Проект «Моя семья»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Актуальность проекта:
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выявили проблемы, что
- большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих родителях, не говоря уже о бабушках и дедушках;
- затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи;
- у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи»;
-многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.
Чтобы изменить такое положение мы поставили перед собой цель:
Формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о своей семье, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- формировать представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям и праздникам;
- развивать представление о ближнем окружении, о родственных связях;
- познакомить с понятиями «генеалогическое древо семьи», «родословная»;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявление заботы о родных людях;
- расширять словарный запас.
2) с родителями:
- вызывать интерес у родителей к проектной деятельности как способу развития познавательного интереса дошкольников;
- приобщать родителей к формированию семейных ценностей: установление в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций;
- привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных в рамках проекта.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
- кадровые ресурсы: воспитатели, родители и воспитанники группы;
- материальные ресурсы: ноутбук, принтер, магнитофон, методическая литература, дидактические игры и пособия, художественная литература;
- информационные ресурсы: см. Приложение 2.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей о своей семье, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
- Расширение представлений детей о родственных отношениях, о своих родителях, профессии родителей.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Появление потребности в создании генеалогического древа семьи.
- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
- Пополнение и активизация словаря.
- Укрепление детско-родительских отношений.
- Активное участие родителей в жизни детского сада.
Продукт проекта:
1.Изготовление альбома «Моя семья».
2.Составление генеалогического древа семьи, символов семьи (герб, флаг).
3.Совместное развлечение (Шар – шоу)».
4.Выставка работ «Творческая мастерская».
5.Создание уголка «Наряжуха» для сюжетно-ролевых игр.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (1 неделя октября)
2.Основной (3 недели октября – 4 недели ноября)
3.Заключительный (5 неделя ноября)
Результаты проекта:
В результате проведенной работы дошкольники:
- имеют представление о родословной, как истории семьи;
- имеют представление о родственных отношениях;
- понимают значимость семьи в жизни каждого человека;
- проявляют уважительное отношение и любовь к родным и близким, к окружающим людям;
- называют фамилию, имя, отчество, профессии членов семьи.
Мы отметили:
- у воспитанников возрос интерес к своей семье, ее прошлому и настоящему.
- появилось желание заботиться о членах семьи, быть похожими на близких людей в делах, поступках.
Таким образом, реализация проекта «Моя семья» вызвала эмоциональный отклик у всех участников. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту во многих семьях появились свои символы – герб и флаг, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатится словарный запас детей.
Перспектива дальнейшего развития проекта
В дальнейшем планируется:
- Пополнение сюжетно – ролевых игр атрибутами.
- Проведение совместного праздника «День защитника Отечества».
Приложение 1
Комплексно-тематический модуль по проекту
«Моя семья».
Образовательная область | Форма организации детских видов деятельности |
Художественно-эстетическое развитие | - ООД: рисование на тему «Что больше всего любишь рисовать», «Матрёшки», «Придумай узор», «Строительство в нашем городе», «В городе построены разные дома» - Раскраски на тему «Моя семья», «Мой город» - ООД: сказки «Три поросёнка», «Волшебные семена», «Винни-пух и все-все-все» - Чтение художественной литературы: «Моя родня» Я. Аким, «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Про бабушку» Мошковская, «Красная Шапочка» Ш. Перро, РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», стихи Я. Жабко «Когда маленькой была», «Солнышко моё», «Молодец, сыночек мой», сказка М. Горького «Самовар», «Родина» З. Александрова, «Моя улица» С. Михалков, «Мой город» Л. Яхнин - Разучивание стихотворения «Моя Родина», «Семья» - Разучивание считалки «Кто живёт у нас в квартире?» - Драматизация сказки «Репка на новый лад» - Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные сказки» - Прослушивание песен о Вятском крае, «С чего начинается Родина?», «От чего так в России берёзы шумят», «Колыбельные», «Из чего же сделаны наши девчонки?», «Настоящий друг» - Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови» - Рассматривание иллюстраций: «Отдых в семье», «Семья», «Достопримечательности города Кирова», - Рассматривание тематических альбомов: «Такие разные и такие похожие», «Мои права», «Профессии», «Архитектура» - Рассматривание семейных фотоальбомов Творческая мастерская: - ООД лепка на тему «Моя любимая игрушка», «Чайный сервиз для кукол», «Три медведя» - Пластилинография «Моё имя», «Красивый узор» - ООД аппликация на тему «Моя любимая игрушка», «Девочка в красивом платье», «Избушка, в которой жили три медведя»,» Моя семья», «Наша улица» - Аппликация «Салфетка для бабушкиных очков», «Моя семья», «Дома на нашей улице» - ООД изготовление поделок «Бумажный городок» - Коллаж «Мир увлечений» - Рисование на тему «Мой любимый город», «Мой дом», «Как я помогаю маме», «Моя мама (мой папа)», «Портрет бабушки и дедушки», - Совместная деятельность оригами «Домашние животные» |
