как формирование нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль.
И этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, информационно-практико-ориентированный, социально-просветительский.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель и родители.
Цель проекта: создание герба семьи. Стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста; воспитание в детях семейного патриотизма. Формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи проекта:
Формировать у детей представление о себе, своей семье, ее истории и традициях.
Формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи.
Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к своей семье.
Развивать у детей творческие навыки ручного труда и изобразительной деятельности
Развивать у детей связную речь и познавательную активность
Вовлечь родителей в работу над проектом, показать, насколько интересным и радостным может быть совместное с ребенком творчество в домашних условиях.
Основные этапы и формы реализации проекта :
1. Подготовительный.
Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Как составить семейный герб».
Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Сбор информации.
2. Практический
Знакомство с понятиями «эмблема», «символ», «герб».
Беседа с детьми на тему «Герб России».
Беседа с детьми на тему «Герб Челябинска и Челябинской области»
Беседа на темы «Я и моя семья», «Традиции моей семьи». Беседы: «Моя родословная», «Чем я порадую своих родителей» .
Чтение русских народных сказок о подвигах русских богатырей.
Дидактические игры: «Сложи узор», «Найди 2 одинаковых щита», «Выложи узор из мозаик», «Собери картинку». «Назови ласково».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».
Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.
Ситуативное обсуждение домашних рецептов (отзывы о приготовлении блюд дома).
Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой».
Просмотр видео, фото материалов о семьях.
Рисование «Мой дом», «Моя дружная семья», лепка «Кукла- пеленашка», «Чайный сервиз», «дерево счастья».
3. Итоговый.
Совместная деятельность родителей и детей. Пробудить у родителей желание трудиться над развитием своего ребенка, создавать индивидуальный имидж семьи, способствовать проявлению фантазии и творчества. Составление и рисование
«Герб семьи».
Результаты проекта.
- дети получили знание об истории гербов и их символах;
- проявляют заинтересованность традициями и историей своей семьи;
- укрепились взаимосвязи детского сада и семьи;
- Научились «читать» информацию, заложенную в гербе.
Итогом работы над проектом стала выставка рисунков «Герб моей семьи».
Приложение
Беседа: «Что такое семья»
Ребята! Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: «семья»
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз.
На самом деле, приглядитесь по внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
На кого из родных вы похожи внешне? На кого по характеру? Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Верно: Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружеской семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.
Недаром говорится в народе: «не нужен и клад, коли в семье лад», «согласная семья – самая счастливая!»
Что же такое согласная семья?
Правильно! Это семья, где все живут в согласии.
Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Родительское сердце – в детках. «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословиц
Конспект беседы «Родословная»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цели: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе;
Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью;
Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;
Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).
Материалы: фотографии семьи
Ход беседы:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (семья)
Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?
Дети: О семье.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
2. Основная часть
Рассказ детей о своей семье.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят по желанию к фотографиям своей семьи, рассказывают, кто изображён).
Вопросы:
- С кем ты живёшь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
-Кто кому мама?
-Кто кому сын (дочка?
-Для мамы ты кто?
-А для бабушки?
- Для брата сестры?
-Вы любите своих близких? Почему?
-Кто чем занимается в семье?
-Кто о тебе заботится?
-Как ты заботишься о других?
Физминутка. «Моя семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши);
Кто живёт у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч);
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши);
Всех могу пересчитать (пальцем пересчитываем).
Папа, мама, брат, сестрёнка;
Кошка Мурка, два котёнка;
Мой щегол, сверчок и я;
Вот и вся моя семья. (загибают поочерёдно пальцы в руке).
Воспитатель: Читает стихотворения О. Дриз.
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо сырое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся ясно и тепло.
Вот уже солнышко в комнате взошло.
Воспитатель: Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.)Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.)Как вы называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют их ваши родители? (Мама, папа.)
