Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о своей семье, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект «Моя семья»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Актуальность проекта:

Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная  культура, нормы поведения в обществе.   Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере  родных и близких.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выявили проблемы, что

- большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих родителях, не говоря уже о бабушках и дедушках;

- затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи;

- у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи»;

-многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.

Чтобы изменить такое положение мы поставили перед собой цель:

Формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о своей семье, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- формировать представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям и праздникам;

- развивать представление о ближнем окружении, о родственных связях;

- познакомить с понятиями «генеалогическое древо семьи», «родословная»;

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявление заботы о родных людях;

- расширять словарный запас.

2) с родителями:

- вызывать интерес у родителей к проектной деятельности как способу развития познавательного интереса дошкольников;

- приобщать родителей к формированию семейных ценностей: установление в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций;

- привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных в рамках проекта.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители.

Ресурсное обеспечение проекта:

- кадровые ресурсы: воспитатели, родители и воспитанники группы;

- материальные ресурсы: ноутбук, принтер, магнитофон, методическая литература, дидактические игры и пособия, художественная литература;

- информационные ресурсы: см. Приложение 2.

Ожидаемые результаты:

 - Расширение знаний детей о своей семье, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.

- Расширение представлений детей о родственных отношениях, о своих родителях, профессии родителей.

- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

- Появление потребности в создании генеалогического древа семьи.

- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

- Пополнение и активизация словаря.

- Укрепление детско-родительских отношений.

- Активное участие родителей в жизни детского сада.

Продукт проекта:

1.Изготовление альбома «Моя семья».

2.Составление генеалогического древа семьи, символов семьи (герб, флаг).

3.Совместное развлечение (Шар – шоу)».

4.Выставка работ «Творческая мастерская».

5.Создание уголка «Наряжуха» для сюжетно-ролевых игр.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (1 неделя октября)

2.Основной (3 недели октября – 4 недели ноября)

3.Заключительный (5 неделя ноября)

Результаты проекта:

В результате проведенной работы дошкольники:

- имеют представление о родословной, как истории семьи;

- имеют представление о родственных отношениях;

- понимают значимость семьи в жизни каждого человека;

- проявляют уважительное отношение и любовь к родным и близким, к окружающим людям;

- называют фамилию, имя, отчество, профессии членов семьи.

Мы отметили:

- у воспитанников возрос интерес к своей семье, ее прошлому и настоящему.

- появилось желание заботиться о членах семьи, быть похожими на близких людей в делах, поступках.

Таким образом, реализация проекта «Моя семья» вызвала эмоциональный отклик у всех участников. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту во многих семьях появились свои символы – герб и флаг, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатится словарный запас детей.

Перспектива дальнейшего развития проекта

В дальнейшем планируется:

- Пополнение сюжетно – ролевых игр атрибутами.

- Проведение совместного праздника «День защитника Отечества».

Приложение 1

Комплексно-тематический модуль по проекту

«Моя семья».

Образовательная область

Форма организации детских видов деятельности

Художественно-эстетическое развитие

- ООД: рисование на тему «Что больше всего любишь рисовать», «Матрёшки», «Придумай узор», «Строительство в нашем городе», «В городе построены разные дома»

- Раскраски на тему «Моя семья», «Мой город»

- ООД: сказки «Три поросёнка», «Волшебные семена», «Винни-пух и все-все-все»

- Чтение художественной литературы: «Моя родня»

Я. Аким, «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Про бабушку» Мошковская, «Красная Шапочка»

Ш. Перро, РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», стихи Я. Жабко «Когда маленькой была», «Солнышко моё», «Молодец, сыночек мой», сказка М. Горького «Самовар», «Родина» З. Александрова, «Моя улица» С. Михалков, «Мой город» Л. Яхнин

- Разучивание стихотворения «Моя Родина», «Семья»

- Разучивание считалки «Кто живёт у нас в квартире?»

- Драматизация сказки «Репка на новый лад»

- Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные сказки»

- Прослушивание песен о Вятском крае, «С чего начинается Родина?», «От чего так в России берёзы шумят», «Колыбельные», «Из чего же сделаны наши девчонки?», «Настоящий друг»

- Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови»

- Рассматривание иллюстраций: «Отдых в семье», «Семья», «Достопримечательности города Кирова»,

- Рассматривание тематических альбомов: «Такие разные и такие похожие», «Мои права», «Профессии», «Архитектура»

- Рассматривание семейных фотоальбомов

Творческая мастерская:

- ООД лепка на тему «Моя любимая игрушка», «Чайный сервиз для кукол», «Три медведя»

- Пластилинография «Моё имя», «Красивый узор»

- ООД аппликация на тему «Моя любимая игрушка», «Девочка в красивом платье», «Избушка, в которой жили три медведя»,» Моя семья», «Наша улица»

- Аппликация «Салфетка для бабушкиных очков», «Моя семья», «Дома на нашей улице»

- ООД изготовление поделок «Бумажный городок»

- Коллаж «Мир увлечений»

- Рисование на тему «Мой любимый город», «Мой дом», «Как я помогаю маме», «Моя мама (мой папа)», «Портрет бабушки и дедушки»,

- Совместная деятельность оригами «Домашние животные»

Социально-коммуникативное развитие

-Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека, «Детский сад», «Дом», «Больница», «Семья», «В гости к бабушке», «Идём в гости», «Концерт», «Семейное путешествие», «Семейный поход в музей», «Шофёры», «Парикмахерская»

- Строительные игры: «Красивый город», «Архитекторы», «Построим город с башнями», «Дом для моей семьи», «Мебельная фабрика», «Строим город»

- Режиссёрская игра с маленькими машинками и куколками с использованием макета «Дом», «Моя улица»

-Проблемные ситуации «Как нужно поступить», «Кто я?»