Социально-коммуникативное развитие | -Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека, «Детский сад», «Дом», «Больница», «Семья», «В гости к бабушке», «Идём в гости», «Концерт», «Семейное путешествие», «Семейный поход в музей», «Шофёры», «Парикмахерская» - Строительные игры: «Красивый город», «Архитекторы», «Построим город с башнями», «Дом для моей семьи», «Мебельная фабрика», «Строим город» - Режиссёрская игра с маленькими машинками и куколками с использованием макета «Дом», «Моя улица» -Проблемные ситуации «Как нужно поступить», «Кто я?» - Моделирование ситуации «Сделай комплимент» - Инсценировка сказок «Колобок», «Теремок», «Как мы помогаем маме», - Ситуативные разговоры: «Правила в детском саду», «Я девочка, и поэтому…», «Мальчики должны уметь…», «Что можно назвать «счастьем», «Здоровая семья», «Для чего человеку фамилия», «Близкие и дальние родственники», «Хорошие и плохие поступки», «Города», «Большая и малая родина», «Моё любимое место в городе», «Знаменитые люди Вятского края», «Дымковская игрушка» - Трудовые поручения дома и в детском саду - Совместное мероприятие (дети-родители-воспитатели): развлечение «Шар-шоу» |
Физическое развитие | - Утренняя гимнастика «Кошкин дом», «Репка» - Пальчиковые игры - Гимнастика с массажными мячиками - Физкультминутки - Подвижная игры: «День и ночь», «Третий лишний», «Найди пару», «Что мы делали, не скажем, а что делали – покажем», «Море волнуется», «Мы весёлые ребята», «Бездомный заяц», «Пустое место», «Если нравится тебе…», «Гуси-гуси», «Ровным кругом» |
Познавательное развитие | - ООД на тему «Имею право жить», «Кто помогает тебе быть здоровым», «Моя семья», «О происхождении фамилий», «Тайна имени», «Моя улица» -Дидактические игры: «Что лишнее», «Что радует и что огорчает пожилых людей», «Кто что делает», «Бывает -не бывает», «За что нам нравятся девочки», «За что нам нравятся мальчики», «Скажи мне, почему…?», «Хорошо – плохо», «Назови домашний адрес», «Назови одним словом», «Кто для кого?», «Я знаю пять названий…», «Добрые дела», «Я живу на … этаже», «Кто больше назовёт», «Предметы, облегчающие труд», «Цветик – семицветик», «Закончи предложение» - Игра «Герои сказок – какие права они нарушили» - Игра - пазлы «Сказки» - Настольно печатные игры «Лото», «Шашки», «Сложи картинку», «Палочки Кьюзенера» - Копилка загадок о семье - Опытно-экспериментальная деятельность «Разлей поровну» (с водой)», «Печати» - Рассказ педагога: «Как принимать гостей» - Вечер вопросов «Задай вопрос Почемучке» - Рассматривание модели «Генеалогическое древо» - Составление правил безопасности дома и в детском саду |
Речевое развитие | - ООД: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки», составление сюжетного рассказа по картине «Семья», пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?», составление сюжетного рассказа по картине «Мой город» -Тематические беседы «Я - человек», «Я имею право», «Моё имя», «Я и мои друзья», «Семья – это мы. Семья – это я», «Традиции семьи», «Мир семейных увлечений», «Бабушки и дедушки рядом с нами», «Отдых семьи», «Семья в моей жизни», «Все работы хороши», «Правила жизни в семье», «Что я знаю о своей семье», «Символы семьи» -Составление творческих рассказов «Расскажу о себе», «Каким я хочу быть», «Что меня радует», «Как я помогаю дома», «Какую пользу приносит труд мамы (папы)» - Речевые игры «Доскажи словечко», «Как живёшь?», «Подбери слово», «У оленя дом большой», «Узнай друга по голосу» - Дидактические игры «Отгадай дружочка по описанию», «Какой, какая, какое?», «Скажи наоборот» - Музыкально- дидактические игра «Угадай, кто позвал» - Обсуждение смысла пословиц «Родина любимая, что матушка родимая», «В дружной семье даже в холод тепло», «Везде хорошо, а дома лучше» |
Приложение 2
Список используемой литературы
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
Журавлева Л. С. «Солнечная тропинка» Мозайка – Синтез
Клековкина Т.П. Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста КИПК и ПРО, 2009
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.К.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. «Мы живем в России» Москва, 2010
Шукшина С. Е. «Я и мое тело» методическое пособие Москва Школьная Пресса, 2009
Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» Мозайка – Синтез
Алябьева Е. А. «Развитие воображения и речи детей» Игровые технологии.
Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» Творческий центр «Сфера»
Нефедова К. Л. «Дом. Какой он?» Издательство ГНОМ, 2015
Миронова Р.М. «Игра в развитии активности детей»
Шорыгина Т. А. «Профессии какие они?» Творческий центр «Сфера», 2014
Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движения» Творческий центр «Сфера», 2014
Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Творческий центр «Сфера», 2014
Интернет ресурсы