Самые важные и уважаемые в семье считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.) Мы должны их уважать за то, что они дали жизнь нашим родителям.
У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших пап и мам они тоже есть. Скажите, как мы их всех можем назвать? (Родственники.)
Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы думаете, что означает слово «род»? (Предложения детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. Большой род всегда изображали в виде дерева. Которое называют «генеалогическое древо», дети рассматривают «генеалогическое древо» семьи.
Пальчиковая игра «Дружная семья».
(Дети по очереди загибают пальцы в кулак.)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Как хорошо, что у вас есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. (Педагог читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.)
При солнышке тепло, при матери – добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
3. Итог.
-О чём мы с вами говорили?
-Кого можно назвать родственниками?
-Что такое генеалогическое древо?
Молодцы! Вы все хорошо поработали.
Беседа «Символика нашей Родины».
Дорогие ребята! У каждого государства есть свои государственные символы. В цветах флага, в рисунке герба, музыке и словах гимна отражается боевое историческое прошлое, устремления и ценности всех людей, которые живут в этой стране. Символы государства – это святыни, которые объединяют всех людей нашей страны.
Флаг России - трехцветный: сверху проходит белая полоса. Белый цвет означает чистоту России, честность людей. Ниже синяя полоса означает небеса и говорит, что наша Россия связана с богом, который помогает делать россиянам добрые дела и защищает Россию в трудные времена. Красный цвет на нашем флаге - пролитая кровь наших предков, он говорит о том, что мы помним и почитаем всех людей, которые погибли, защищая нашу Родину -Россию во все времена. При подъеме государственного флага ему отдаются воинские почести. Наш флаг появился более 200 лет назад.
Герб России - золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие суверенитет как всей России, так и ее частей. В лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Гимн России - это главная песня нашей страны. Слова гимна отражают чувства патриотизма, уважения к истории нашего государства.
Беседа «Герб Челябинска и Челябинской области»
На протяжении своего долгого существования г. Челябинск сменил несколько гербов. Но неизменным символом города было выносливое животное, которое непосредственно указывало на торговую направленность города, ибо верблюд всегда был участником торговых караванах, проходивших через Челябинскую область из Европы в Азию. Верблюд был и остается на современных геральдических знаках и государственных символах г. Челябинска, таких как герб и флаг. Основой данного герба служит щит, окрашенный в серебряный цвет. Он четырехугольный с вытянутой оконечностью. Нижние его концы имеют закругленную форму. В центр помещен верблюд. Это одногорбый верблюд золотого (желтого) цвета, навьюченный того же цвета тюками. Его голова повернута влево, к правой стороне щита. Поле, на котором стоит животное, зеленого цвета.
На заднем плане прорисована крепостная зубчатая стена, выложенная кирпичом. Данное изображение на гербе это прозрачный намек создателей герба (А.Старцева, В. Крюкова, Р. Маланичева, К. Моченова) на то, что город был основан как казачья крепость.
Цветовое решение герба имеет свое символическое значение.
В современном варианте присутствуют лишь три цвета:
Герб Челябинска до сих пор удивляет обывателей своей необычностью и неожиданным изображением на нем верблюда.
Но челябинцев, знающих историю своего края и города, данный символ не удивляет и не смущает. Жители г. Челябинска прекрасно знают, что через их город проходил караванный путь, по которому везли товары из Китая и Монголии в Европу, и тюрки использовали верблюдов в качестве транспортного средства. Верблюд для горожан уже давно стал символом достатка, благополучия, достижения успеха в любых сферах жизни, а также целеустремленности.
Челябинск, основанный в 1736 году как город-крепость, имел обширные торговые связи, ставшие причиной того, что в геральдической символике этого населенного пункта появился верблюд.
Данная эмблема представляла собой щит, окруженный пушками, знаменами, трубами. Внутри щита на фоне каменной стены было впервые изображено вьючное животное, ставшее символом г. Челябинска – верблюд, еще свободный от поклажи. Это изображение было в употреблении до 1781 г.