- Моделирование ситуации «Сделай комплимент»

- Инсценировка сказок «Колобок», «Теремок»,

«Как мы помогаем маме»,

- Ситуативные разговоры: «Правила в детском саду», «Я девочка, и поэтому…», «Мальчики должны уметь…», «Что можно назвать «счастьем», «Здоровая семья», «Для чего человеку фамилия», «Близкие и дальние родственники», «Хорошие и плохие поступки», «Города», «Большая и малая родина», «Моё любимое место в городе», «Знаменитые люди Вятского края», «Дымковская игрушка»

- Трудовые поручения дома и в детском саду

- Совместное мероприятие (дети-родители-воспитатели): развлечение «Шар-шоу»

Физическое развитие

- Утренняя гимнастика «Кошкин дом», «Репка»

- Пальчиковые игры

- Гимнастика с массажными мячиками

- Физкультминутки

- Подвижная игры: «День и ночь», «Третий лишний», «Найди пару», «Что мы делали, не скажем, а что делали – покажем», «Море волнуется», «Мы весёлые ребята», «Бездомный заяц», «Пустое место», «Если нравится тебе…», «Гуси-гуси», «Ровным кругом»

Познавательное развитие

- ООД на тему «Имею право жить», «Кто помогает тебе быть здоровым», «Моя семья», «О происхождении фамилий», «Тайна имени», «Моя улица»

-Дидактические игры: «Что лишнее», «Что радует и что огорчает пожилых людей», «Кто что делает», «Бывает -не бывает», «За что нам нравятся девочки»,

«За что нам нравятся мальчики», «Скажи мне, почему…?», «Хорошо – плохо»,

«Назови домашний адрес», «Назови одним словом»,

«Кто для кого?», «Я знаю пять названий…», «Добрые дела», «Я живу на … этаже», «Кто больше назовёт»,

«Предметы, облегчающие труд», «Цветик – семицветик», «Закончи предложение»

- Игра «Герои сказок – какие права они нарушили»

- Игра - пазлы «Сказки»

- Настольно печатные игры «Лото», «Шашки»,

«Сложи картинку», «Палочки Кьюзенера»

- Копилка загадок о семье

- Опытно-экспериментальная деятельность «Разлей поровну» (с водой)», «Печати»

- Рассказ педагога: «Как принимать гостей»

- Вечер вопросов «Задай вопрос Почемучке»

- Рассматривание модели «Генеалогическое древо»

- Составление правил безопасности дома и в детском саду

Речевое развитие

- ООД: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки», составление сюжетного рассказа по картине «Семья», пересказ рассказа Н. Калининой

«Разве так играют?», составление сюжетного рассказа по картине «Мой город»

-Тематические беседы «Я - человек», «Я имею право», «Моё имя», «Я и мои друзья», «Семья – это мы. Семья – это я», «Традиции семьи», «Мир семейных увлечений», «Бабушки и дедушки рядом с нами», «Отдых семьи», «Семья в моей жизни», «Все работы хороши», «Правила жизни в семье», «Что я знаю о своей семье», «Символы семьи»

-Составление творческих рассказов «Расскажу о себе», «Каким я хочу быть», «Что меня радует», «Как я помогаю дома», «Какую пользу приносит труд мамы (папы)»

- Речевые игры «Доскажи словечко», «Как живёшь?», «Подбери слово», «У оленя дом большой», «Узнай друга по голосу»

- Дидактические игры «Отгадай дружочка по описанию», «Какой, какая, какое?», «Скажи наоборот»

- Музыкально- дидактические игра «Угадай, кто позвал»

- Обсуждение смысла пословиц «Родина любимая, что матушка родимая», «В дружной семье даже в холод тепло», «Везде хорошо, а дома лучше»

Приложение 2

Список используемой литературы

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

Журавлева Л. С. «Солнечная тропинка» Мозайка – Синтез

Клековкина Т.П. Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста КИПК и ПРО, 2009

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. «Мы живем в России» Москва, 2010

Шукшина С. Е. «Я и мое тело» методическое пособие Москва Школьная Пресса, 2009

Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» Мозайка – Синтез

Алябьева Е. А. «Развитие воображения и речи детей» Игровые технологии.

Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» Творческий центр «Сфера»

Нефедова К. Л. «Дом. Какой он?» Издательство ГНОМ, 2015

Миронова Р.М. «Игра в развитии активности детей»

Шорыгина Т. А. «Профессии какие они?» Творческий центр «Сфера», 2014

Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движения» Творческий центр «Сфера», 2014

Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Творческий центр «Сфера», 2014

Интернет ресурсы

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.01.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области