УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОСИННИКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №19 «Ромашка»
Автор-составитель:
Сафронова Ирина Юрьевна
Актуальность.
В настоящее время все больше детей имеют различные речевые нарушения. К таким нарушениям относятся: дефекты звукопроизношения, низкая способность различать фонемы русского языка, затруднения звукового анализа слова, а также недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, нарушения речи сопровождаются недоразвитием мелкой моторики пальцев рук.
Для совершенствования речевой деятельности дошкольника необходимо создать эмоционально благоприятную образовательную ситуацию, которая будет способствовать возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Цель: Способствование активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
-совершенствование навыка звукового анализ слов.
-развитие фонематических представлений.
-автоматизация правильного звукопроизношения.
-развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.
-развитие слухового внимания, памяти и мышления.
-повышать интерес к логопедическим занятиям.
-повышать познавательную мотивацию.
Возраст: для детей 5-7 лет.
Пособие может использоваться:
В совместной деятельности детей;
В ходе режимных моментов;
Индивидуально и подгруппами.
Достоинства:
-яркость и красочность;
-многофункциональность.
Ожидаемый результат:
-улучшение звукопроизношения;
-овладение навыками звукового анализа слов;
-совершенствования фонематического восприятия;
-развитие мелкой моторики;
-совершенствования грамматического строя речи.
Описание пособия: макет дома сделан из ПВХ (пластиковых труб), пособие разработано на одной стенки «Логодомика», имеет картонную основу и тканевое покрытие с двух сторон голубого цвета, цветной фетр с накладными окошками и кармашками для индивидуальных заданий.
Использовалась различная фурнитура: молния, колокольчик, цветные прищепки, бусы, ремешки, верёвочки, липучки, магнитная полоска, буквы на магнитах, ткань.
Исходя из этих факторов, мы разработали и изготовили игровое многофункциональное пособие «Логодомик», помогающее работать над закреплением правильного звукопроизношения. Совершенствования звукового анализа и фонематического восприятия. Также с помощью пособия «Логодомик» развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность.
Ход игры:
Первый вариант
Педагог: Вот стоит домик.
Кто в нем живет? Гномик?
А может, в нем живет игра?
Нам заглянуть сюда пора!
Ты окошко выбирай,
Игру скорее выполняй!
Ребенок на выбор выбирает окошечко, которое его привлекает. Затем достает из него игру.
Педагог:
Вот какие здесь дары!
Слушай правила игры!
(Педагог читает правило игры, ребенок выполняет задание)
Второй вариант:
Педагог:
Вышло солнце из-за туч,
Протянуло (имя ребенка) луч.
(Имя ребенка) тронула рукою:
Вот ты, солнышко, какое!
А чтобы солнышко грело, поиграем в Дидактическую игру «Назови первый звук в слове». Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, Покрутили, Постучали
И – открыли!
Тут у нас - Дидактическая игра «ОН, ОНА, ОНО, ОНИ». Цель игры: развивать речь детей - умения классифицировать существительные мужского, женского, среднего рода; формировать представления о словах, используемых только во множественном числе; развивать логическое мышление.
Педагог: Я предлагаю открыть шторки!
Впустить свет в своё окно!
И лучик солнышка проворный,
Играет пусть теперь с тобой.
Дидактическая игра «Добавь слова».
Цель игры: развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение.
Дидактическая игра «Маленькие слова».
Цель: Формирование умений составлять предложения по данным схемам. Формирование умений употреблять предлоги (маленькие слова).
«Какая буква пропала?»
Цель: развитие зрительной памяти.
На магнитную полоску выставляется
4 – 6 букв. Ребенок смотрит на них,
а потом отворачивается.
Затем взрослым убирается 1 буква. Ребенок должен определить какая буква пропала.
Третий вариант:
Педагог:
Например, сегодня возле домика ребенок встречает герой (Незнайка, гномик и др.), двери дома закрыты на замочек. Создается проблема, построенная на любопытстве ребенка: чтобы открыть замок, нужно что-то сделать. Например, Незнайка просит с ним поиграть.
В конце занятия ребенок открывает ключом дверь дома, и получает подарок (картинку, наклейку или сладкий приз).
Вывод:
Можно сделать вывод, что благодаря пособию «Логодомик» у детей повысилась мотивация и интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность. Ребёнок постоянно находится в движении - при выполнении различных заданий он не сидит, а двигается вокруг «Логодомика», активно действует руками, контролирует себя.
Приложение 1
Игры для дидактического пособия:
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Задачи: развивать мыслительные операции, развивать фонематический слух, закреплять графический образ букв.
Ход игры: ребёнку предлагается определить с какого звука начинается название предмета, изображенного на картинке и обозначить соответствующую букву картинкой.
Например: гусь – [Г], апельсин – [А].
Дидактическая игра «ОН, ОНА, ОНО, ОНИ».
Цель игры: развивать речь детей - умения классифицировать существительные мужского, женского, среднего рода; формировать представления о словах, используемых только во множественном числе; развивать логическое мышление.
Необходимо разложить все предметы, изображённые на маленьких карточках, по домикам, на которых имеются надписи: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.
Просите ребёнка назвать предмет, подумать, в какой домик его необходимо отправить и попросите обосновать выбор.
В игру можно добавить задание - придумать предложение с данным предметом или охарактеризовать его.
Можно поупражняться в умении согласовывать существительные с прилагательными (притяжательными - бабушкины очки, качественными - колючий кактус, относительными - деревянные санки).
Дидактическая игра «Маленькие слова».
Цель: Формирование умений составлять предложения по данным схемам. Формирование умений употреблять предлоги (маленькие слова).
Педагог выкладывает схему предложения (предметная картинка, слово-действие, схема предлога, предметная картинка), дети составляют предложение, выделяя маленькое слово (предлог).
Дидактическая игра «Добавь слова».
Цель игры: развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение.
Игровой материал: картинки фразового конструктора: существительные, действия. Признаки, существительные дополнения.
Игровые действия:
1 вариант. Педагог предлагает детям добавить слова в предложение,
выкладывает существительное и действие, дети добавляют слово дополнение, например. «Катя несёт… мяч, зонт, будильник...
Педагог организует работу с предложением, задает вопросы к каждому слову, просит повторить предложение.
2 вариант. Педагог предлагает послушать предложение, например, «Тётя читает книгу». Далее спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про книгу, какая она (интересная и т.д.)? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»
Игра «Составь предложение, используя мнемосхему».
Цель: использование технологии мнемотехники для составлении предложений, применяя простые и сложные предлоги.
Описание: педагог предлагает ребенку рассмотреть карточку с мнемосхемой, и составить предложение, используя нужный предлог.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое» – метод речевого и познавательного развития ребенка.
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Продукты питания».
Материал: предметные картинки с изображением продуктов питания.
Ход игры: ребенок выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Каша из риса (какая?) – рисовая;
Суп из гречки (какой ?) – гречневый;
Варенье из яблок (какое ?) –яблочное.