Первый официальный челябинский герб появился в тот период времени, когда Челябинск относился к Уфимскому наместничеству. Известен год, когда официально был утвержден этот государственный знак уездного города Челябинска – 1782. Его автором был Александр Андреевич Волков, действительный статский советник, при участии которого были разработаны гербы сотен новых российских городов.
Данный герб был разделен горизонтальной полосой на две равные части. В каждой из этих частей были помещены представители животного мира. В верхней половине — бегущая куница с распушенным хвостом. Изображение этого ценного пушного зверька на эмблеме подчеркивало главенство Уфы над другими городами наместничества, среди которых Челябинск, Бирск, Стерлитамак, Багульма и другие.
Нижнюю часть герба занимал верблюд, фигура которого обращена к правой стороне геральдического щита. Помещенный на герб города в XVIII столетии он был символом того, что Челябинск развивается как торговый город, что торговля является основным видом деятельности, за счет которой существует сам город и кормятся его жители. Данный герб просуществовал вплоть до революции 1917 г.
После революции от старого герба царской эпохи отказались. На протяжении советского периода герб у Челябинска отсутствовал. Хотя предлагались различные его проекты с атрибутикой того времени. На герб пытались поместить трактор, раскрытую книгу и даже сталелитейный ковш, а также все того же верблюда.
Челябинск вновь обрел герб только в 1994 году. По инициативе губернатора города В. Тарасова Валерий Крюков и Андрей Старцев создали данный геральдический знак. На щите прямоугольной формы была изображена зубчатая кирпичная стена. Все это было изображено в серебреном цвете. В центре была фигура верблюда, повернутая к правой стороне щита. Животное было натурального цвета, на его спине – червленые тюки. За щитом — два положенных накрест золотых молота, соединенные червленой же лентой, а над ним — массивная пятизубчатая золотая корона.
Из-за многочисленной геральдических недостатков этот герб не был официально зарегистрирован, но он использовался на официальных мероприятиях, таких как празднование 260-летие Челябинска.
Официальный символ области был утверждён в 2002 году. Он представляет собой французский геральдический щит красного цвета, в центре которого размещается белый верблюд с жёлтой поклажей. Голова животного повёрнута влево. Щит обрамляют две красные ленинские ленты, а вверху над ним находится золотая корона.
Верблюд символизирует терпение и мудрость, а также долголетие. Золотой цвет на лентах ассоциируется с богатством края и его могуществом. Красный обычно является знаком борьбы и пролитой крови, но здесь он соотносится с огнём и теплом. Красный цвет на гербе Челябинской области символизирует главные экономические сферы региона – металлургическую промышленность и энергетику. Белый или серебряный цвет животного означает справедливость и благородство. Золотая корона над щитом сообщает о статусе области как субъекта Российской Федерации. Красные ленты ордена Ленина говорят о заслугах региона перед страной. Область дважды получала награду: первый раз в 1956 году за успешное освоение целины и получение богатого урожая, второй - в 1970 году за развитие тяжёлой промышленности и других отраслей хозяйства.
История герба
Кроме множества аллегорических значений, есть и другие основания считать символом региона именно верблюда. История герба Челябинской области началась давно. В Средневековье через эту местность пролегал Великий шёлковый путь, который соединял Восточную Азию и Средиземноморье. Верблюды в то время были подходящим транспортом для перевозки ценного товара. В 1737 году на территории области была образована Исетская провинция. Её герб впервые и украсило такое экзотическое животное. Хотя для провинции оно не было столь редким, ведь в её южных районах вместе со свиньями и овцами разводили и верблюдов. В 1999 году появился новый вариант герба Челябинской области. В центре красного щита находилось мифическое создание – Симаргл – животное из индоевропейских мифов в виде крылатого льва. Он должен был символизировать огромное количество этносов, проживающих в регионе. Золотой меч в его лапе свидетельствовал об оборонном значении местной экономики. В основании щита размещалось стилизованное изображение скал, что говорило о географическом положении края. Над щитом находилась золотая корона, а по бокам его держали два зверька. У других городов Челябинской области гербы не менее интересные. Давайте рассмотрим некоторые из них.
«Герб представляет собой щит с изображением лося, стоящего на каменистом откосе на фоне голубого неба. В верхней части щита на отдельном голубом поле высечено название города — „Миасс“. В правой верхней части фона, окружающего лося, расположен год основания города. Лось символизирует державность уральского города. Скалистый грунт под ногами животного говорит о возрасте края. Композиционное решение герба основано на контрасте двух начал — одушевлённого и неодушевлённого. Подобным образом выполнено цветовое решение герба. Основной цвет светло-голубой — несёт информацию о чистоте атмосферы. Более плотный цвет — голубой — символизирует водные богатства озёрного края. Изображение лося присутствует в наскальных рисунках, на стенах пещер в окрестностях Миасса»
Красное поле щита является символом огня, в котором плавится металл, характеризуя Златоуст как родину русского булата и один из центров качественной металлургии России.
Красное поле щита также говорит о силе и мужестве жителей города, их активном участии в крупнейших исторических событиях XVIII-XX вв., и напоминает о том, что город был основан тульскими промышленниками Мосоловыми (поле щита герба Тулы - красное).
Стилизованное изображение крылатого коня символизирует уникальное искусство златоустовской гравюры на стали и высокий талант златоустовских мастеров. Его создателем является легендарный гравер Иван Бушуев, образ коня также стал героем сказа Павла Бажова «Иванко-крылатко».
Золотой цвет пояса говорит о богатстве уральских недр и напоминает об имени города - Златоуст (золото в геральдике также символизирует прочность, величие, великодушие).
Облик главного символа города согласно геральдическому описанию выглядит так: «В серебряном поле черная пирамида». Символика пирамиды-треугольника многозначна. С одной стороны, черный треугольник – символ горы Магнитной, давшей жизнь нашему городу. С другой стороны, он образно передает контур палатки – жилища первостроителей Магнитки. Кроме того, черный треугольник – знак железа – аллегорически показывает город как центр черной металлургии. Это символ решительности, стойкости, энергичности, стремления к совершенству.
Герб Магнитогорска может изображаться в двух версиях: с вольной частью и без неё. Первая предполагает наличие в верхнем углу герба города красного четырехугольника с фигурами из герба области. Он может изображаться многоцветным, одноцветным и одноцветным с использованием условной штриховки
Герб могут обрамлять ленты орденов Ленина и Трудового Красного знамени. Именно таких наград удостоен наш город за заслуги в индустриализации страны, развитие промышленного производства и значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков.
Герб символизирует Чебаркуль как «страну здоровья», центр курортной зоны Челябинской области.
Чебаркуль основан как крепость на границе русских и башкирских земель, которая стояла на защите юго-восточных рубежей России.
Крепость с четырьмя бастионами – символ предусмотрительности, защиты от любых нападений.
Листья – символ плодородия, роста обновления. Тройные листы земляники, как и сама цифра три, олицетворяют трехчастную природу мира: небо, землю, воду.
Листья, сложенные кольцом ( в круг), символизируют единство, гармонию, цельность, вечность, непрерывное движение жизни.
Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие, возвышенность мыслей, достоинство.
Серебро – символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности.
Лазоревая часть герба указывает на озеро Чебаркуль ( в переводе с тюркского « чебар» - пестрый, «куль» - озеро), на берегу которого и был основан город.
Зеленый – цвет природы, здоровья, символизирует изобилие, жизнь и возрождение, надежду, процветание.
Серебро, лазурь и зелень символизируют также благоприятные природные и климатические условия для отдыха и лечения людей.
Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста:



